Развитие математического и логического мышления у дошкольников

 
 

Осягина Светлана Раисовна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУДО «ЦВР «Пашинский» г. Новосибирска

 

Развитие математического и логического мышления у дошкольников

Одним из мощных факторов интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей является математическое развитие. Вот уже не один год я работаю с воспитанниками школы раннего развития по авторской программе «Размышляйка» в этом направлении.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе дошкольного образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем мире, но и способствует его общему умственному развитию.

Но чтобы ребёнок научился рассуждать логически, мыслить нестандартно – обычных арифметических и геометрических задач недостаточно. Поэтому на каждом занятии я стараюсь выработать у детей привычку выполнять задания и упражнения на развитие логического мышления. Через систему специальных заданий и упражнений создаю ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка именно логические структуры в процессе знакомства с математическим содержанием Все арифметические и геометрические задания я пропускаю через призму логики.

Благодаря правильно построенным занятиям с включением приёмов логических действий ребёнок учится:

– рассуждать, аргументировать, анализировать и делать логические выводы;

– развивает сообразительность, память, внимание и интеллект;

– такие занятия и достигнутые успехи повышают самооценку, интерес к обучению в школе.

Для комплексного развития логики у ребенка я использую задания 5-7 типов.

Хочу предложить для рассмотрения возможности активного включения в процесс математического развития ребенка дошкольного возраста различные приемы умственных действий на математическом материале.

Среди самых интересных и популярных категорий заданий на логику и смекалку у детей являются:

Классические логические задачи. Они учат детей анализировать текст, выделять главное, рассуждать и делать выводы. Пример таких задач:

1. Катя, Галя и Оля рисовали героев из деревни Простоквашино: Печкина, Шарика и Матроскина. Кто кого нарисовал, если Катя не рисовала Печкина и Шарика, а Галя не рисовала Печкина? 

2. Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? 

3. В трех тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке. Апельсины не в синей и не в розовой тарелке. В какой тарелке лежат сливы? А бананы и апельсины? 

Арифметические ребусы. Отличная отработка арифметических действий сложения и вычитания, а также ключевых мыслительных операций: абстрагирование, анализ и синтез, сравнение и другие.

Пример.

 

При изучении действий сложения и вычитания хорошо использовать не только классические примеры, но и примеры такого типа:

Такие задания помогают детям, не используя цифры, понять сам смысл арифметических действий сложения и вычитания, закрепляют в сознании такие логические приемы, как анализ и синтез, и очень нравятся детям.

Логические сетки – самые любимые задания для моих воспитанников.

Для детей 3-4 лет использую логические сетки с яркими картинками и одним неизвестным. В старшем возрасте, когда с детьми знакомимся с цифрами, даю сетки с цифрами, также в этом возрасте активно использую логические сетки с цветом. С детьми подготовительных к школе групп использую все виды сеток, но более сложные.

Пример.

 

Отработав приемы работы с логическими сетками, дети хорошо справляются с японской головоломкой Судоку.

С теми детьми, которые не сразу понимают смысл заданий, занимаюсь индивидуально. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и не боялся нового. Тем детям, которые опережают уровень развития, я выбираю более сложные задания, чтобы они не потеряли интерес, не скучали, чтобы у них не пропало желание заниматься. Для таких детей я всегда имею набор дополнительных заданий. Часто в таких случаях использую такие задания, как: «Рисуем по цифрам», «Повтори узор», «Зеркальное отображение», «Лабиринты» и другие.

Изучая геометрические фигуры, использую такие приемы логических действий, как анализ и синтез. Анализ – выделение свойств объекта, синтез – соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое.

Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их в единое целое я предлагать детям уже на первом году обучения. Хорошо использовать для отработки этих приемов блоки Дьеныша. Цель таких заданий – формировать умение разделять фигуры по одному признаку: по форме, по цвету, по размеру. К анализу и синтезу относятся и такие задания, как умение найти предмет и объяснить, почему он лишний.

Также я активно использую графические задания следующего типа:

                                                

В более старшем возрасте задания усложняются:

Задания такого типа развивают зрительную память и пространственное мышление.

И хочется отметить, что каждое занятие сопровождается динамическими паузами, сюрпризными моментами, видеоматериалами и дидактическими играми. За годы работы мною накоплена богатая видеотека. Дети хорошо усваивают материал, если они могут и визуально познакомиться с ним.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет мне устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создать условия для смены видов деятельности обучающихся. И если в начале года дети с тревогой идут на занятия, то впоследствии этот предмет становится одним из любимых.

Количество просмотров: 3586  

Добавить комментарий

Target Image
1. Сохранение здоровья детей как педагогическая проблема
2. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков в МБУ ДО «ЦДО «Лад»
3. Психологическое здоровье педагога как фактор формирования безопасной образовательной среды
4. Применение здоровьесберегающих технологий в хореографии с детьми 7-9 лет в условиях дополнительного образования
5. Здоровьесберегающие технологии на уроках в Детской школе искусств
6. Создание условий для укрепления здоровья детей дошкольного возраста
7. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков студии спортивного бального танца «Шарм» МБОУ ДО «ЦВР «Пашинский»
8. Применение в работе с младшими школьниками здоровьесберегающих технологий на занятиях в детском объединении «Вязание»
9. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по декоративно-прикладному творчеству с дошкольниками
10. Приобщение учащихся к ценностям здорового образа жизни в условиях учреждения дополнительного образования
11. Активные формы туристско-краеведческой деятельности детского объединения «Сусанин»
12. Развитие математического и логического мышления у дошкольников
13. Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографией
14. Проектная деятельность как способ экологического воспитания школьников
15. Особенности работы с детьми с разной двигательной активностью на подготовительной ступени студии современного танца «Драйв»
16. Формирование здорового и безопасного образа жизни как система воспитания и образования профилактической работы в объединении «Самбо» «ЦДО «Лад»
17. Взаимосвязь мышечной свободы и здоровья ребенка в эстрадном вокале
18. Самоуправление в детском коллективе как фактор развития психического здоровья школьников. Из опыта работы фитнес-студии «Максимум»
19. Тенденции развития экологического просвещения детей в дополнительном образовании детей
20. Использование интеллект-карт на занятиях фортепиано в системе дополнительного образования

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы