Взаимосвязь мышечной свободы и здоровья ребенка в эстрадном вокале

 
 

Максимова Светлана Олеговна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «ЦДТ Советского района» г. Новосибирска

 

Взаимосвязь мышечной свободы и здоровья ребенка в эстрадном вокале

О пользе вокальных занятий для здоровья детей известно уже давно. Вокал помогает в развитии дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшает кровоснабжение лор-органов, улучшает настроение, способствует раскрепощению и даже помогает справляться с такими недугами, как астма и заикание. Однако при занятиях вокалом можно столкнуться c проблемой мышечной свободы. «Мышечные зажимы» – это перенапряжения мышц в разных местах организма, которые не дают голосу раскрыться (О. Бордуков) [4]. Эта проблема представляется весьма актуальной не только для актёров, как это чаще всего принято считать, но и для певцов. Особенно остро этот вопрос может стоять у эстрадных вокалистов, где помимо разнообразных голосовых техник артисту необходимо свободно владеть своим телом. Мышечная свобода определяет плодотворность творческо-исполнительского процесса. Путь в профессию начинается с детского возраста. Но и не став профессионалом, будущий взрослый может использовать все эти навыки и умения в повседневности и на публичных выступлениях. Поэтому так важно снять мышечные зажимы в самом начале обучения.

Для творческого процесса огромной сложностью являются возникающие мышечная судорога и телесные зажимы. Когда они создаются в голосовом органе, «люди с прекрасным от рождения звуком начинают сипеть, хрипеть или доходят до потери способности говорить…» [3, с. 178] – писал К. С. Станиславский (из кн. «Работа актёра над собой в творческом процессе переживания»).

Наш современник, автор обучающей программы «Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянов в своей книге «Развитие голоса. Координация и тренинг» рекомендует: «Создайте инерцию успешной деятельности. (…) Инерция успеха снизит вероятность ошибок, когда вы перейдёте к настоящим заданиям. Важно начать что-то делать и издавать звуки, а что и какие – неважно!» [1, с.16].

Итак, мнения практиков и учёных сходятся в том, что мышечная свобода чрезвычайно важна для эстрадного певца, а добиться её можно путем устранения зажимов. Отчего же возникают зажимы? В. И. Петрушин писал так: «мобилизуясь на решение проблем, организм естественно напрягает мышцы, как это делали наши далёкие предки, добывая себе средства к существованию, спасаясь от стихии или защищая своё потомство». В любом движении задействованы две мышцы, работающие противоположно. Одновременно одна мышца сокращается (эта мышца называется агонист), а другая расслабляется (антагонист). Человек производит слаженные и сбалансированные движения тогда, когда нужные мышцы в нужный момент сокращаются или расслабляются. Этот процесс обуславливается работой мозга, когда он посылает сигналы возбуждения и торможения в нужные мышцы. Но бывает случается, что возбуждение переходит (иррадиирует) на те двигательные зоны, которые в данный момент должны быть расслаблены, так происходит мышечный зажим. Также В. И. Петрушин отмечает, что на стадии изучения ранее неизвестных для человека движений иррадиацию можно рассмотреть в общей скованности движений. Когда необходимые движения разучены, лишнее напряжение проходит, тело музыканта/певца становится послушным, свободным. Также подобные зажимы могут возникнуть при психоэмоциональном напряжении, например, во время концертного исполнения или при подмене понятий «стараться» и «напрягаться» [2, С. 58]. Из вышесказанного следует сделать вывод о том, что причины возникновения мышечных зажимов бывают физические (возникающие по причине неумения управлять мышцами) и психологические (по причине страхов, детских психологических травм и т.д.).

Мышечные зажимы, если их вовремя не устранить, отражаются не только на свободе движений в момент выступлений, но и на качестве голоса певца, а также могут привести к негативным факторам здоровья юных артистов. Это может быть неправильная постановка певческого дыхания, из-за которой будут спазмироваться грудной и ключичный отделы, что может привести к неврологическим защемлениям нервов и сосудов. Это может быть непроработанное звукоизвлечение на переходных нотах, перенапряжение в гортани, что приводит к недостаточному кровоснабжению лор-органов и др. Кроме того, мышечные зажимы могут послужить запуском к проблемам с психоэмоциональными состояниями – неуверенностью в себе, срывами, депрессией. Вот почему так важны внимательность и профессионализм педагога по вокалу.

 

Приёмы и способы устранения зажимов

Наиболее часто встречающиеся зажимы связаны с невладением правильным певческим дыханием и страхом перед публичными выступлениями. Эти два фактора могут спровоцировать развитие спазмов в мышцах диафрагмы, гортани, лица и даже конечностей.

Невозможность управления мышцами пресса и диафрагмы приводит к зажиму гортани и форсированному звучанию на верхнем участке диапазона. Многие дети поют с неправильной постановкой дыхания очень долго, поэтому устранение зажимов занимает достаточно долгое время. Начинать следует с обучения дыханию – расслабления ключиц, тренировки диафрагмы, достижения расслабления мышц всего тела, поиск ощущения зажимов в теле. Затем идёт обучение мягкому напряжению пресса и управлению вокальными мышцами – расслаблять корень языка и гортань, задействовать мышцы, приподнимающие мягкое нёбо.

При работе с детьми в нашей студии применяются следующие упражнения:

1) Упражнения для развития певческого дыхания и вокальной опоры: на полу кабинета в хаотичном порядке на максимальном расстоянии друг от друга раскладываются небольшие предметы, например, карандаши. Ученик, выдыхая на одном длинном звуке «с», «ш», «щ», «ф», «х» или «ч», движется от предмета к предмету и собирает их, стараясь не прерывать выдоха и сделать его максимально ровным.

2) Упражнения для устранения зажимов гортани – комплекс упражнений по В. В. Емельянову). Например: Трель губами (по школе Сетта Риггса) в три этапа: а) Пение на звуке «Бррр» простых мелодических ходов; б) Переход звука «Бррр» в короткий речевой гласный – «а» или «ы», важно при переходе не делать новых атак и не менять вокальной позиции, а постараться именно сказать; в) Переход звука «Бррр» в распев речевого гласного «А» или «Ы», возвращение в звук «Бррр». Это упражнение не только расслабляет звучание напряженной гортани, но и способствует успешному «запоминанию» мышцами правильной работы гортани и голосовых складок.

3) «Штро-бас» или «вокальный хруст», чередующийся с обычным пением. Важно выполнять упражнение совсем негромко, на полном расслаблении горла, звучание чистого голоса должно имитировать стон или плач. При таком режиме работы голосовые связки расслабляются, привыкают смыкаться мягко и без напряжения. В этом режиме легко достать самые низкие ноты своего диапазона, а также гладко, без лишнего напряжения совершать переход в головной регистр.

4) Пение закрытым ртом с продуванием сквозь плотно сжатые губы, рабочее название в студии «на щёчки» (обозначим в нотах, как «Б»). Необходимое условие пения закрытым ртом – раздутые напряженные щёки. Три этапа усложнения упражнения остаются прежними: а) Пение данного звука с мелодией; б) Переход звука «Б» в короткий речевой гласный «А» или «Ы»; в) Переход звука «Б» в распев речевого гласного «А» или «Ы», возвращение в звук «Б». и др.

5) Упражнения для устранения зажимов нижней челюсти и языка – артикуляционная гимнастика по В. В. Емельянову и логопедические упражнения, например «блинчики» – язык в расслабленном состоянии чуть выдвигаем вперёд и укладываем на нижнюю губу. Далее поём музыкальный материал упражнения на слог «Ба», следим за тем, чтобы язык не поднимался и был максимально плоским.

Благодаря данным упражнениям удаётся поставить нижне-рёберное дыхание, укрепить мышцы брюшного пресса, расслабить гортань. Данные изменения в работе мышц находят отражение и в звучании голоса, он становится белее легким, полетным, голос более послушный, управляемый, подвижный, более чёткой становится дикция и артикуляция, уходит дискомфорт и ощущение «комка» в горле. У некоторых обучающихся (в зависимости от индивидуальных особенностей) начинает звучать насыщенный грудной регистр, они могут петь грудным, плотным, близким, светлым звуком; дикция становится более чёткой, улучшается координация.

 

Примерно через полгода занятий дети более внимательны, постепенно уходят заикание и мигание глаз, немного расслабляется язык и в целом мышцы более податливы. Проходят усталость и боль во время пения. Со временем перестают срываться верхние ноты, образуется плавный переход в головной регистр. Верхний участок диапазона звучит более насыщенно.

В ряде случаев одних упражнений недостаточно, и тогда нужна будет помощь других специалистов: остеопата, мануалиста или массажиста. При дополнительном воздействии на мышцы достижение результатов ускоряется.

В современном мире существует огромное множество различных методик, школ и упражнений для развития голоса, поэтому каждый педагог должен найти индивидуальный подход к каждому из учеников.

Список источников:

1. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 3-е изд., испр. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 192с., ил. – (Учебник для вузов. Специальная литература).

2. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебник и практикум для СПО/В.И. Петрушин, – 4-е изд., перераб. и доп. – М: Издательство Юрайт, 2017. – 380с. – (Серия: Проф. Образование).

3. Станиславский К. С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. – 512с.

4. Школа вокала «Fox Sound», «Бордукварь. Вокальные зажимы.», URL:https://www.youtube.com/watch?v=SvhaxA-HXuQ&t=34s&ab_channel=ШколавокалаFoxSound

Количество просмотров: 2774  

Добавить комментарий

Target Image
1. Сохранение здоровья детей как педагогическая проблема
2. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков в МБУ ДО «ЦДО «Лад»
3. Психологическое здоровье педагога как фактор формирования безопасной образовательной среды
4. Применение здоровьесберегающих технологий в хореографии с детьми 7-9 лет в условиях дополнительного образования
5. Здоровьесберегающие технологии на уроках в Детской школе искусств
6. Создание условий для укрепления здоровья детей дошкольного возраста
7. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков студии спортивного бального танца «Шарм» МБОУ ДО «ЦВР «Пашинский»
8. Применение в работе с младшими школьниками здоровьесберегающих технологий на занятиях в детском объединении «Вязание»
9. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по декоративно-прикладному творчеству с дошкольниками
10. Приобщение учащихся к ценностям здорового образа жизни в условиях учреждения дополнительного образования
11. Активные формы туристско-краеведческой деятельности детского объединения «Сусанин»
12. Развитие математического и логического мышления у дошкольников
13. Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографией
14. Проектная деятельность как способ экологического воспитания школьников
15. Особенности работы с детьми с разной двигательной активностью на подготовительной ступени студии современного танца «Драйв»
16. Формирование здорового и безопасного образа жизни как система воспитания и образования профилактической работы в объединении «Самбо» «ЦДО «Лад»
17. Взаимосвязь мышечной свободы и здоровья ребенка в эстрадном вокале
18. Самоуправление в детском коллективе как фактор развития психического здоровья школьников. Из опыта работы фитнес-студии «Максимум»
19. Тенденции развития экологического просвещения детей в дополнительном образовании детей
20. Использование интеллект-карт на занятиях фортепиано в системе дополнительного образования

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы