Экскурсия в природу как форма организации экологического образования детей

 
 

Судакова Татьяна Михайловна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ «Первомайский» г. Новосибирска

 
 
 

Иванова Наталья Александровна,

методист МБУДО ДДТ «Первомайский» г. Новосибирска

 

Экскурсия в природу как форма организации экологического образования детей

Целью экологического образования и воспитания детей является формирование не только знаний, но и определенных качеств личности, таких как экологическая культура, бережное и ответственное отношение к окружающей среде. Важно еще в школьные годы научить человека не делить растения и животных на «полезные» и «вредные», а показать место и значение отдельных видов в едином природном комплексе. Дети, особенно городские, очень мало общаются с живой природой. Научить их вести себя грамотно, познакомить с разнообразием растительного и животного мира помогают экскурсии в живую природу.

У русской природы своя неповторимость. Многие авторы воспевали ее красоту. Например, строки из стихотворения Николая Рыленкова, на мой взгляд, очень хорошо подтверждают это:

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озеры,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы…

Писатель-натуралист, ведущий рубрики «Окно в природу» с 1956 по 2013 годы газеты «Комсомольская правда» Василий Песков о русской природе писал так: «Нет ничего приятнее, чем неспешно идти по лугу, опушке леса, берегу реки. Запахи трав, звоны кузнечиков, урчание лягушек в болоте, пение птиц». Об этом и многом другом рассказываю я детям и взрослым на экскурсиях в живую природу.

Рис. 1. Трясогузки прилетели, скоро ледоход

Эпиграфом моей программы объединения «Юный эколог» являются слова: «Знать, беречь, множить». А это невозможно без общения с живой природой. На экскурсии я приглашаю целыми семьями, впоследствии эти семьи продолжают прогулки в лес, на реку уже самостоятельно и это становится их семейной традицией.

Экскурсионную работу я начинаю в сентябре. В начале месяца, на самых первых занятиях объявляю ребятам дату, время и место проведения экскурсии. Обычно местом сбора является пруд по улице Золотодолинская. Почему именно на этой улице? Так удобнее ждать всю группу. Прибывшим раньше есть что посмотреть, а до Ботанического сада 10 минут ходьбы.

 

Рис. 2. Утка кряква, селезень

Темы экскурсий нам подсказывает сама природа, а точнее сезонные изменения, происходящие в ней. Первые экскурсии «Ранняя осень» и «Золотая осень» – период, когда природа демонстрирует все свое великолепие ярких красок. В качестве предварительной работы к экскурсии «Поздняя осень» прошу прочитать стихотворение «Листопад» Ивана Бунина (1900 год), где показан весь переход от золотой осени до первого зимнего снегопада. На этих экскурсиях можно наблюдать, как постепенно меняется окраска листьев и начинается листопад, научиться узнавать деревья сначала по листьям, а потом и в безлистном состоянии.

Рис. 3. Ботанический сад. Пруд на реке Зырянка

Поздней осенью, когда на деревьях и кустарниках почти нет листьев, хорошо видно ярусность леса. В эту пору можно показать хвойные деревья, лучше парами: сосна обыкновенная – сосна сибирская, ель – пихта, лиственница. В октябре же хорошо заметны «вечнозеленые» кустарнички (брусника, грушанки) и травы (копытень, земляника), их лучше назвать зимне-зеленые. Поздней осенью можно показать, что у растений-первоцветов уже сформировались цветочные почки (медуница, мать-и-мачеха). Для того чтобы показать учащимся эти изменения, на своем приусадебном участке я выращиваю много медуниц. Осенью выкапываю несколько растений, помещаю их в горшки и ставлю в холодный подвал. В декабре–марте эти экземпляры прекрасно подходят на выгонку. К примеру, можно получить цветущую медуницу к 1 января или 8 Марта.

Рис. 4. Обыкновенный снегирь. Самец

Параллельно на каждой экскурсии отмечаем появление заберегов («забереги» – полосы ледяного покрова, окаймляющие берега водоёмов), а также замерзание пруда на улице Золотодолинской и на реке Зырянка. Наблюдаем, как ведут себя утки, они улетают самые последние, когда пруд почти полностью покрывается льдом. Наблюдаем за птицами, бурундуками, белками, насекомыми.

Очень интересны экскурсии после установления снежного покрова. В эту пору каждый шаг птиц и зверей виден на чистой поверхности снега, можно читать на снегу рассказы из жизни птиц и зверей. Каждый снегопад – перевернутая страница, на которой появляются новая история жизнедеятельности лесных обитателей.

Рис. 5. Наблюдаем за белкой

Незаметными книгами для проведения зимних экскурсий являются: «Спутник следопыта» А.Н. Формозов (2006 год) и «Следы зверей и птиц – энциклопедический справочник-определитель» В.М. Гудков (2008 год). Книги помогут педагогам и начинающим натуралистам в увлекательной форме определить названия птиц, млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных по их следам, чтобы узнать подробности биологии, образа жизни и поведения животных в разных ситуациях.

Лучшими днями для организации зимних экскурсий считаю период оттепели, тогда на снегу получаются отчетливые отпечатки следов животных и птиц. Зимой также часто провожу экскурсии в ближайшие парки Первомайского района, где установлены кормушки, а на них можно увидеть, как обычных зимующих птиц – синицы, воробьи, снегири, так и более редких – чечетки, щеглы, дубоносы. На богатых урожаем ветвях рябинах и яблонях любят трапезничать свиристели, снегири, дрозды. А зима 2019-2020 года удивила нас большими стаями щуров.

Весна, наверное, самое интересное время года для проведения экскурсий. Основные темы: «Первые признаки весны» – экскурсию в ближайший парк провожу уже в феврале. Здесь мы можем услышать звуки пробуждающейся природы: первые весенние песни птиц и капель, услышать хруст ледяной корки наста, увидеть воронки у стволов деревьев, как первый признак сокодвижения.

Рис. 6. Улица Первомайская

На экскурсии «Первые перелетные птицы» наблюдаем за скворцами, зябликами, трясогузками, утками в марте-апреле. «Растения-подснежники» – экскурсия проводится на территории Ботанического сада в первой декаде мая на участке пихтовой тайги, где можно встретить кандык, ветреницу, хохлатку, а на склонах обязательно попадется мать-и-мачеха, медуница, фиалка, сон-трава и гусиный лук. Примерно в это же время можно наблюдать нерест лягушек и жаб. Эти две экскурсии можно объединить.

Рис. 7. Гусиный лук

«Ветроопыляемые деревья и кустарники» – можно увидеть вяз, ольху, березу, ясень, клен, осину и тополь. Я эту экскурсию провожу во время занятий в ближайшем парке Первомайского района, а в выходные на территории Ботанического сада.

Больше рассказать о флоре и фауне малой родины удается на экскурсиях по родному Первомайскому району. Дважды в год (весной и осенью) провожу экскурсию «Экзотика на улицах Первомайского района», где можно увидеть орех маньчжурский, черемуха Маака, вяз, дуб, ясень, айву японскую, тую западную, лох серебристый и многое. Причем, это уже большие взрослые деревья.

Рис. 8. Собакин Арсений. Орех маньчжурский

Летом экскурсионная деятельность продолжается, но встречи проводятся малыми группами. Выбираемся в Инской бор, на реку Иня, Обь, в поля.

С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только источник разнообразных ресурсов, но и мудрого наставника. Еще К.Д. Ушинский писал: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека». Таким образом, экскурсия является одной из трудоемких форм обучения под открытым небом. Ее преимущество в том, что она позволяет в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы – растениями, животными и условиями их обитания, что способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.

Экскурсионная деятельность также способствует накоплению материала и подготовке конкурсных работ для успешного участия обучающихся объединения «Юный натуралист» в городском экологическом турнире «Седьмой лепесток» (организатор МБУДО ЦДТ «Содружество») и участия городских научно-практических конференциях младших школьников.

 

Рис. 9. Участие в конференции

Литература:

  1. Д.Н. Кайгородов «Из зеленого царства». Популярные очерки из мира растений, М.: «Воскресный день», 2015.
  2. Д.Н. Кайгородов «Беседы о русском лесе», М.: «Воскресный день», 2015.
  3. А.Н. Формозов «Спутник следопыта», Издательство: «Ком Книга», 2006.
  4. В.М. Гудков «Следы зверей и птиц». Энциклопедический справочник-определитель, М.: «Вече», 2008г.
  5. В.Песков «Проселки», М.: «Терра», 2007.
  6. Птицы Новосибирского Академгородка: фотоальбом. Под. ред.: Н.Г. Андренкова, И.Ф. Жигулев, Новосибирск СОРАН, 2014.
Количество просмотров: 3711  

Добавить комментарий

Target Image
1. Сохранение здоровья детей как педагогическая проблема
2. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков в МБУ ДО «ЦДО «Лад»
3. Психологическое здоровье педагога как фактор формирования безопасной образовательной среды
4. Применение здоровьесберегающих технологий в хореографии с детьми 7-9 лет в условиях дополнительного образования
5. Здоровьесберегающие технологии на уроках в Детской школе искусств
6. Создание условий для укрепления здоровья детей дошкольного возраста
7. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков студии спортивного бального танца «Шарм» МБОУ ДО «ЦВР «Пашинский»
8. Применение в работе с младшими школьниками здоровьесберегающих технологий на занятиях в детском объединении «Вязание»
9. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по декоративно-прикладному творчеству с дошкольниками
10. Приобщение учащихся к ценностям здорового образа жизни в условиях учреждения дополнительного образования
11. Активные формы туристско-краеведческой деятельности детского объединения «Сусанин»
12. Развитие математического и логического мышления у дошкольников
13. Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографией
14. Проектная деятельность как способ экологического воспитания школьников
15. Особенности работы с детьми с разной двигательной активностью на подготовительной ступени студии современного танца «Драйв»
16. Формирование здорового и безопасного образа жизни как система воспитания и образования профилактической работы в объединении «Самбо» «ЦДО «Лад»
17. Взаимосвязь мышечной свободы и здоровья ребенка в эстрадном вокале
18. Самоуправление в детском коллективе как фактор развития психического здоровья школьников. Из опыта работы фитнес-студии «Максимум»
19. Тенденции развития экологического просвещения детей в дополнительном образовании детей
20. Использование интеллект-карт на занятиях фортепиано в системе дополнительного образования

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы