Воспоминания Льва Николаевича Румянцева о жизни и работе на Севере

 
 

Рыбакова Мария Витальевна,

магистрант Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ

 

Воспоминания Льва Николаевича Румянцева о жизни и работе на Севере

Студенчество – важное время для каждого молодого человека, который решается связать свою жизнь с образованием и наукой. И конечно же, это то время, когда привычный уклад меняется и начинается новая жизнь. Для современного студента жизнь после окончания университета (института, колледжа) – открытый лист. Мы вправе самостоятельно распоряжаться своей дальнейшей судьбой. Многие выпускники не идут работать по образованию, а вовсе меняют сферу деятельности. Но такой свободный выбор у студентов был не всегда. Обязательное распределение на работу после окончания учебных заведений меняло жизнь советских студентов кардинально. Так произошло и с моим дедушкой Львом Николаевичем Румянцевым. В этой публикации я хочу рассказать о работе дедушки на Соевере по распределению после техникума. Информация для этой статьи почерпнута из нашей с ним беседы, а также из рассказов моей бабушки Валентины Георгиевны Румянцевой.

Л. Н. Румянцев за работой.

Лев Николаевич Румянцев родился 11 ноября 1947 года в городе Торжке, окончил 8 классов и в 1963 году поступил в Торжокский политехнический техникум на отделение «Транспортирование и хранение нефти и газа». Техникум был при Совете министров и готовил специалистов народного хозяйства в системе государственного обеспечения.

В 1968 году Лев Николаевич окончил техникум по специальности «Механик», и встал вопрос о распределении на работу. «Вариантов работы по специальности было очень много! По всему Советскому Союзу распределяли студентов. Перед преддипломной практикой к нам в техникум приехали представители якутского предприятия “Главнефтеснаб”, из-за нехватки рабочих кадров они предлагали студентам работу на Севере. Про Якутию я ничего не знал. Притяжение неизвестности взяло вверх, и я решил поехать на Север. Со мной собрались еще пять выпускников нашего техникума», – рассказывает дедушка.

 На мой вопрос о том, было ли страшно покидать родной город, друзей и родительскую семью на три года, дедушка без сомнений отвечает: «Страшно не было! Было интересно! Перед отъездом я почитал про Якутию и по прибытию на Север ожидал встретить медведей на улицах города. После 12-часового перелета и двух остановок для дозаправки самолета – в Свердловске и Красноярске, на свое удивление, медведей я не увидел, но показалось из-за дымящихся труб, что Якутск весь застроен заводами. Позже стало понятно, что это не заводы, а частные дома, которые отапливались кангаласским углем. Так 2 февраля 1969 года я оказался на Севере, далеко от дома».

По прилету Лев Николаевич попал на годовое слушание отчетов директоров местных нефтебаз, где получил рабочее предложение от главного инженера Ленской нефтебазы. «Нефтебаза перспективная, осуществляет полное обслуживание города Мирного – столицы алмазов. Работа есть», – вспоминает дедушка слова главного инженера этой нефтебазы.

Больше четырех лет мой дедушка проработал на Ленской нефтебазе. На вопрос о том, не хотелось ли вернуться обратно, он категорично отвечает: «Нет! В Ленске мне понравилось! Город Ленск – это бывшая станция Мухтуя. За время работы там я пережил одно наводнение. В Ленске было прекрасно: друзья, работа, и развлечений хватало. Проработав год и 11 месяцев, я поехал на конференцию в Москву как лучший среди работников нефтебазы. Так решил наш коллектив. После конференции в Ленск я вернулся уже с женой!» Со своей избранницей, молодой девушкой Валентиной, которую Лев Николаевич привез из Тверской области, ему удалось создать крепкую семью Румянцевых.

Л. Н. Румянцев – во втором ряду третий слева.

Про Якутию и первое впечатление о Севере бабушка рассказывает так: «Я только окончила техникум и должна была уехать по распределению в Омск. Я и не думала выходить замуж, но твой дедушка был очень настойчив! Он решил вопрос с моим распределением, я получила “свободный” диплом (без обязательной отработки), мы сыграли свадьбу и вместе уехали на Север. Мне было 19 лет. В Ленск мы приехали в мае. Лето было отличное! Первое впечатление о Якутии – это удивительная природа, солнце и река Лена, в которой мы купались всё свободное время. В Ленске я устроилась на работу по своей специальности в машинный отдел холодильных установок центральной торговой базы города. Мне в Якутии очень понравилось». Досуг молодые люди проводили в местном клубе, на катке. «Не скучали, было весело», – говорит дедушка.

За время работы на Ленской нефтебазе Лев Николаевич побывал на добыче алмазов, на Ленской ГЭС, участвовал в открытии первого жилого дома с балконами в центре города.

Спустя время ему поступило предложение о повышении на должность главного инженера. С маленькой дочкой (моей мамой Татьяной) Румянцевы переехали на Крайний Север в поселок Батагай. Бабушка говорит: «Переезжать было тяжело. В Ленске было своё жилье, работа и хорошие друзья. С юга мы переехали далеко на самый север. Дочка болела из-за постоянных морозов. Нам даже пришлось её увезти на время в Торжок к родным».

Лев Николаевич с супругой Валентиной и дочерью Татьяной, 1971 г.

В Батагае Лев Николаевич проработал два с половиной года, а после, в 1973 году, переехал в поселок Сангары, где занял должность директора местной нефтебазы. В поселке в семье Румянцевых случилось пополнение, родился сын Сергей.

Дедушка вспоминает: «В 1978 году мне поступило предложение взять под управление нефтебазу в городе Томмот, так как она обеспечивала ряд крупных строительных объектов. Правительством была поставлена задача по бесперебойному обеспечению нефтепродуктами строящихся объектов Байкало-Амурской магистрали и Южно-Якутского ТЭК (топливно-энергетического комплекса). На этой должности за хорошую и качественную работу меня наградили медалями за строительство БАМа, за организацию «зимников» (дорог, которые можно эксплуатировать только при минусовой температуре) и доставку горючего на Магадан. Мы работали днем и ночью, принимали вагоны и осуществляли доставку на Дальний Север».

Томмотская нефтебаза на те времена – это единственное предприятие в своей сфере детальности в Якутии, которая работала с разным транспортом: железнодорожным, автомобильным, водным. В период работы здесь Лев Николаевич был награжден юбилейной медалью за доблестный труд в ознаменовании 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

  

В профессиональной деятельности, как и у многих, у Льва Николаевича не всегда была абсолютная стабильность. На несколько лет он оставил должность начальника Томмотской нефтебазы. «Я получил высшее образования в Якутском государственном университете и несколько лет работал на предприятии “Алданзолото” в качестве начальника лесопромышленного цеха. Это уже было в городе Алдан. В августе 2005 года меня снова назначили на должность директора Томмотской нефтебазы», – говорит Лев Николаевич.

В октябре 2006 года Льву Николаевичу была объявлена благодарность и вручен памятный знак президента Республики Саха (Якутия) за заслуги в социально-экономическом развитии республики и добросовестную работу. «Четный труд и качественная работа – для меня это самое важное в профессиональной деятельности!» – говорит дедушка. В системе нефтеснабжения он проработал в общей сложности около 20 лет, трудовую деятельность окончил в апреле 2011 года и вышел на пенсию.

Лев Николаевич в молодости и подумать не мог, что так сложится его жизнь. Будучи родом из небольшого городка, он уехал за тысячи километров из дома туда, где вечная мерзлота и чужой народ. Ему удалось найти дело по душе и дорасти до начальника крупнейшего предприятия Якутии. Не побоялся он и изменить жизнь девушки, которую выбрал. На Севере они вместе создали семью, встретили настоящих друзей и по-настоящему полюбили Якутию. Эту любовь они передали своим детям и внукам.

Я родилась в городе Нерюнгри и всё свое сознательное детство прожила на Севере. Каждый раз, возвращаясь домой из путешествий на поезде, моя мама показывала мне грузовые вагоны на железной дороге и говорила: «Это вагоны с дедушкиной работы». Я радовалась, испытывала чувство гордости и понимала, что мы подъезжаем к дому. Моя семья переехала в Новосибирск около 10 лет назад, но Якутия для всех нас осталась тем местом, о котором мы всегда вспоминаем с любовью и ностальгией…

Количество просмотров: 6282  

Добавить комментарий

Target Image
1. Юбилей деревни Бугры ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы