Праздничное мероприятие «Уральских гор сказочник»

 
 

Воронова Елена Ивановна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 78 г. Новосибирска

 

Праздничное мероприятие «Уральских гор сказочник»

27 января 2019 года140-летний юбилей уральского сказителя, писателя, фольклориста, талантливого человека и очень доброго человека – Павла Петровича Бажова.

Цель мероприятия: приобщение учащихся к великому наследию уральского сказочника П.П. Бажова.

Место проведение: актовый зал школы.

Время: 27 января.

Оборудование:

– 4 шкатулки, выполненные детьми, с бижутерией;

– иголки с вдетыми ниточками, бусинки – россыпью на блюдце (по количеству девочек, заявленных для конкурса);

– кошка-игрушка.

Оформление:

– на сцене имитация горной уральской местности (можно использовать разной высоты коробки, накрытые плотной тёмной тканью);

– слева от сцены сделанная из листа ДВП наружная сторона домика-балагана Коковани с окошком;

– большой портрет Бажова и название праздника «Уральских гор сказочнику – 140 лет»;

– выставка сказов Бажова;

– оформленная выставка рисунков по сказам Бажова;

– выставка «Малахитовых шкатулок».

Действующие лица:

Медной горы хозяйка (ученица старших классов);

Степан, Дарёнка, Серебряное копытце (четвероклассники);

Дед Слышко, Кокованя (мальчики старших классов, педагоги или родители);

Чтецы и танцевальная группа.

Ведущий – организатор праздника.

Методические рекомендации организаторам.

Примерно за месяц до праздника (как раз это время приходится на начало новогодних каникул) ребятам предлагается прочитать сказы, нарисовать к ним иллюстрации, изготовить «малахитовые» шкатулки своими руками из различных материалов.

Танцевальная группа из 5-6 девочек готовят танец-подружек Медной горы Хозяйки и вальс снежинок.

Ход проведения мероприятия  

1. Сбор учащихся в зале.

(Звучит опера К. В. Молчанова «Каменный цветок». Дети собираются в зале.)

2. Открытие праздника.

Ведущий: Сегодня, 27 января 2019 года, мы собрались в нашем зале, чтобы все вместе отметить день рождение уральского сказочника, писателя, фольклориста, талантливого человека и очень доброго человека – Павла Петровича Бажова. 140 лет со дня рождения. Вся литературная общественность, любители чтения и книг сегодня вспоминают о нём, о его жизни и творчестве. Ни один образ бажовских сказов сегодня не останется без внимания. Давайте и мы с вами приоткроем малахитовую шкатулку и непременно окажемся в чудесном мире волшебных сказов, удивительной природы, уникальных людей.

(Лето. Выходит Степан из сказа «Медной горы Хозяйка».)

3. Инсценировка отрывка из сказа «Медной горы хозяйка»

Степан: Как в лесу хорошо! Пташки поют, радуются. От земли воспаренье, дух лёгкий. Посижу, отдохну, праздник нынче!

(Садится. Вдруг видит (на фоне народных наигрышей) появляется «девка небольшого росту».)

Степан: Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка!

Хозяйка: Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-то ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим маленько.

Степан: Некогда мне разговаривать. Траву надо смотреть, косить скоро будем!

Хозяйка: Будет тебе наигрыш вести. Ты не пужайся. Худого тебе не сделаю.

Степан: Кого мне бояться, коли я в горе роблю!

Хозяйка: Вот и ладно. Мне как раз такого и надо, который никого не боится. Замуж за тебя хочу выйти.

Степан: Тьфу ты, погань какая! Чтоб я на ящерке женился.

Хозяйка: Ладно, потом поговорим. Может, и надумаешь, когда приданое моё увидишь.

(Выходят девочки в костюмах ящерок и танцуют под оркестровую сюиту Г. Фрида. В конце танца оставляют шкатулки с богатством.)

Хозяйка: Видал мое приданое?

Степан: Видал.

Хозяйка: Ну, как теперь насчет женитьбы?

Степан: Приданое у тебя царям впору, а я человек рабочий, простой.

Хозяйка: Ты, друг любезный, не вихляйся. Прямо говори, берешь меня замуж али нет?

Степан: Не могу, потому другой обещался.

Хозяйка: Молодец, Степанушко. Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменну девку. Вот тебе подарочек для твоей невесты – малахитова шкатулка. А там, слышь-ко, всякий женский прибор. Серьги, кольца и протча, что даже не у всякой богатой невесты бывает.

Степан: Как же, я с эким местом жить буду?

Хозяйка: Об этом не печалься. Жить безбедно будешь со своей молодой женой, только вот тебе мой сказ — обо мне, чур, потом не вспоминай.

(Выходят чтецы. На фоне Презентации рассказывают.)

4. Литературный монтаж – 1 часть.

1 чтец: Вы, конечно же, узнали отрывок из сказа «Медной горы Хозяйка» Павла Петровича Бажова, чьё 140-летие будет отмечать весь русский народ 27 января 2019 года.

3 чтец: Бажов не любил, чтобы его называли писателем. Он говорил о том, что его сказы – это истории, которые он слышал ещё в детстве от отца и деда, которые работали на Сысертском заводе, что в 70-и километрах от Екатеринбурга.

3 чтец: Особенно запомнились в этих историях фантастические помощники в работе. Много сказов существовало о Хозяйке медной горы. Она помогала людям в трудную минуту, но, если люди были трудолюбивыми, честными, добрыми, бескорыстными, скромными.

4 чтец: Очень часто «тайная сила» помогала детям, больным, сиротам. Посмотрите ещё один отрывок из сказа «Серебряное копытце».

(На сцене мачеха и Дарёнка с кошкой. Девочка гладит кошку, мачеха подметает.)

5. Инсценировка отрывка из сказа «Серебряное копытце».

Мачеха: Чего мешаешь? Сядь сюда! Ноги-то убери!

(В дом заходит Кокованя.)

Кокованя: Это у вас Григорьева-то подарёнка?

Мачеха: Она самая. Мало одной-то, так ещё кошку драную где-то подобрала. Отогнать не можем. Всех моих ребят перецарапала, да ещё корми её!

Кокованя: Неласковые, видно, твои ребята. У неё вон мурлычет. Ну как, подарёнушка, пойдёшь ко мне жить?

Дарёнка: Ты, дедо, как узнал, что меня Дарёнкой зовут?

Кокованя: Да так, само вышло. Не думал, не гадал, нечаянно попал.

Дарёнка: Ты хоть кто?  

Кокованя: Я вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю, да всё увидеть не могу.

Дарёнка: Застрелишь его?

Кокованя: Нет. Простых козлов стреляю, а этого не стану. Мне посмотреть охота, в котором месте он правой передней ножкой топнет.

Дарёнка: Тебе на что это?

Кокованя: А вот пойдёшь ко мне жить, так всё и расскажу.

Дарёнка: Пойду. Только ты эту кошку, Мурёнку, тоже возьми. Гляди, какая хорошая.

Кокованя: Про это, что и говорить. Такую звонкую кошку не взять – дураком остаться. Вместо балалайки она у нас в избе будет.

(Уходят. Зимний лес. Девочки – снежинки танцуют «Вальс снежинок» под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь».)

Дарёнка: Возьми меня, дедо, с собой! Я в балагане сидеть буду. Может, Серебряное Копытце близко подойдёт – я и погляжу.

Кокованя: Что ты! Что ты! Статочное ли дело зимой по лесу маленькой девчонке ходить! Угрузнешь в снегу-то. Как я с тобой буду? Замёрзнешь ещё!  Ладно, возьму. Только, чур, в лесу не реветь и домой до времени не проситься.

(Кокованя и Дарёнка заходят в дом. Появляется мальчик в костюме Серебряного копытца. Отбивает под музыку народных наигрышей ножкой, разбрасывает камешки, убегает. Дарёнка смотрит в окно, потом выбегает и собирает камешки в шапку. Смотрит вдаль. Появляется Кокованя.)

Дарёнка: Не тронь, дедо! Завтра днём ещё на это поглядим. Только камешков больше нет.

Кокованя: Не переживай, Дарёнка. Камешков, которые мы набрали надолго хватит, ежели с умом жить будем. Пойдём домой, посчастливится, завтра снова Серебряное копытце увидим.

(Уходят. Снова появляются чтецы.)

6. Литературный монтаж – 2 часть.

1 чтец: Родился Павел Петрович в самую середину уральской зимы. Родители, бабушка и дедушка называли его Павлушей. Они его очень любили и берегли. В школе он был самым смекалистым и учился на «отлично». Учитель уговорил родителей отдать сына в Екатеринбургское духовное училище. Потом была Пермская духовная семинария. Когда в России началась Гражданская война в 1918 году, Павел Петрович, не задумываясь, тоже пошёл воевать за молодую Россию. Пришлось ему побывать и в белогвардейском плену.

2 чтец: После войны в 1922 году Бажов стал журналистом. У него была задумка: написать книгу о заводах и людях Урала. Вот и стал он ездить по родному краю материал собирать. Заехал он как-то в Полевское, чтобы на Думскую горку подняться. Именно здесь мальчонкой любил истории старого деда слушать.

(Стук дверь.)

Ведущий: Слышите, кто-то стучит.

(Заходит Дед.)

7. Загадки от Деда Слышко.

Слышко: Да, здесь я?

Ведущий: Кто вы, дедушка?

Слышко: Сами звали, а теперь спрашиваете: кто я такой. Все меня Дедом Слышко зовут.

Ведущий: То есть вы тот самый Дед, истории которого слушал Бажов детстве. Сам Павел Петрович об этом часто вспоминал.

Слышко: Что было-то было. Обо мне он не мог забыть.

Ведущий: Дедушка, а сколько же вам лет?

Слышко: Может 200, а может 300. Давно я на свете живу. Много я видел и слышал.

Ведущий: Значит, дедушка, вы очень мудрый. Загадок много знаете. Позагадывайте, а мы будем отгадывать с ребятами.

Слышко: Загадки любите? Слушайте! Загадки вам про «тайные силы» да про добрых людей. Слушайте внимательно, о ком я буду говорить.

1 загадка

«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится». (Медной горы Хозяйка)

2 загадка

«Ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая тощая, что вот подует ветерок — и разнесет старушонку. Однако глаза у ней молодые, синие да такие большие, будто им тут вовсе и не место. Руки-то все растут да растут. Руки ровно жиденькие, как туман синий, силы в них не видно, и когтей нет, а страшно». (Бабка Синюшка)

3 загадка

«Сама чёрненька да басенька, а глазки зелёненьки. Красота-то, красота. Да будто кто подменил девчонку» (Танюшка из «Малахитовой шкатулки»)

4 загадка

«Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов, поди, тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки.  Забьется куда в уголок, уставится глазами на картину какую, а то на украшенье, да и стоит, смотрит, глазом не моргнёт». (Данило-мастер)

5 загадка

Что за девчонка такая,

Веселушка озорная?

И танцует, и поёт,

Приговаривает:

– У меня тепло!

У меня светло!

Красно летечко!

А сама волчком,

Сарафанчик пузырьком!

(Огневушка-поскакушка)

6 загадка

«Ростом… не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонька… Травой да листом кормится». (Козлик из сказа «Серебряное копытце»)

Слышко: Вот, пожалуй, и всё! Засиделся я тут с вами. Слышу, зовут меня другие ребята.  В эти дни Павлушу Бажова многие вспоминают. Оставайтесь с миром, любите друг друга, родителей своих, свой край Уральский.

(Уходит. На сцене появляются чтецы.)

8. Литературный монтаж – 3 часть.

3 чтец: Горячо любил свой край Павел Петрович Бажов. Куда бы ни уезжал, везде тосковал об Урале. Любил и свой маленький сад. Лучшим отдыхом считал работу в саду. С удовольствием убирал снег, пилил и колол дрова.

4 чтец: Бажовский дом летом весь в зелени. Пышно разрослись посаженные писателям яблони. У окна – стол. На столе письма, которые начинаются со слов: «Дорогому другу и учителю…», «Чудесному мастеру самоцветов…», «Обладателю волшебной шкатулки…»

5 чтец: Помнит Екатеринбург, весь Урал декабрь 1950 г., когда умер Бажов. Десятки людей шли к домику на улице Чапаева. У крыльца стояли дети и взволнованно спрашивали входивших: «Это правда, что умер Павел Петрович?.. А нас к нему пустят?... А цветы можно?

9. Чтение стихотворения Е. Хоринской «Домик писателя»

Недалёко от Исети –

Старый дом и сад густой.

Там шумит весенний ветер

Беспокойною листвой.

 

Облаков пушистых гребни

Проплывают стороной.

В этом доме жил волшебник

Мудрый сказочник седой...

 

След копыта серебрится,

Вьётся змейкою в ночи.

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи,

 

Ящерки мелькнули разом,

Встал Данило над цветком...

И шкатулкой, полной сказов,

Кажется бажовский дом.

 

И шумит листвой рябинка,

Зеленеет каждый год...

К дому этому тропинка

Никогда не зарастёт…

10. Конкурс «Бажовских сказов дивные слова».

Ведущий: Сказы Павла Петровича – пример мастерского использования народного языка. В своих сказах Бажов использовал слова, которые употребляли местные жители, рабочие горных заводов. Как вы думаете, что они обозначают. Кстати, значение всех этих слов можно найти в конце каждой книги Бажова: укрепа (крепость), хитник (вор), шнырить (искать), тулово (туловище), провинка (ошибка), различка (разница), мешат (мешает), застукать (поймать), завидки (зависть), ватага (группа), басенький (красивенький), остатный раз (последний).

11. Конкурс «Бусы для шкатулки».

Ведущий: следующий конкурс исключительно для девочек: перед ними бусинки. Необходимо пока звучит музыка, собрать на нитку, как можно бусинок из малахитовой шкатулки (на фоне видео «Чайковский. Времена года. Февраль. У камелька».)

12. Танец Огневушки-Поскакушки.

Ведущий: накануне праздника мы провели конкурс «Огненный танец Огневушки-поскакушки» среди девочек. Представляем победительницу этого конкурса.

(Танцует девочка в костюме Огневушки под музыку И. С. Баха «Шутка». После танца на сцену выходят все выступающие.)

13. Чтение стихотворения В. Радкевича «Земля Бажова».

То приветлива, то сурова

Сходит с каменных гор заря.

Ты прекрасна, земля Бажова,

Трудовая Урал-земля!

Прорастают цветы сквозь скалы,

Полыхает огнём гора:

Это новые пишут сказы

Рудознатцы и мастера.

Над Уральским хребтом рассветы

Рукотворным горят огнём,

Отшлифованы самоцветы

Жизнью, радостью и трудом.

И становится делом слово,

В каждом камне — цветы цветут...

Продолжается сказ Бажова,

Продолжаются Жизнь и Труд!

14. Заключительная песня про Бажова.

(Все участники праздника поют заключительную песню о Бажове, автор слов и музыки неизвестен)

1. Мы сегодня собрались

День большой и важный.

Сказочник Уральских гор

Отмечает праздник.

ПРИПЕВ:

Он прославил свой Урал

В сказах и преданьях.

Мы гордимся с детских лет,

Что Бажова знаем.

2. В гости к нам они спешат.

Бабушка Синюшка.

И хозяйка медных гор 

Вместе с Огневушкой.

3. Вот Данила и Степан,

Вот Илья с Федюнькой.

И Дарёнка к нам пришла

Захватив Танюшку.

15. Закрытие праздника.

Ведущий: Свои сказы Бажов называл «коротышками». «Не люблю длинных вещей. Мне, кажется, они похожи на товарный поезд. Первый десяток вагонов пропускаешь с удовольствием, с любопытством, дальше полоса безразличия, а ещё дальше думаешь, когда же это кончится…» Читайте сказы Бажова с удовольствием, проживайте с героями маленькие жизни, учитесь у них трудолюбию, доброте, скромности и щедрости.

Количество просмотров: 5531  

Добавить комментарий

Target Image
1. Образовательный проект практико-ориентированной направленности «Тропою предков»
2. Праздничное мероприятие «Уральских гор сказочник»
3. Повторительно-обобщающая игра «Восток в Древности»
4. Методика проведения интерактивной игры «Паучок» при изучении английского языка
5. Проект учебного занятия «Преобразование и решение “открытых” задач»
6. Предметная неделя по естествознанию
7. Формирование общих компетенций студентов первого курса через проведение познавательного классного часа «Имя Антона Семеновича Макаренко»
8. Занятие по ОБЖ «Безопасность зимой»
9. Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП с использованием средств ИКТ и лого-роботов «Bee-Bot» для детей подготовительной группы комбинированной направленности с ТНР по теме «Путешествие в Африку»
10. Использование квест-игры в образовательной деятельности ДОО
11. «Отворяй ворота, в гости едет Коляда!»
12. Спортивный праздник в форме квест-игры «Поиски снежинок» для дошкольников второй младшей группы
13. Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребёнка
14. Методическая разработка семинара по теме «Различные виды учебных задач и организация их решения (умения педагогов)»
15. Воспитание патриотизма студентов колледжа посредством подготовки и проведения классного часа «Я к Вам пишу из Ленинграда…»
16. Семантическое пространство текста оригинала Фицджеральда «Ночь нежна» в диахроническом аспекте
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы