Формирование здорового и безопасного образа жизни как система воспитания и образования профилактической работы в объединении «Самбо» «ЦДО «Лад»

 
 

Мордвинов Алексей Игоревич,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДО «Лад» г. Новосибирска

 
 
 

Макогон Никита Владимирович,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДО «Лад» г. Новосибирска

 
 
 

Любаев Андрей Аркадьевич,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДО «Лад» г. Новосибирска

 

Формирование здорового и безопасного образа жизни как система воспитания и образования профилактической работы в объединении «Самбо» «ЦДО «Лад»

Система образования была и остается одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс, объединяющий усилия всех тех, кто неравнодушен к проблемам детства. «Центр дополнительного образования «Лад» («ЦДО «Лад») – многопрофильное учреждение, в котором образовательный процесс выстраивается на принципах непрерывности обучения и преемственности в работе с детьми от 5-ти до 18 лет.

Существенный вклад в образовательную деятельность, воспитание и оздоровление обучающихся вносит система дополнительного образования детей. Своеобразие деятельности учреждений дополнительного образования детей заключается в том, что кроме задач гармоничного развития личности она несет в себе обязательный оздоровительный компонент и является частью оздоровительно-коррекционной программы. А это значит, что речь идет о формировании личности не только интеллектуально развитой, духовно богатой, социально активной, но и здоровой. Самое ценное, что есть у человека, – это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и необходимо в экономическом и социальном аспекте развития современного общества. Не вызывает сомнения, что только здоровый ребёнок с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью может хорошо учиться, активно жить, успешно преодолевать различные трудности на этапах своего личностного становления и развития.

Учреждения дополнительного образования не в силах заменить медицинские учреждения и вылечить заболевание, но могут создать условия для профилактики заболеваний и сохранения здоровья детей, содействовать формированию потребности в здоровом образе жизни, умению защищать свою жизнь и сохранять свое здоровье. Процесс формирования культуры здорового и безопасного образа жизни невозможен без целостной системы воспитания и образования. Современная система дополнительного образования находится в поиске новых моделей образования, направленных на разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей ребенка, ресурсов его здоровья. В рамках обновляющихся образовательных стандартов разрабатываются комплексные программы формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения детей, обеспечивающих сохранение и укрепление их физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни является необходимым и обязательным компонентом здоровьесберегающей работы в образовательных учреждениях, требующим соответствующей организации всей его деятельности, включая инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации образовательной деятельности, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания. Исходя из этого, разработка и реализация программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, учитывающей психологические и психофизиологические характеристики возраста обучающихся, информационной безопасности и практической целесообразности.

Здоровый образ жизни определяется следующими существенными признаками: духовное оздоровление, психологическое оздоровление, физическое оздоровление, социально-экономическая безопасность окружающей среды. Вести здоровый образ жизни – это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально-экономические условия жизни.

Здоровье – это тот опыт жизнедеятельности, который бесполезно передавать как простую сумму научных понятий, факторов, теорий, комплексных технологий. Наиболее результативна организация деятельности, в рамках которой изучается и апробируется опыт, накопленный человечеством за многовековую практику оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности по разным направлениям деятельности.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является приоритетным направлением деятельности «ЦДО «Лад», и стало ещё более актуальным в условиях реализации ключевых направлений модернизации российского образования. Обеспечивая преемственность общего и дополнительного образования школьников, обучение и воспитание в учреждении осуществляется по пяти направленностям:

  • социально-гуманитарная;
  • естественнонаучная;
  • туристско-краеведческая;
  • физкультурно-спортивная;
  • техническая;
  • художественная.

В контексте содержания каждой из направленностей особое внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья. Базовой основой для реализации данного направления деятельности «ЦДО «Лад» стала разработка, апробация и реализация программы «Здоровье и спорт, профилактика безнадзорности, правонарушений и употребления психоактивных веществ несовершеннолетних». Эта программа была отмечена на Всероссийском конкурсе золотой медалью.

В основе разработки и реализации программы – забота о сохранении здоровья обучающихся. Программа построена на сотрудничестве всех участников образовательных отношений, что позволяет объединить и согласовывать работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни обучающихся, деятельность самих обучающихся и их родителей, охватывая многие вопросы специальной подготовки, санитарии и гигиены, туризма и досуга, закаливания и борьбы с вредными привычками и мн. другие.

Задачами программы являются:

  • изменение ценностного отношения детей к наркотикам, обуславливающее снижение спроса на психоактивные вещества (наркотики);
  • сдерживание детей от приема психоактивных веществ, наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни и профилактической работы педагогическим коллективом образовательного учреждения.

В решении обозначенных задач возникает особая ответственность со стороны профессиональных групп из работающих с детьми и подростками – педагогов, психологов, которые нуждаются в выработке решения проблем профилактики безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивных веществ. Важным моментом в области предупреждения употребления психоактивных веществ следует считать нацеленность спортивных мероприятий на контингент учащихся школьного возраста, так как именно эта возрастная группа несовершеннолетних быстро втягивается в наркоманию и совершает правонарушения.

Профессиональное владение педагога методами физического воспитания позволяет овладевать начинающим спортсменам знаниями, умениями и навыками, развивать необходимые качества и способности, формировать мировоззрение. Участие в воспитании средствами спорта, соревнований, тренировочных нагрузок, спортивной подготовки – это то, где формируется личность ученика, способного достигать высокого спортивного результата и быть личностью в самом высоком понимании этого слова.

Физическая культура и спорт в нашем учреждении играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет учащемуся нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.

Физическое воспитание обеспечивает и процесс познания, решает образовательные задачи, представляет собой особый тип творческой поиско­вой деятельности. Известно: для того, чтобы спортсмен достиг высокого спортивного результата, он должен многое знать, начиная с понимания сущности человека как социобиологического индивидуума до правил построения учебно-тренировочного процесса. Только высокообразованная личность, обладающая спортивной культурой, способна завоевывать медали и одерживать настоящие победы.

Воспитательное значение спорта очень велико. Сама природа спорта обладает мощным воздействием на личность. Достаточно вспомнить уже ставшее «штатным» выражение, что спорт для молодежи – это «школа характера, мужества, воли». Спорт закаляет характер, учит преодолевать трудности, держать «удары судьбы». Спорт формирует личность, заставляет бороться со своими слабостями, преодолевая себя. Благодаря спорту человек учится владеть своими эмоциями, учится понимать красоту. Таким образом, спорт выступает мощным фактором социализации, проявления социальной активности. Через спорт человек нарабатывает опыт межличностных отношений, выстраивая взаимосвязи и взаимодействия между собой и тренером, другими спортсменами, а также спортивными арбитрами. Именно в спорте может родиться настоящий руководитель и организатор, поскольку спорт во многом моделирует жизненные ситуации.

Сегодня популярность самбо – вида спорта, который зародился у нас в стране, вышла далеко за рамки России. За все годы существования в Центре объединения самбо выросли 8 мастеров спорта, 5 кандидатов в мастера. И что особенно важно, педагоги тоже начали заниматься в нашем учреждении. На лицо проявление преемственности. Самбо – это не просто вид спорта, он закладывает в мальчике настоящий мужской характер, учит достойно переносить поражения, быть целеустремленным.

В рамках обновляющихся образовательных стандартов в «ЦДО «Лад» разрабатываются комплексные программы формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения детей, что обеспечивает сохранение и укрепление их физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующей познавательному и эмоциональному развитию.

В настоящее время физкультурно-спортивная направленность составляет 34 группы, в которых занимается 472 обучающихся. Педагогами учреждения в течение учебного года проводится активная профилактическая работа как с обучающимися, так и с их родителями (таблица 1, 2).

Таблица 1. Профилактическая работа с обучающимися в объединениях

Мероприятия

Результаты

Участие в месячнике по профилактике:

«XXI век – век без наркотиков»,

«Здоровье и спорт, профилактика безнадзорности, правонарушений и употребления психоактивных веществ несовершеннолетних»

Умение подростков справляться с требованиями социальной среды, управлять своим поведением.

Развитие детского самоуправления в объединениях

День здоровья (план по мере проведения)

День защиты детей

Организация системы спортивных мероприятий (в соответствии с планом спортивно-массовых мероприятий «ЦДО «Лад» и района)

Семинар-совещание «Профилактика употребления психоактивных веществ несовершеннолетних»

Участие в районном, городском конкурсе рисунков и плакатов

Участие в летних спортивных соревнованиях в рамках акции «Спорт против наркотиков»

Конкурс на лучшую творческую работу «Здоровый образ жизни»

Таблица 2. Профилактическая работа с родителями

Мероприятия

Результаты

Психолого-педагогическое консультирование родителей

Сдерживание детей от приема психоактивных веществ, наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни и профилактической работы педагогическим коллективом с родителями.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей через родительские собрания

Привлечение родителей к проведению общественно-значимых мероприятий, экскурсий, походов, поездок детей

Привлечение родительской общественности к управлению «ЦДО «Лад» через управление Совета

На занятиях обучающиеся получают информацию о пагубном влиянии табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ на организм человека. Педагогами создаются и совершенствуются условия для здорового образа жизни. Продолжается формирование информационно-аналитического банка данных по проблемным вопросам воспитания.

Следует заметить, что этот процесс не ограничивается воспитательным пространством одного учреждения. «ЦДО «Лад» постоянно укрепляет партнерские отношения с различными образовательными учреждениями и ведомствами по работе над этой проблемой, является активным участником различного рода мероприятий, направленных на формирование здорового и безопасного образа жизни (таблица 3).

Таблица 3. Участие обучающихся «ЦДО «Лад» в районных, городских профилактических мероприятиях

Мероприятия

Результаты

Участие в межведомственных комплексных операциях.

Изменение ценностного отношения обучающихся к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение.

Участие в районном, городском конкурсах образовательных учреждений по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости обучающихся

Количество просмотров: 3456  

Добавить комментарий

Target Image
1. Сохранение здоровья детей как педагогическая проблема
2. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков в МБУ ДО «ЦДО «Лад»
3. Психологическое здоровье педагога как фактор формирования безопасной образовательной среды
4. Применение здоровьесберегающих технологий в хореографии с детьми 7-9 лет в условиях дополнительного образования
5. Здоровьесберегающие технологии на уроках в Детской школе искусств
6. Создание условий для укрепления здоровья детей дошкольного возраста
7. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков студии спортивного бального танца «Шарм» МБОУ ДО «ЦВР «Пашинский»
8. Применение в работе с младшими школьниками здоровьесберегающих технологий на занятиях в детском объединении «Вязание»
9. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по декоративно-прикладному творчеству с дошкольниками
10. Приобщение учащихся к ценностям здорового образа жизни в условиях учреждения дополнительного образования
11. Активные формы туристско-краеведческой деятельности детского объединения «Сусанин»
12. Развитие математического и логического мышления у дошкольников
13. Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографией
14. Проектная деятельность как способ экологического воспитания школьников
15. Особенности работы с детьми с разной двигательной активностью на подготовительной ступени студии современного танца «Драйв»
16. Формирование здорового и безопасного образа жизни как система воспитания и образования профилактической работы в объединении «Самбо» «ЦДО «Лад»
17. Взаимосвязь мышечной свободы и здоровья ребенка в эстрадном вокале
18. Самоуправление в детском коллективе как фактор развития психического здоровья школьников. Из опыта работы фитнес-студии «Максимум»
19. Тенденции развития экологического просвещения детей в дополнительном образовании детей
20. Использование интеллект-карт на занятиях фортепиано в системе дополнительного образования

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы