«Отворяй ворота, в гости едет Коляда!»

 
 

Михайлова Ольга Владимировна,

музыкальный руководитель МКДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Троценко Наталья Александровна,

музыкальный руководитель

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

«Отворяй ворота, в гости едет Коляда!»

В последнее время обращение к народным истокам, фольклорному искусству стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов и традиционным для использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Наша задача – научить детей видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.

Обращение к фольклору в современном дошкольном воспитании и актуально, и естественно. Игровые, художественно-образные формы взаимодействия взрослых с малышами и детей друг с другом, запечатленные в жанрах фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребенка, отвечают его возможностям и потребностям.

Процесс приобщения к традициям и народному творчеству должен начинаться как можно раньше. Как говорится в русском народе, «с молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа – через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след и вызовет устойчивый интерес.

В нашем детском саду давно сложилась традиция проводить для дошкольников народные праздники: «Рождественские посиделки», «Коляда», «Масленица». Организация таких праздников позволяет обогащать музыкальные впечатления дошкольников и воспитывать человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной культуры.

В ходе праздников мы обязательно используем музыкально-ритмические движения и русское народное музыкально-игровое творчество в соответствии с частью программы, формируемой участниками образовательных отношений «Веселые нотки», разработанной в нашем детском саду.

Хотим предложить вашему вниманию сценарий праздника «Отворяй ворота, в гости едет Коляда!»

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность.

Задачи:

– Расширять представления о традициях и обычаях народов России.

– Знакомить с обрядовыми праздниками.

– Развивать у детей способность выразительно выполнять игровые и танцевальные образы.

– Совершенствовать ритмическую точность, образность движений.

– Развивать координацию пальцев рук с текстом, ритмический слух, эмоциональную выразительность речи.

Дети входят в зал за Красной девицей и Добрым Молодцем, рассаживаются. В зале за столом уже сидят Бабка и Дед. Бабка вяжет, а дед подшивает валенок.

Бабка: А помнишь, дед, как раньше-то было весело? Ходили мы по избам, колядки пели, хозяев величали. Святки справляли.

Дед: А помнишь Баба, сколько при колядовании ряженных было?

Бабка: Ой, дед! А как гадали-то! А сколько песен пели!

Дед: Хватит молодость вспоминать, можно и в старости погулять!

Бабка: Пойду, поставлю тесто. Вдруг заглянут гости, напеку пирогов!

Дед: Верно, бабка. Не красна изба углами, а красна пирогами!

Уходят дед с бабкой.

Добрый Молодец:

Собирайся народ, на наше представление!

Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пели, ели,

Веселились 2 недели!

Красна Девица!

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас, встретим мы его у нас! 

Дети поют колядки – «Приходила коляда» и «Коляда- маляда»

Ребенок

Как на улице мороз,

Подмораживает нос,

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать.

Русская народная песня «Ой, ты зимушка зима!

Молодец подходит к дому и стучится.

Молодец стучится в дом:

Эй, хозяюшка открывай!

Колядовщики пришли!

Хозяйка жадная: из окна кричит:

Ой, кто тут орет, спать не дает?

И охота вам в такой мороз, с печки вставать да песни распевать!

Уходите по добру, сегодня я не подаю! Самой есть нечего.

Дети хором:

У Мирона-то жена, ох и жадная была!

У ней юбка не подшита, и сама то не умыта.

Ленивая да жадная!

Хозяйка жадная: Ладно, ладно не кричите и меня вы не дразните, принесла вам каши сладкой, угощайтесь-ка ребятки! (Выносит кастрюлю, дети с Красной девицей с интересом заглядывают туда – в ней снежки!)

Красна Девица! Ах, жадная хозяйка, обманула нас! Здесь не каша, а снежки!

Хозяйка жадная с веником в руках: Расходитесь по домам, ничего я вам не дам!

Бегает за детьми с веником, они забрасывают ее снежками из кастрюли и другими, которые ведущие незаметно высыпали детям из мешка.

Молодец: Давайте, ребята пойдем к другому дому будем дальше колядовать!

Дети идут по кругу и поют песню (Святый вечер)

Красна девица подходит к другому дому или к стене возле кулис и стучит.

Бабка из-за кулис: Ой, кто там стучит?

Дед: Кто там стучит?

Дети хором: Это мы, колядовщики!

Бабка выходит: Пожалуйте, гости дорогие! Давно мы вас ждем-поджидаем. Праздник без вас не начинаем!

Дед тоже выходит: У нас для каждого найдется, и местечко и словечко!

Бабка: Сегодня будут игры, танцы, смех, радости хватит на всех!

Игра «Чиж!

Все поют: По дубочку постучишь, вылетает сизый чиж.

У чижа, у чижика хохолочек рыженький. (Дети идут по кругу и поют. Выполняют имитационные движения).

Ведущий: Чиж, чиж, не зевай себе пару выбирай! (дети встают парами и кружатся парами)

Все поют: По дубочку постучишь, вылетает сизый чиж.

У чижа у чижика хохолочек рыженький. (Дети снова идут по кругу и поют). Ведущий: Чиж, чиж, не зевай, себе тройку выбирай! (дети встают тройками и кружатся и т.д.)

Дед: А давайте еще поиграем!

Игра «Золотые ворота»

Дети садятся на стульчики. Вдруг вылетает на середину зала валенок (Домовенок из дома кидает).

Бабка: Это что еще за шутки?

Домовенок: (невидимый детьми, из домика кричит): Печка топится, пирожка-то хочется!

Вдруг следом вылетает Веник

Дед: Ну, терпенье мое лопнуло! Пойду посмотрю, кто это балует?

(Смотрит за домик и тянет оттуда Домовенка)

Домовенок:

Я бежал да запыхался!

Дыму с печки надышался.

Коляда, коляда!

Ты подай пирога!

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину!

Дед:

Не дадим тебе ничего,

Сначала повесили нас!

Домовенок:

Я Домовенок – Кузя!

Я музыку люблю.

Я с вами поиграю

В веселую игру!

Игра «Жмурки»

Дети: На чем стоишь?

Домовенок: На мосту!

Дети: Что пьешь?

Домовенок: Квас

Дети: Лови мышей, а не нас!

Дети разбегаются, Домовенок ловит детей.

Домовенок:

Коляда пришла, всем веселье принесла,

Не сидите, не скучайте, а загадки отгадайте!

Дед: В какое время года бывает вьюга?

Бабка: Что делают из муки?

Домовенок: Стул можно сломать, а чашку?

Дед: Назовите последний месяц зимы?

Домовенок: Сено косят, а волосы?

Бабка: Котлеты жарят, а суп?

Домовенок: Сама не ест, а всех кормит? (ложка)

Дед: Ох, что-то есть захотелось! А сейчас предлагаю поиграть на ложках!

Аттракцион с ложками (на полу лежат обручи по кругу или стоят стульчики – меньше чем детей по количеству, в них деревянные ложки. Пока играет музыка дети бегут за обручами по кругу, как только музыка остановилась, дети должны встать в обруч, взять ложку и поднять вверх, кто быстрее. Остальные проходят на свои места).

Домовенок: Как мы хорошо, весело поиграли! А теперь мне пора. До свидания!

Домовенок прощается и убегает.

Дед: А сейчас давайте, ребята, поиграем на дудочке! Достает дудочку.

Проводится пальчиковая игра – «Дудочка».

Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду.

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла, пастушку я отдала!

Ну-ка, милый пастушок, ты спеши-ка на лужок.

Там буренка лежит, на теляток глядит.

А домой не идет, молочка не несет

Надо кашу варить, деток кашей кормить!

Дед: Ай, ду, ду, а ду, ду, что за шум у нас в дому!

Бабка:

Это же ряженые идут!

Нам веселье несут!

Дети садятся на стульчики. Входит Фома с медведем.

Фома:

Расступись, народ честной!

Идет медведюшка со мной!

С праздником, люди добрые,

Я Фома, а это Михайло Иванович!

Не простой он медведь, а ученый,

Что хочешь, то и сделает,

Всех гостей потешит.

Медведь выполняет команды Фомы:

Фома: Покажи, Михало Иванович, как ребятки умываются? (медведь показывает) А как кушают,?...  спят, балуются, как в детский сад идут?

Хвалит Фома медведя.

Фома:

Ну-ка потешь народ честной,

Попляши- ка, дорогой! Медведь отрицательно качает головой.

Фома: Да что же такое? (задумался Фома)

А! Мы про музыку забыли!! Не может, он без музыки плясать! Включите музыку!

Пляска медведя

Фома:

Молодец, Михайло Иванович!

А теперь давай поиграем с ребятишками!

Игра «Барашеньки» Дети, взявшись за руки, образуют круг. В середине водящий – Иванушка (ребенок).

Барашеньки, крутороженьки,

По горам, ходили,

По лесам бродили.

В скрипочку играли,

Ваню потешали.

Ваня, Ваня, простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

 

Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

Руки на пояс, топающим шагом по кругу.

Остановиться, повернуться в круг лицом. Имитация игры на скрипке.

Руками показать на Ваню.

Кулачок на бочок. Пружинки с поворотами.

Прыжком развернуться лицом из круга. Пружинки, руки держат «поводья»

 

Игра «Это что за народ!»

Это что за народ, за медведем вслед идет (2 р.) – Дети идут за медведем змейкой под музыку.

А медведь остановился, догонять нас вслед пустился! Медведь бежит за детьми, дети убегают.

Бабка: За игру да за веселье заслужили угощенье! Выносит угощенье!

Фома: Поклонись, Мишенька! Поблагодари за угощенье!

Уходят Фома и медведь

Бабка: Дети, а вы знаете, что в святки парни выглядывали себе невест, дарили им колечко, поэтому после праздников начиналась пора свадеб! Давайте поиграем в игру «Колечко».

Игра «Колечко»

Бабка: А еще в это время гадали! И у нас пришло время для гадания. Уж очень хочется узнать, что ждет вас впереди.

В старину гадали при свечах! Посмотрите, у нас на столе стоят 4 горшочка, в них предсказания и есть свеча, сейчас мы узнаем, что нас ждет. Будем передавать свечу по кругу.

Дети передают свечу (свеча не настоящая, на батарейках) из рук в руки сидя на стульчиках, и проговаривают:

Ты иди, иди лучина тихо, тихо по рукам.

У кого в руках лучина, выходи скорее к нам.

На ком кончились слова, тот ребенок подходит к столу с горшочками

Бабка:

Горшочек, с вершочек,

Скажи нам, дружочек.

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

Ребенок достает из любого горшка какой-то предмет. Бабка читает предсказание.

Лавровый лист – Ждет тебя успех, слава.

Пуговица – К кому попадется обновой обернется! Жить будешь богато.

Щепка – К крепкому здоровью, хорошей жизни.

Лента – Лента далеко расстилается, ждет тебя дорога и путешествие.

Монетка – К достатку!

Гадание проводится 4-5 раз

Дед:

Веселиться я люблю,

Приглашаю на игру! Поиграем в Дедушку Мазая!

Дети подходят к Деду: Здравствуй, Дедушка Мазай!

Дед: Здравствуйте, ребята! Где вы были? Что вы делали?

Дети: Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем!

(Дети показывают деду что-либо – катаются на лыжах, едят и т.д. Дед отгадывает, дети убегают, дед догоняет).

Бабка: Вот каким веселым получился у нас праздник святок!

Спасибо вам, милые колядовщики!

Дед: А теперь пора раздавать деткам святочное угощенье! (угощают детей печеньем и конфетами)

Количество просмотров: 6636  

Добавить комментарий

Target Image
1. Образовательный проект практико-ориентированной направленности «Тропою предков»
2. Праздничное мероприятие «Уральских гор сказочник»
3. Повторительно-обобщающая игра «Восток в Древности»
4. Методика проведения интерактивной игры «Паучок» при изучении английского языка
5. Проект учебного занятия «Преобразование и решение “открытых” задач»
6. Предметная неделя по естествознанию
7. Формирование общих компетенций студентов первого курса через проведение познавательного классного часа «Имя Антона Семеновича Макаренко»
8. Занятие по ОБЖ «Безопасность зимой»
9. Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП с использованием средств ИКТ и лого-роботов «Bee-Bot» для детей подготовительной группы комбинированной направленности с ТНР по теме «Путешествие в Африку»
10. Использование квест-игры в образовательной деятельности ДОО
11. «Отворяй ворота, в гости едет Коляда!»
12. Спортивный праздник в форме квест-игры «Поиски снежинок» для дошкольников второй младшей группы
13. Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребёнка
14. Методическая разработка семинара по теме «Различные виды учебных задач и организация их решения (умения педагогов)»
15. Воспитание патриотизма студентов колледжа посредством подготовки и проведения классного часа «Я к Вам пишу из Ленинграда…»
16. Семантическое пространство текста оригинала Фицджеральда «Ночь нежна» в диахроническом аспекте
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы