Размышления театрального педагога

 
 

Шадрина Татьяна Вениаминовна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДТ «Октябрьский» г. Новосибирска

 

Размышления театрального педагога

Что может дать маленькому человеку, вступающему в жизнь, театр? Не в смысле представления, на которое он придет как зритель. А театр, в котором он сам – творец. Театр может дать ВСЁ! Или очень многое. Но это при условии, что «сложились все звезды»: внимательный педагог, понимающие родители и желание самого ребенка.

Занимаясь сценическим творчеством, ребёнок неизбежно проводит исследования окружающего мира и своих способностей. Совершает открытия сразу в нескольких сферах человеческой деятельности. В литературе: без истории, сюжета, сочинения драматургии – никуда. В изобразительном искусстве: театр всегда зрелище, от костюма до сценографии. Этика, эстетика, физиология, психология. А ещё музыка, вокал, хореография и многое другое. Получается университет гармонической личности, философский факультет.

Я занимаюсь театром с детьми уже около тридцати лет. В самом начале отсутствие опыта с лихвой заменялось энтузиазмом молодости. Как здорово поставить спектакль, пригласить зрителей, удивить! С годами видится другое. Спектакль – это всегда событие, праздник. И он обязательно состоится. Но это только внешняя, организующая цель. Главное – это то, что произошло по внутренней линии, линии чувств. И это всё про любовь. Разбираемся ли в драматургии – ищем доброе, сердечное. Репетируем ли – заботимся об атмосфере в коллективе. Показываем спектакль – говорим со зрителем о прекрасном и вечном.

За эти годы изменилось мое отношение к таланту. Поначалу это была радость открытия – как здорово играет, оригинально придумывает, легко импровизирует! Со временем произошло несколько удивительных открытий в этой области. Одаренный исполнитель «тускнеет» от показа к показу, а тот, который почти никак не поддавался педагогическому воздействию, с каждым спектаклем становится победителем.

Много лет назад в моей практике был такой случай. Два главных исполнителя – мальчик и девочка – совершенно по-разному подходили к премьере. Девочка легко всё схватывала, легко выполняла все задачи и вызывала уже на репетициях восторг всех присутствующих. Мальчик же репетировал трудно, отдача была небольшой, и накануне премьеры всё предвещало катастрофу. Но её не произошло. Девочка имела успех, а мальчик просто ничего не забыл и при этом очень старался. Но потом начались загадочные процессы. Девочка, блеснув на первом спектакле, стала играть всё слабее и хуже. Мальчик же с каждым выходом на зрителя играл всё лучше и лучше. И когда нас пригласили поучаствовать в фестивале, именно его игру жюри отметило дипломом за лучшую мужскую роль. Этот случай заставил меня не торопиться делать выводы и внимательнее наблюдать за игрой, спокойнее относиться к удачам или неудачам своих актеров, особенно начинающим.

Со временем угол педагогического зрения круто изменился. Каждого ребенка, по выражению одного замечательного педагога Нелли Петровны Дугар-Жабон, привели к тебе звезды. Это тайна, которую хочется разгадывать и разгадывать. Молодые педагоги зачастую торопятся обучить своих учеников всему, что знают, обрушивая на них всю информацию. А нужно слушать и слышать в первую очередь, что ищут они. Всё просто.

Показательная история: в прошлом году пришла в студию новенькая девочка. Поначалу она так робко выглядывала на сцену, что самое большее, на что решилась – это водить куклу, спрятавшись за ширму. Но призналась, что мечтает сыграть Золушку. В работе тогда было много других этюдов ребят поопытнее и посмелей. И с Золушкой не успели. А в летнем лагере мне с удивлением пришлось наблюдать, как эта застенчивая девочка хорошо поставленным голосом репетировала с группой девчонок и мальчишек этюд про Золушку в каком-то конкурсе миниатюр. В этом году мы все-таки поставили с ней этюд «Перед свадьбой», где в полной мере она исполнила свою мечту. Она была и сценаристом, и режиссером, и актером. Она горела сама и увлекла других. Неустанно работала и репетировала, прислушиваясь к советам и подсказкам, овладевая опытом. И всё случилось!

Главное: помогать и вести детей к их открытиям. И тогда театр действительно становится незаменимым средством познания и гармонизации.

Количество просмотров: 4563  

Добавить комментарий

Target Image
1. Сохранение здоровья детей как педагогическая проблема
2. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков в МБУ ДО «ЦДО «Лад»
3. Психологическое здоровье педагога как фактор формирования безопасной образовательной среды
4. Применение здоровьесберегающих технологий в хореографии с детьми 7-9 лет в условиях дополнительного образования
5. Здоровьесберегающие технологии на уроках в Детской школе искусств
6. Создание условий для укрепления здоровья детей дошкольного возраста
7. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков студии спортивного бального танца «Шарм» МБОУ ДО «ЦВР «Пашинский»
8. Применение в работе с младшими школьниками здоровьесберегающих технологий на занятиях в детском объединении «Вязание»
9. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по декоративно-прикладному творчеству с дошкольниками
10. Приобщение учащихся к ценностям здорового образа жизни в условиях учреждения дополнительного образования
11. Активные формы туристско-краеведческой деятельности детского объединения «Сусанин»
12. Развитие математического и логического мышления у дошкольников
13. Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографией
14. Проектная деятельность как способ экологического воспитания школьников
15. Особенности работы с детьми с разной двигательной активностью на подготовительной ступени студии современного танца «Драйв»
16. Формирование здорового и безопасного образа жизни как система воспитания и образования профилактической работы в объединении «Самбо» «ЦДО «Лад»
17. Взаимосвязь мышечной свободы и здоровья ребенка в эстрадном вокале
18. Самоуправление в детском коллективе как фактор развития психического здоровья школьников. Из опыта работы фитнес-студии «Максимум»
19. Тенденции развития экологического просвещения детей в дополнительном образовании детей
20. Использование интеллект-карт на занятиях фортепиано в системе дополнительного образования

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы