Проектная деятельность как способ экологического воспитания школьников

 
 

Кувыкина Татьяна Михайловна,

методист МБУДО ДДТ «Кировский» г. Новосибирска

 

Проектная деятельность как способ экологического воспитания школьников

Согласно Концепции развития дополнительного образования до 2030 года угроза экологическому благополучию планеты/страны формирует запрос на формирование у подрастающего поколения экологической грамотности и экологически ответственного поведения.

Особая роль в экологическом образовании и воспитании отводится учреждениям дополнительного образования детей, которые способствуют формированию экологической культуры школьников посредством различных видов деятельности в данном направлении.

Так, Дом детского творчества «Кировский» более пяти лет реализует районный экологический проект «В гармонии с природой». Мероприятия, конкурсы и акции данного проекта направлены на воспитание экологической культуры у подрастающего поколения, призваны научить детей любить и понимать природу.

Проект «В гармонии с природой» ориентирован на детей младшего школьного возраста. Почему именно начальная школа, да потому что именно здесь закладываются основы экологической культуры. Здесь дети получают первые знания о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, как глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природе. В проекте принимают участие команды образовательных учреждений 1-4 классов, всего от 300 до 500 человек в год. Созданный нами проект решает некоторые из поставленных выше задач.

Цель проекта: формирования активно-действенного отношения к природе, воспитание ценностных ориентиров и экологического сознания у младших школьников.

Задачи проекта:

1. Развитие у младших школьников познавательного интереса к миру природы с помощью творческо-продуктивной деятельности.

2. Воспитание природоохранительных знаний, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.

3. Изучение животного и растительного мира и взаимосвязей человека с окружающей средой.

4. Улучшение экологической обстановки Кировского района с помощью проведения сезонных акций.

5. Развитие у детей практических навыков, направленных на защиту природы.

Проект проходит в 4 этапа.

Первый этап – конкурс рисунков «Палитра природы» проходит с октября по ноябрь. Детям предлагается нарисовать рисунки на экологическую тему.

Номинации:

1. «Природный пейзаж».

2. «Дикие животные родного края».

3. «Пернатые друзья».

Второй этап – акция «Кормушка» проходит в течение ноября. Ребятам предлагается сделать кормушку своими руками. Оценивается практичность и оригинальность.

Третий этап «ЭКОмода из комода» проходит с января по март. Ребята придумывают практичные и экологичные наряды из подручного материала. Оценивается практичность и оригинальность.

Четвертый этап – накануне Всемирного Дня Земли, 21 апреля, проводится экологический фестиваль «Природа – мой дом». Ребята готовят творческие номера и презентации по проблемам экологии.

Хочется поделиться опытом проведения подобных мероприятий. Каждый этап подразумевает подведение итогов, которое проходит в виде игры. Каждую игру мы стараемся сделать интересной. Многие участвуют ни один год, поэтому стараемся чтобы новая игра стала следующим этапом в изучении проблем экологии. В своих играх мы не только затрагиваем вопросы о загрязнениях и катастрофах, но и связываем темы с другими предметами, такими как биология, география, культура, история. В итоге игры становятся источником знаний о многих дисциплинах в свете экологического просвещения. Поэтому, уходя с игр, каждый находит для себя что-то интересное и новое.

При проведении конкурсов мы используем различные формы работы, которые помогают закрепить знания учащихся, с помощью которых формируется устойчивый интерес к изучению экологии, навыки адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей. Проект является обучающим, познавательным, воспитательным, творческим. Что способствует повышению уровня экологической культуры учащихся.

Игры и конкурсы проекта проводятся в форме личных и командных соревнований с применением разнообразных педагогических форм и методов: викторин, кроссвордов, ребусов. Также практикуется работа с карточками, решение проблемных и поисковых ситуаций и др. При проведении фестиваля используются танцевальные, музыкальные, театрализованные игры.

Соревнуясь между собой в игровых ситуациях, дети познают окружающий мир и реальные взаимоотношения между людьми, реализуют творческие потребности и познавательные интересы. Игра способствует развитию мышления воспитанника, учит его действовать осознанно – по правилам, преодолевать трудности, развивает воображение, фантазию, творческие способности, учит навыкам публичного выступления и самореализации.

Весна 2020 год внесла свои коррективы в проведение фестиваля. В связи с тем, что все вынужденно перешли на дистанционные формы работы, запланированный фестиваль прошел в онлайн-режиме. Фестиваль прошел в формате заочной проверки и оценивания творческого задания и экологических презентаций, что никоим образом не сказалось на качестве представленных работ и количестве участников. Если в первый год реализации проекта было 327 участников, то в прошлом году их количество составило более 500 участников.

Можно говорить о востребованности данного проекта среди школьников района. Ежегодно пришкольные территории обновляются новыми кормушками. Ежедневно дети проводят наблюдение за установленными кормушками: добавляют корм, очищают их от снега и мусора.

За время реализации проекта:

– сложились партнерские отношения с МБОУ СОШ № 41, 108, 47, 63, Прогимназией № 1, С(К)ШИ № 152, С(К)Ш № 107;

– ежегодно в преддверии проведения фестиваля дом детского творчества проводит методические семинары для участников проекта по подготовке презентаций;

– были разработаны сценарии и мультимедийные материалы для проведения проекта. Данные материалы могут быть полезны педагогам дополнительного образования эколого-биологической направленности, учителям начальных классов занимающимися с детьми проектно-исследовательской деятельности.

Подытоживая вышесказанное, отметим, что для развития полноценного образования ребенка необходимо создавать условия, при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с его собственной социализацией и индивидуализацией. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно-воспитательного процесса. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры человека.

Итак, экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы учреждений дополнительного образования. Также хочется отметить, что существует необходимость в дальнейшем более глубоком изучении проблемы экологического воспитания школьников.

Количество просмотров: 2880  

Добавить комментарий

Target Image
1. Сохранение здоровья детей как педагогическая проблема
2. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков в МБУ ДО «ЦДО «Лад»
3. Психологическое здоровье педагога как фактор формирования безопасной образовательной среды
4. Применение здоровьесберегающих технологий в хореографии с детьми 7-9 лет в условиях дополнительного образования
5. Здоровьесберегающие технологии на уроках в Детской школе искусств
6. Создание условий для укрепления здоровья детей дошкольного возраста
7. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков студии спортивного бального танца «Шарм» МБОУ ДО «ЦВР «Пашинский»
8. Применение в работе с младшими школьниками здоровьесберегающих технологий на занятиях в детском объединении «Вязание»
9. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по декоративно-прикладному творчеству с дошкольниками
10. Приобщение учащихся к ценностям здорового образа жизни в условиях учреждения дополнительного образования
11. Активные формы туристско-краеведческой деятельности детского объединения «Сусанин»
12. Развитие математического и логического мышления у дошкольников
13. Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографией
14. Проектная деятельность как способ экологического воспитания школьников
15. Особенности работы с детьми с разной двигательной активностью на подготовительной ступени студии современного танца «Драйв»
16. Формирование здорового и безопасного образа жизни как система воспитания и образования профилактической работы в объединении «Самбо» «ЦДО «Лад»
17. Взаимосвязь мышечной свободы и здоровья ребенка в эстрадном вокале
18. Самоуправление в детском коллективе как фактор развития психического здоровья школьников. Из опыта работы фитнес-студии «Максимум»
19. Тенденции развития экологического просвещения детей в дополнительном образовании детей
20. Использование интеллект-карт на занятиях фортепиано в системе дополнительного образования

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы