Особенности формирования и сохранения здоровья детей на занятиях в объединении «Лыжная подготовка»

 
 

Селютина Кристина Сергеевна,

педагог дополнительного образования

объединения «Лыжная подготовка»

МБУДО ДДТ «Первомайский» г. Новосибирска

 

Особенности формирования и сохранения здоровья детей на занятиях в объединении «Лыжная подготовка»

Культура здоровья – неотъемлемая часть общей культуры человечества. Современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Движение подменяют многочасовым сидением у телевизора, компьютера, которому способствуют, в том числе, вынужденный периодический перевод на дистанционное обучение. Этим глубоко озабочены врачи, педагоги и родители учащихся. Следуя медицинской терминологии, «гиподинамия» – это нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности. В то же время на развитие организма негативно влияют и чрезмерные физические нагрузки, особенно у ослабленных детей, что приводит к перенапряжению всех систем организма, понижению сопротивляемости инфекциям, дети начинают часто болеть.

Следовательно, нашим детям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы. Двух-трех уроков физической культурой в неделю, запланированных школьной программой, не всегда хватает, чтобы полностью компенсировать дефицит движений у детей. Да и не все дети, к сожалению, посещают дополнительно спортивные секции в свободное время. Поэтому, выбирая направление по физическому развитию детей в своем объединении, я остановилась на лыжной подготовке. Убеждена, что личный пример педагога играет в обучении огромную роль. Я сама – приверженка спорта, люблю соревновательность и активную физическую нагрузку. Отличным способом решения проблемы «двигательного дефицита» школьников 7-11 лет, на мой взгляд, может стать лыжный спорт, так как это один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. И это неудивительно, ведь зима в нашем регионе длится 4-5 месяцев.

В лыжном спорте много преимуществ: чистый морозный воздух закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц, усиливается дыхание и кровообращение. Красивая природа создает хорошее настроение, положительно влияет на нервную систему. Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия. Катание на лыжах способствует развитию пространственной ориентировки и координации движений. Благодаря регулярным занятиям на свежем воздухе дети меньше болеют простудными заболеваниями.

Во время лыжных прогулок и занятий ребятам приходится выполнять разнообразные действия: спускаться со склона, делать повороты, подниматься на гору определенным способом. А это для маленького ребёнка порой серьёзное моральное и физическое испытание. Преодоление такого вида спортивных трудностей способствует развитию у них морально-волевых качеств: смелости, решительности, приучает преодолевать препятствия, формирует выдержку и упорство. Побороть в себе страх снежного склона и помочь товарищу выбраться из снежного сугроба – это и есть воспитание дружбы и взаимопомощи.

Из наблюдений и бесед с детьми я отметила, что ребята имеют низкий уровень знаний о здоровом образе жизни и его традициях в семьях. Данные выводы послужили мне основой для формулировки главной цели занятий моего объединения: вовлечение обучающихся в лыжный спорт для развития в них физических, психических и нравственных качеств. В соответствии с поставленной целью сформулированы основные задачи:

– создание благоприятного микроклимата в группе, положительной мотивации и интереса к здоровому образу жизни и зимним видам спорта;

– создание необходимых условий для вовлечения детей в лыжный спорт;

– привлечение семьи ребенка к реализации программы объединения, формирование межличностных отношений друг с другом и взрослыми;

– оказание помощи родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей.

Воспитанниками объединения «Лыжная подготовка» в основном являются дети младшего школьного возраста. Ознакомление детей с лыжным спортом я начинаю задолго до первого снега. На первом этапе мне важно заинтересовать ребят, создать положительную мотивацию. Для этого провожу с детьми беседы о пользе зимних видов спорта, о выдающихся спортсменах, спортивных состязаниях, тренировках. Вместе с детьми рассматриваем специально подобранные иллюстрации, презентации. Просматриваем и обсуждаем видео с лыжных соревнований. Организую тематические родительские собрания.

Важным подготовительным этапом являются физкультурные занятия в спортивном зале. Непосредственную подготовку к обучению ходьбе на лыжах я начинаю с подводящих упражнений, которые направлены на развитие у детей чувства равновесия, ритма, а также правильную координацию движений рук и ног. Далее дополняю их имитационными упражнениями, с помощью которых дети начнут осваивать технику лыжных ходов еще до появления первого снега.

К имитационным упражнениям можно отнести:

– отработку посадки лыжника;

– упражнения с движениями рук в попеременном и одновременном ходах (на месте и при ходьбе);

– упражнения с движениями ног в попеременном двухшажном ходе;

– упражнения на согласование движений рук и ног на месте и в движении;

– упражнения на согласование движений рук и ног при торможении и поворотах и т.д.

При установлении устойчивого снежного покрова мы начинаем тренировки на свежем воздухе. Успех обучающих занятий во многом зависит от условий их проведения. Занятия на лыжах проходят на территории спортивного стадиона образовательной организации. До выхода детей на снег я готовлю учебную лыжню с закругленными углами. Лыжную экипировку и оснащение для своего ребенка приобретают родители.

Первое занятие начинаю с инструктажа, как брать лыжи из стойки, как их переносить к месту занятий. Перед тем как встать на лыжи, дети должны научиться пользоваться лыжными креплениями.

По своей структуре ходьба на лыжах близка обычной ходьбе. Дети должны овладеть различными способами передвижения вперед, торможения, поворотов, преодоления подъемов, спусков. Основная задача при обучении детей младшего школьного возраста – освоение нового комплекса ощущений, связанных с «чувством лыж», «чувством снега».

Большую роль при обучении детей ходьбе на лыжах я уделяю приемам «геймификации» – использовании на каждом занятии спортивных, подвижных игр. Они вызывают интерес к передвижению на лыжах, являются своеобразными упражнениями, при которых совершенствуются двигательные навыки ходьбы, спусков, подъемов, развивается функция динамического равновесия. Игровые приемы способствуют выработке умений управлять своими движениями. Кроме того, игры на лыжах формируют положительные черты характера, воспитывают настойчивость в достижении определенных целей (добежать до флажка, спуститься, не задевая лежащих веток, и т. п.). Такие игровые задания развивают у ребят чувства товарищества, взаимопомощи.

Для проведения игр весьма важно, чтобы дети вначале освоили двигательный навык ходьбы на лыжах, так как эмоциональное состояние захватывает ребенка и нередко оказывает отрицательное влияние на качество движений. Но для выбора игр при лыжной подготовке есть свои нюансы, которые следует учитывать. Чтобы все дети были активны, не стояли в бездействии, следует выбирать те игры, в которых бы участвовала вся группа детей. С этой же целью в игре следует как можно чаще менять водящих. Объяснение игры должно быть коротким, четким. Очень осторожно следует подходить к продолжительности игр. В зимнее время игра проводится в быстром темпе. Каждую игру следует вовремя закончить, чтобы не наступило утомление, не угас интерес к игре. При отборе игр необходимо также учитывать постепенное увеличение и снижение физиологической нагрузки. Если занятие включает 2-3 игры, то последняя из них должна быть менее подвижной.

В игры для детей хорошо внести элементы соревнования, но лишь тогда, когда сформирован двигательный навык передвижения на лыжах. В таком случае все внимание детей будет направлено на выполнение правил и развитие сюжета игры. Правила игр для детей могут предусматривать деление на группы, команды. Но отбирая те или иные игры на лыжах, нужно учитывать качество снега, температуру и влажность воздуха, силу ветра, глубину снежного покрова.

Далее предложу несколько игр, которые использую в своей практике:

1. «Пройди и не задень».

Задача: развитие пространственной ориентировки и совершенствование функции равновесия.

Описание: Шесть лыжных палок втыкаются в снег на расстоянии 2-2,5 м друг от друга. Ребенок обходит стоящие палки, стараясь их не задеть.

Правила: не пропускать палок, стараться не сбить их носками лыж, точно делать повороты.

2. «Ходьба парами, тройками».

Задача: совершенствовать функцию равновесия, упражнять в согласованном ритме движения.

Описание правила: кто разорвет цепь рук, тот выбывает из игры.

Методические указания: вначале дети должны научиться ходить парами, затем тройками. Чтобы дети освоили чувство согласованного ритма движений, рекомендуется идти под счет.

3. «Попади в цель».

Задача: упражнять в устойчивом равновесии.

Описание: у каждого ребенка в руках комочек снега. Проходя мимо щита для метаний или обручей, подвешенных на веревке, дети должны на ходу попасть в щит левой, а затем правой рукой.

Правила: выигрывает тот, у кого будет большее число попаданий из трех или пяти бросков правой и левой рукой.

Методические указания: расстояние от ребенка до щита должно быть не менее 5 м.

4. «Поменяй флажки».

Задача: упражнять детей в быстром темпе передвижения на лыжах.

Описание: играющие делятся на две колонны. Каждый ребенок должен пройти расстояние 10 м до флажка, взять флажок и на его место поставить другой по цвету.

Правила: выигрывает та команда, которая раньше поменяла цветные флажки.

Методические указания: предлагая детям быстрое скольжение, педагог следит за качеством движения.

5. «Будь внимателен».

Задача: закреплять навык передвижения, развивать внимание.

Описание: дети передвигаются по учебной лыжне. По сигналу педагога (поднятие разноцветного флажка) дети меняют движение. Например, когда педагог поднимает зеленый флажок, все идут ступающим шагом, желтый – скользящим шагом, красный флажок – все останавливаются.

Правила: дети идут по учебной лыжне на расстоянии 2-3 м друг от друга. Педагог находится в центре круга.

Методические указания: для детей постарше можно предложить 4–5 вариантов движений.

6. «Сороконожки».

Задача: закреплять навык скольжения в колонне.

Описание: группа детей делится на две команды и выстраивается в колонны, одна параллельно другой. Перед колоннами отмечается линия старта, а на расстоянии 30-50 м – линия финиша. Каждой команде дается по одному шнуру. Дети, стоящие справа, берут шнур левой рукой, а стоящие слева – правой. По сигналу педагога колонны («сороконожки») бегут вперед к линии финиша, не выпуская шнур.

Правила: если кто-либо из детей случайно выпустит шнур, то ведущий колонны должен остановиться и подождать, пока все возьмут шнур. Игра считается законченной, когда последний лыжник пересечет линию финиша («когда сороконожка закончит путь»).

Методические указания: игра проводится с детьми, хорошо владеющими навыками ходьбы на лыжах.

Подобные игры значительно повышают мотивацию к занятиям лыжным спортом, тем самым тренируя двигательные навыки ходьбы на лыжах.

Как показывают наблюдения, благодаря регулярным занятиям лыжами дети меньше болеют простудными заболеваниями. Тренируются морально-волевые качества: воспитание смелости, решительности, формирование выдержки, чувства дружбы, взаимопомощи. Повышается мотивация к занятиям зимними видами спорта, у детей появляется желание кататься на лыжах не только на занятиях, но и в свободное время с родителями. А это я считаю самым главным итогом по формированию и сохранению здоровья не только детей, но и всей семьи в целом.

Таким образом, последовательное, системное, целенаправленное обучение детей ходьбе на лыжах и вовлечение в лыжный спорт является одним из высокоэффективных способов формирования физической культуры личности, оздоровления детей, повышения их физического развития.

Литература:

1. Дронов В.Я. Физическая культура. Лыжная подготовка детей школьного возраста: Метод. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.

2. Бусарин А.Г. Лыжная подготовка в школе: учебное пособие [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rucont.ru/efd/241380   (Дата обращения: 01.02.2022).

3. Осинцев В.В. Лыжная подготовка в школе: 1 – 11 классы [Текст] / В.В. Осинцев. – М.: Владос-Пресс, 2001.

4. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]: Учебник для студ. средних и высших учебных заведений / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

Количество просмотров: 3156  

Добавить комментарий

Target Image
1. Сохранение здоровья детей как педагогическая проблема
2. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков в МБУ ДО «ЦДО «Лад»
3. Психологическое здоровье педагога как фактор формирования безопасной образовательной среды
4. Применение здоровьесберегающих технологий в хореографии с детьми 7-9 лет в условиях дополнительного образования
5. Здоровьесберегающие технологии на уроках в Детской школе искусств
6. Создание условий для укрепления здоровья детей дошкольного возраста
7. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков студии спортивного бального танца «Шарм» МБОУ ДО «ЦВР «Пашинский»
8. Применение в работе с младшими школьниками здоровьесберегающих технологий на занятиях в детском объединении «Вязание»
9. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по декоративно-прикладному творчеству с дошкольниками
10. Приобщение учащихся к ценностям здорового образа жизни в условиях учреждения дополнительного образования
11. Активные формы туристско-краеведческой деятельности детского объединения «Сусанин»
12. Развитие математического и логического мышления у дошкольников
13. Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографией
14. Проектная деятельность как способ экологического воспитания школьников
15. Особенности работы с детьми с разной двигательной активностью на подготовительной ступени студии современного танца «Драйв»
16. Формирование здорового и безопасного образа жизни как система воспитания и образования профилактической работы в объединении «Самбо» «ЦДО «Лад»
17. Взаимосвязь мышечной свободы и здоровья ребенка в эстрадном вокале
18. Самоуправление в детском коллективе как фактор развития психического здоровья школьников. Из опыта работы фитнес-студии «Максимум»
19. Тенденции развития экологического просвещения детей в дополнительном образовании детей
20. Использование интеллект-карт на занятиях фортепиано в системе дополнительного образования

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы