Психологическое здоровье детей и коммуникация

 
 

Решитова Эльвина Асановна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ им. В. Дубинина г. Новосибирска

 

Психологическое здоровье детей и коммуникация

Последние 3 года характеризуются ростом интереса человека к самому себе и своему психологическому состоянию. Большое значение в этом вопросе сыграла пандемия, изменившая привычный уклад жизни, заставив человека продолжительное время быть наедине с собой и своими домочадцами. В суете повседневности мы часто не замечаем, как глубоко прячем наше истинное «я» под ворохом социальных масок, порожденных психологическими травмами.

Существует выражение «все мы – травмированные дети». Психологическая среда, в которой растет и воспитывается ребёнок, играет ключевую роль в его будущем. Педагогам и родителям важно помнить, что ребёнок – это создание с хрупкой душевной организацией, пошатнуть которую может одно неверно сказанное слово.

Основными источниками угроз психологической безопасности личности ребёнка являются: манипулирование детьми, стремление все сделать за ребёнка, межличностные отношения, преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребёнком со стороны взрослых.

Между родителем/педагогом и ребёнком не должно существовать властных, авторитарных отношений. Такой тип взаимодействия способствует приобретенной беспомощности вместо адаптивности и саморегуляции. Основная задача взрослого – научить ребёнка постоянно привлекать внимание к своим мыслям, эмоциям, телесным ощущениям и поступкам.

Чтобы помочь ребёнку разобраться со своими чувствами нужно:

1. Слушать его внимательно. Иногда не обязательно что-то отвечать, сочувственного молчания будет достаточно.

2. Разделять его чувства. Вместо того чтобы нарушать рассказ ребёнка советами и вопросами, разделяйте его переживания односложными фразами «да», «понятно», «ого» и т.д.

3. Называть его чувства. Это мой любимый пункт! Как часто на высказывание вроде «мне грустно» человек получает в ответ «не грусти». К сожалению, в обществе широко распространено отрицание чувств, а негативных тем более.

Итак, вместо того, чтобы использовать частицу «не» с очередным глаголом, помогите ребёнку определить и назвать то, что он ощущает. Таким образом, вы дадите понять, что признаёте его чувства, что они имеют право на существование!

Существует понятие «ненасильственное общение». Суть его в максимальной отстраненности от оценочных суждений. Использование принципов этого типа взаимодействия считаю просто необходимым! Только представьте, какой удар по самооценке ребёнка наносят ругань, угрозы, нотации. сарказм и обвинения! Колоссальный урон!

Приведу некоторые примеры ненасильственной коммуникации:

1. Вместо развешивания ярлыков описывайте проблему или высказывайте наблюдение. Замените «ты всегда забываешь убирать за собой со стола!» на «на столе осталось масло, хлеб и кружка».

2. Предоставляйте информацию. Вместо «ещё раз увижу, что ты бегаешь через дорогу, я тебя накажу» скажите «пешеходы могут передвигаться только на зелёный сигнал светофора».

3. Говорите о своих чувствах! Вместо того чтобы раскидываться обвинениями «ты грубый», «ты неблагодарный», скажите «я чувствую себя расстроенной(ым), когда ты так говоришь/поступаешь».

Несмотря на юный возраст, ребёнок – индивид со своими желаниями и мнением! Однако в парадигме авторитарных отношений ребёнок вынужден приспосабливаться к взглядам взрослого, теряя свою автономность.

Необходимо поощрять самостоятельность ребёнка:

Позволяйте детям делать выбор. «Ты будешь на завтрак хлопья или омлет?»

Показывайте уважение к усилиям ребёнка. «Открыть дверь ключом может быть сложно. Попробуй держать ключ двумя руками».

Не спешите отвечать на вопросы. «А что думаешь ты по этому поводу?»

Не лишайте надежды. «Если вдруг что-то пойдет не так, это будет твой опыт».

Считаю, что на своих занятиях у меня получается создать комфортную психологическую атмосферу. Дети знают, что могут рассказать радостные или волнующие их истории, и пользуются теми несколькими минутами перед занятием и временем после него, пока я пишу домашнее задание в дневники.

В процессе вокально-хоровой работы я максимально апеллирую к детям. Например, когда в тексте новой песни встречается незнакомое слово, я задаю вопрос: «кто знает значение?» или «кто хочет предположить, что это значит?», или же мы вместе, путем поиска причинно-следственных связей выясняем смысл, и только после этого я обобщаю сказанное учениками.

Дети являются активными участниками учебного процесса и полноправно могут делать выбор внутри структурных частей занятия. Предоставляю варианты: выполняя упражнение на дыхание – «сегодня будем считать малинки или Егорок?», тренируя четкость речи – «проговариваем скороговорки, какие две хотите сегодня?» и т.д.

Для формирования интонационной точности и дикционной чёткости я предоставляю информацию, как можно этого достичь, вроде: «когда мы поем в ансамбле, каждый должен слушать каждого; представьте, что у всех один рот, нужно произносить слова одновременно, не убегая и не отставая от других». Когда же чистота исполнения не достигается, я говорю «я слышала во вступлении тё-тё-тё вместо тётушка Арина» этого обычно достаточно, чтобы дети поняли ошибку и исправились. И гораздо лучше «где ваши уши?! сколько раз я просила начинать всем вместе?!». Но если неудача происходит из-за их невнимательности после неоднократного мной объяснения и после закреплённого успеха, я выражаю свои чувства: «я расстроена тем, что вы несерьезно отнеслись к работе, знаю, что можете лучше».

Также в ходе практики я заметила, что дети с осторожностью пробуют новое. Дети боятся ошибаться! Поэтому части похвалы и поддержки ребёнка при неудаче я уделяю особое внимание. Я постоянно комментирую коллективную работу или же работу каждого: «молодец», «у тебя получится», «попытайся, ошибаться – это нормально», «не переживай, если сразу не получится, мы уделим время на тренировку», «это было очень хорошо», «я очень довольна нашей работой сегодня» и т.д. На ошибках учатся, это чистая правда!

В рядах первых показателей психологического здоровья личности стоит самопонимание и самопринятие. Развитие этих аспектов в ребёнке обеспечивают окружающие его значимые взрослые – родители и педагоги, и только путем понимания и принятия, выраженных в атравматичной коммуникации.

«Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой», – Януш Корчак.

Список литературы:

1. Богомягкова О. Н. Системный семейный подход в обеспечении психологического здоровья ребёнка. [Электронный ресурс]/ О. Богомягкова//Вестник ПТГПУ, 2014.

2. Розенберг М. Ненасильственное общение. М.: София, 2021. – 288 с.

3. Симаева И.Н. Психологические риски для здоровья детей в современном образовании. [Электронный ресурс]/ И. Н. Симаева // Балтийский регион, 2010.

4. Фабер А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили/ Фабер А. Мазлиш Э. – М.: Эксмо, 2019. – 336 с.

5. Шерешкова Е.А. Проблема формирования психологического здоровья у детей и юношей в психолого-педагогических исследованиях [Электронный ресурс] / Е.А. Шерешкова, О.А. Середкина // Вестник ШГПУ, 2018.

Количество просмотров: 3569  

Добавить комментарий

Target Image
1. Сохранение здоровья детей как педагогическая проблема
2. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков в МБУ ДО «ЦДО «Лад»
3. Психологическое здоровье педагога как фактор формирования безопасной образовательной среды
4. Применение здоровьесберегающих технологий в хореографии с детьми 7-9 лет в условиях дополнительного образования
5. Здоровьесберегающие технологии на уроках в Детской школе искусств
6. Создание условий для укрепления здоровья детей дошкольного возраста
7. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков студии спортивного бального танца «Шарм» МБОУ ДО «ЦВР «Пашинский»
8. Применение в работе с младшими школьниками здоровьесберегающих технологий на занятиях в детском объединении «Вязание»
9. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по декоративно-прикладному творчеству с дошкольниками
10. Приобщение учащихся к ценностям здорового образа жизни в условиях учреждения дополнительного образования
11. Активные формы туристско-краеведческой деятельности детского объединения «Сусанин»
12. Развитие математического и логического мышления у дошкольников
13. Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографией
14. Проектная деятельность как способ экологического воспитания школьников
15. Особенности работы с детьми с разной двигательной активностью на подготовительной ступени студии современного танца «Драйв»
16. Формирование здорового и безопасного образа жизни как система воспитания и образования профилактической работы в объединении «Самбо» «ЦДО «Лад»
17. Взаимосвязь мышечной свободы и здоровья ребенка в эстрадном вокале
18. Самоуправление в детском коллективе как фактор развития психического здоровья школьников. Из опыта работы фитнес-студии «Максимум»
19. Тенденции развития экологического просвещения детей в дополнительном образовании детей
20. Использование интеллект-карт на занятиях фортепиано в системе дополнительного образования

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы