Проект учебного занятия «Преобразование и решение “открытых” задач»

 
 

Романова Анастасия Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 82 г. Новосибирска

 

Проект учебного занятия «Преобразование и решение “открытых” задач»

Предмет: математика.

Класс: 2.

Продолжительность: 45 минут.

Тема: «Преобразование и решение «открытых» задач».

Планируемые личностные результаты освоения:

У обучающихся будут сформированы:

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

У обучающихся могут быть сформированы:

понимание необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать учебные действия;

– осуществлять итоговый контроль.

Обучающиеся получат возможность научиться:

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– обобщать;

– проводить сравнение по заданным критериям.

Обучающиеся получат возможность научиться:

– проводить сравнение самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

– формулировать собственное мнение и позицию;

– строить монологическое высказывание.

Обучающиеся получат возможность научиться:

– аргументировать свою позицию;

– осуществлять взаимный контроль.  

Предметные

Обучающиеся научатся:

– свободно называть отличия «открытой» задачи от «закрытой»;

– преобразовывать задачу «закрытого» типа в задачу «открытого» типа;

– решать задачи «открытого» типа.

Обучающиеся получат возможность научиться:  

– самостоятельно преобразовывать задачу «закрытого» типа в «открытый»;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения решения задач «открытого» типа.

Тип учебного занятия – урок «открытия» нового знания.

Ведущий метод – частично-поисковый.

Форма организации деятельности обучающихся – фронтальная, индивидуальная, парная.

Учебно-методическое обеспечение: Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / [М.И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 112 с.: с ил. – (Школа России).

Материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями.

Деятельность учителя и обучающихся по формированию УУД:

Элементы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Приветствует обучающихся.

Мотивирует:

- Сегодня на уроке мы с вами будем проводить математические эксперименты в нашей импровизированной лаборатории. Каждая ваша мысль нам сегодня пригодится.

Приветствуют учителя.

 

 

Погружаются в новую ситуацию урока.

 

 

 

принимать и сохранять учебную задачу; (Р)

 

2.

Актуализация опорных знаний.

 

Организует беседу:

- Для того, чтобы нам погрузиться в работу, нужно для начала вспомнить, что такое «открытая» задача?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Правильно!

Объясняет задание:

- У вас на столах, теперь уже на каждого лежат таблички для сравнения «открытой» задачи и «закрытой». Вам нужно заполнить пропуски, вспомнив отличия «закрытой» задачи от «открытой».

 

Организует проверку:

- А теперь обменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания с помощью эталона на доске. 

 

Организует беседу:

- Давайте же подведем итог: чем отличаются «открытые» задачи от «закрытых»?

Участвуют в беседе:

- «Открытая» задача – это такая задача, в которой нет четко поставленного условия, которую можно решить множеством способов и записать много разных ответов.

 

 

 

 

Заполняют пропуски в таблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют соседа по парте с помощью эталона на доске.

 

 

- У «открытых» задач: размытое условие, множество способов решения и различные ответы. В то время как у «закрытых» задач четкое условие, единственный путь решения, один ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

строить монологическое высказывание; (К)

 

 

 

 

 

 

 

осуществлять синтез как составление целого из частей; (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

осуществлять взаимный контроль; (К)

 

 

 

 

 

обобщать; (П)

3.

Выявление места и причины затруднения. Формулировка темы.

Организует беседу:

- На прошлом уроке мы вместе с вами решали интересную задачу про машины, которые двигались в различных направлениях. А потом сравнивали и находили, где же задачи «открытого» типа, а где же «закрытого». Как вы думаете, можно ли преобразовать «закрытую» задачу так, чтобы получилась «открытая»?

- Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть ваши догадки, мы приступим к нашей исследовательской, экспериментальной работе по созданию «открытой» задачи из «закрытой». А в конце урока сделаем вывод, можно ли делать так.

Участвуют в беседе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагают свои варианты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

формулировать собственное мнение и позицию; (К)

 

 

 

 

 

аргументировать свою позицию; (К)

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Организует беседу:

- На слайде представлена задача. Скажите, к какому типу она относится?

- Верно. Чего в ней не хватает?

 

 

 

- Давайте предположим, сколько подосиновиков могла пожарить мама.

- А теперь предположите решение данной задачи, учитывая все 16 вариантов.

- Запишите любой понравившийся один вариант решения.

- Сравните ответ с тем требованием, что предложено в задаче.

 

 

 

- Мы разобрали с вами задачу «открытого» типа по частям и решили ее. Это была очень трудная работа, но вы справились с ней! Что мы делали?

Участвуют в беседе:

- Данная задача относится к «открытому» типу задач.

- Не хватает в условии количества подосиновиков, ушедших на жарку.

 

Называют варианты (от 0 до 15 подосиновиков).

 

 

Предлагают решения данной задачи.

 

 

Записывают понравившийся вариант.

- Мы нашли подосиновики. В задаче тоже нужно было найти подосиновики.

 

- Проанализировали условие, предположили гипотезы, подобрали решение, сравнили ответ с требованием в задаче.

 

 

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

строить монологическое высказывание; (К)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обобщать; (П)

5.

Реализация построенного проекта.

Организует беседу:

- Откройте страницу 84, задачу номер 6. Но она какого типа?

- Скажите ее три признака, отличающие от «открытой» задачи.

- Как вы думаете, что нужно изменить, чтобы задача стала «открытого» типа?

- Правильно. Давайте попробуем изменить условие или поставить другой вопрос.

- Что проще всего изменить в задаче?

 

 

 

 

 

- Молодцы. Выполним это задание. Нужно придумать и записать все возможные варианты выражений к задаче.

 

Организует проверку:

- Сейчас возьмите другой цвет и по цепочке расскажите, какое выражение вы составили. Остальные отмечают, есть ли это выражение в тетради.

Участвуют в беседе:

- «Закрытого».

 

- Четкость условия, один путь решения, один ответ.

 

- Изменить вопрос, изменить условие.

 

 

Пробуют изменить условие, поставить другой вопрос.

 

 

 

- Вопрос. Придумайте и запишите все возможные варианты выражений к задаче.

 

 

Записывают выражения в тетради.

 

 

 

 

Называют по цепочке свои выражения, отмечая в тетради названные.

 

 

 

 

 

проводить сравнение самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

преобразовывать практическую задачу в познавательную; (Р)

 

 

 

 

 

 

 

 

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; (П)

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Объясняет задание:

- Сейчас на слайде будут представлены задачи, которые нужно изменить так, чтобы получились задачи «открытого» типа.

Организует подведение итога этапа урока:

- Итак, что нужно сделать, чтобы задача «закрытого» типа стала «открытой»?

Изменяют представленные задачи «закрытого» типа на задачи «открытого» типа.

 

 

 

 

Подводят итог этапа урока:

- Нужно изменить или условие, или требование в задаче так, чтобы не было четкого плана дальнейшего ее решения.

 

 

 

 

преобразовывать практическую задачу в познавательную; (Р)

 

 

 

 

 

Обобщать; (П)

 

 

 

 

 

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Объясняет задание:

- У вас на парте лежат задачи «закрытого» типа. Ваша задача – преобразовать ее так, чтобы получилась задача «открытого» типа – то есть исправить ее прямо на листочке. А после – решить и записать ответ на этих же листочках.

- Эти листочки вы сдадите мне, я их проверю и поставлю оценки.

 

 

 

 

 

 

Преобразовывают задачи, записывают решение и ответ.

 

 

 

 

 

 

преобразовывать практическую задачу в познавательную; (Р)

 

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия; (Р)

 

8.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Объясняет задание:

- Сейчас ваша задача, вспомнив все, что мы изучали за эти два урока по «открытым» задачам, верно определить, где же «открытая» задача, а где «закрытая». Но в этот раз их не будет две на слайде для сравнения. А только одна.

 

 

 

Определяют, где задача «закрытого» типа, а где «открытого».

 

 

 

 

 

проводить сравнение по заданным критериям; (П)

9.

Итог урока. Рефлексия.

Организует беседу:

- Какова была тема нашего сегодняшнего урока?

 

 

- Какие были трудности в выполнении заданий?

- Напишите на листочках с задачами две отметки от себя за сегодняшний урок: шкала от 1 до 5. Если понравился урок и все получилось – 5, если все не получилось и ничего не понравилось – 1. Две отметки – вы парами сидите за партами.

Участвуют в беседе:

- Преобразование и решение «открытых» задач.

 

Называют возникшие трудности.

 

 

Оценивают свою деятельность на уроке.

Обобщать; (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществлять итоговый контроль; (Р)

 

Задачи для преобразования и решения

В трех ящиках 42 кг овощей. В первых двух вместе 27 кг. Сколько кг овощей в первом ящике, если во втором на 4 кг меньше чем в третьем?

  1. Измени «закрытую» задачу так, чтобы получилась задача «открытого» типа.
  2. Запиши решение.
  3. Запиши ответ.

В одном альбоме у Саши было 8 марок, а в другом 7. Ему подарили еще 8 марок. Сколько марок стало у Саши?

  1. Измени «закрытую» задачу так, чтобы получилась задача «открытого» типа.
  2. Запиши решение.
  3. Запиши ответ.

В третьем классе 28 учеников. Готовясь к празднику, 8 из них разучивают танцы, 9 репетируют песни, а остальные учат стихи. Сколько учеников учат стихи?

  1. Измени «закрытую» задачу так, чтобы получилась задача «открытого» типа.
  2. Запиши решение.
  3. Запиши ответ.

В книге 14 стихотворений. Настя выучила 6, Катя 3, а Нина все остальные. Сколько стихотворений выучила Нина?

  1. Измени «закрытую» задачу так, чтобы получилась задача «открытого» типа.
  2. Запиши решение.
  3. Запиши ответ.

Багаж, который состоит из чемодана, сумки, и рюкзака весит 67 килограмм. Сумка весит 18кг, рюкзак 24кг, сколько весит чемодан?

  1. Измени «закрытую» задачу так, чтобы получилась задача «открытого» типа.
  2. Запиши решение.
  3. Запиши ответ.

 

В детском саду детей 100 во втором 300, а в третьем на 200 больше чем в первом. Сколько всего детей в этих трех детских садах?

  1. Измени «закрытую» задачу так, чтобы получилась задача «открытого» типа.
  2. Запиши решение.
  3. Запиши ответ.

Реши выражение:

15-10+5

  1. Измени «закрытую» задачу так, чтобы получилась задача «открытого» типа.
  2. Запиши решение.
  3. Запиши ответ.

Реши выражение:

2*9-3

  1. Измени «закрытую» задачу так, чтобы получилась задача «открытого» типа.
  2. Запиши решение.
  3. Запиши ответ.

С первой яблони собрали 36кг яблок, что на 10кг больше чем со второй. Сколько яблок собрали с двух яблонь?

  1. Измени «закрытую» задачу так, чтобы получилась задача «открытого» типа.
  2. Запиши решение.
  3. Запиши ответ.

У девочки было 150 рублей. 90 она потратила на карандаши, 40 на тетрадку. Сколько денег осталось у девочки?

  1. Измени «закрытую» задачу так, чтобы получилась задача «открытого» типа.
  2. Запиши решение.
  3. Запиши ответ.

Гена загадал число, прибавил к нему 3, затем отнял 4, умножил на 2 и разделил на 3, в результате получил 10. Какое число загадал Гена?

  1. Измени «закрытую» задачу так, чтобы получилась задача «открытого» типа.
  2. Запиши решение.
  3. Запиши ответ.

Петя сорвал с одной яблони 12 яблок, а с другой 9. После того как он поделился с другом у него осталось 16. Сколько яблок Петя дал другу?

  1. Измени «закрытую» задачу так, чтобы получилась задача «открытого» типа.
  2. Запиши решение.
  3. Запиши ответ.

Почтальон принес в один день 5 писем, а на следующий день на 4 письма больше. Сколько писем почтальон принес за 2 дня?

  1. Измени «закрытую» задачу так, чтобы получилась задача «открытого» типа.
  2. Запиши решение.
  3. Запиши ответ.
Количество просмотров: 6700  

Добавить комментарий

Target Image
1. Образовательный проект практико-ориентированной направленности «Тропою предков»
2. Праздничное мероприятие «Уральских гор сказочник»
3. Повторительно-обобщающая игра «Восток в Древности»
4. Методика проведения интерактивной игры «Паучок» при изучении английского языка
5. Проект учебного занятия «Преобразование и решение “открытых” задач»
6. Предметная неделя по естествознанию
7. Формирование общих компетенций студентов первого курса через проведение познавательного классного часа «Имя Антона Семеновича Макаренко»
8. Занятие по ОБЖ «Безопасность зимой»
9. Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП с использованием средств ИКТ и лого-роботов «Bee-Bot» для детей подготовительной группы комбинированной направленности с ТНР по теме «Путешествие в Африку»
10. Использование квест-игры в образовательной деятельности ДОО
11. «Отворяй ворота, в гости едет Коляда!»
12. Спортивный праздник в форме квест-игры «Поиски снежинок» для дошкольников второй младшей группы
13. Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребёнка
14. Методическая разработка семинара по теме «Различные виды учебных задач и организация их решения (умения педагогов)»
15. Воспитание патриотизма студентов колледжа посредством подготовки и проведения классного часа «Я к Вам пишу из Ленинграда…»
16. Семантическое пространство текста оригинала Фицджеральда «Ночь нежна» в диахроническом аспекте
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы