Здоровьесбережение как воспитательно-образовательный приоритет дополнительного образования

 
 

Смирнова Наталья Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 

Здоровьесбережение как воспитательно-образовательный приоритет дополнительного образования

Одна из основных задач, стоящих перед педагогами, воспитание здорового подрастающего поколения. По статистическим данным, сегодня только 10 % детей поступают в школу абсолютно здоровыми. Особенно актуальна проблема сохранения детского здоровья для районов Сибири. За последние годы состояние здоровья школьников постоянно ухудшается, что вызвано рядом факторов.

Региональные особенности создают дискомфортные условия для жизни человека. Резкие перепады атмосферного давления, температуры, высокая влажность воздуха, частое столкновение атмосферных фронтов, воздействуя на неокрепший организм ребёнка, повышают напряжение механизмов адаптации, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет.

Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют следующие факторы: ухудшение экологической обстановки, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, возрастающее мерцающее-световое, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед экраном телефона, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая громкая музыка). На психическом здоровье сказывается и социальная напряжённость в обществе.

Думаю, многие согласятся со мной, что в настоящее время здоровьесбережение детей – приоритетное направление образовательно-воспитательного процесса. Диагностическая и мониторинговая деятельность по данному направлению показали, что в деятельности образовательных организаций доминирует знаниевый компонент и западает воспитательная составляющая. Одной из возможностей решения данной проблемы становятся занятия с учащимися по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Этика и этикет» в творческом объединении «Школа хорошего тона» МБУДО ЦДО «Алые паруса», реализуемой мной уже на протяжении пяти лет на базе ряда школ и гимназий Железнодорожного района города Новосибирска.

Современные дети часто задумываются, что такое здоровье, здоровый образ жизни. В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – это «состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Цель использования здоровьесберегающих технологий обучения на занятиях в «Школе хорошего тона» – обеспечить ребятам возможность сохранения здоровья, способствовать формированию метапредметных компетенций и универсальных учебных действий в области здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в жизни.

Занятия разработаны в форме бесед с последующим обсуждением, с элементами игровой драматизации, бесед-диалогов, конкурсно-игровых программ, экскурсий, практикумов с элементами тренинга и других интерактивных форм организации занятий. Поскольку воспитательный компонент является неразделимым с образовательным процессом в рамках моей программы «Этика и этикет», проблематике здорового образа жизни посвящен целый блок тем занятий: «Как помочь себе быть здоровым?», «Учись управлять своими эмоциями», «Здоровое питание. Мифы и реальность» и другие.

Методика работы с учащимися предполагает личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком (согласно последним исследованиям психологов, 9-11 лет признан младшим подростковым), уделяется внимание самостоятельному экспериментированию и поисковой активности детей, позволяющей сделать социальный опыт ребенка личностно-значимым для него, и наоборот, личностное знание о здоровье, здоровом образе жизни наполнить социальной значимостью для каждого конкретного ребенка.

Изучая особенности своего организма, ребята психологически готовятся к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. На занятиях мы говорим о том, что в ритме современной жизни не успеваем следить за своим здоровьем. И это очень плохо. Очень важно задумываться – довольны ли мы своим здоровьем? А для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, какие факторы, какие вредные привычки влияют на здоровье. В формате проблемных бесед мы обсуждаем, какими бывают «Полезные и вредные привычки», «Курить или жить?», учимся говорить «Нет» наркотикам.

Подростки активно включаются в обсуждение вреда психоактивных веществ, например, алкоголя. К сожалению, современные средства взаимодействия детей с миром, такие как тик-ток, блогосфера, несмотря на законодательный запрет, подспудно дают «рекламу» плохих привычек, употребления психоактивных веществ, скрытых форм насилия как формы становления ребенка современным. И очень важно при работе с подростками, ориентируясь на информационный контент, который привлекает их, проговаривать в формате диалога последствия данных форм «взрослости». Так, при употреблении алкоголя нарушается работа всех внутренних органов, особенного головного мозга, сердца, печени, почек. гормональный баланс, умственная и физическая способность, происходит деградация личности, поскольку выйти из подобной зависимости очень сложно, появляется агрессия, снижается интеллект. Ребятам говорится о том, что важно помнить о вредном влиянии алкоголя на формирование всех систем и органов. Помогает и обращение к личному опыту подростка, когда он анализирует свое не самое ближайшее по возрасту окружение и может наблюдать «результаты» ведения нездорового образа жизни, проявляющиеся с возрастом.

Также ряд занятий посвящен теме курения, на которых дети узнают, что курение является одной из самых старых вредных привычек человечества. Употребление табака чаще всего приводит к заболеванию сердечно-сосудистой системы, печени, и самое главное страдают легкие. Нарушается психика человека, что отрицательно сказывается на его характере. Именно никотин в 80 % становится причиной инфарктов миокарда в молодом возрасте, сужает кровеносные сосуды. Вызывает старение кожи, разрушаются зубы и ухудшается зрение. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Помимо этого, происходит загрязнение окружающей среды.

Занятие на тему «Учись говорить «Нет» посвящено отказу от употребления наркотических веществ. С ребятами ведется беседа о том, что наркотическая зависимость – тяжелое заболевание, вызываемое употреблением наркотических веществ и патологическим пристрастием к ним. Эти вещества вызывают кратковременное чувство приятного психологического состояния, поэтому никто из тех, кто сегодня страдает от наркотической зависимости, не планировал становиться наркоманом. Все они были уверены, что эта проблема их не коснется. У тех ребят, которые начинают употреблять наркотики, меняется поведение, мировоззрение и ценности по отношению к жизни, к людям и самому себе. Поведение становится непредсказуемым, неадекватным. Из-за этого портятся отношения с семьей, друзьями, появляются проблемы с законом. Очень важно помнить и понимать, что приходится отдавать самое дорогое – время, которое не сможешь вернуть назад.

Учащихся подвожу к выводу: чтобы организм отплатил хорошим самочувствием и отсутствием болезней, надо задумываться над своим здоровьем, подарить организму привычку здорового образа жизни. Личная гигиена, режим дня, закаливание, оптимальная двигательная активность, здоровое питание, психологическая и эмоциональная устойчивость – вот главные факторы здорового образа жизни. При этом очень важно, отстаивая свою точку зрения, научиться соблюдать этические и этикетные правила поведения в социуме.

 

Занятия по «Этике и этикету» строятся таким образом, чтобы с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить их любопытство, а с другой обеспечить усвоение необходимых знаний, при этом не допустить перегрузок и не навредить здоровью детей. Для этого на занятиях используются физкультминутки для кистей рук, упражнения для коррекции осанки. Для улучшения зрения регулярно проводится зарядка для глаз. Очень нравятся детям динамические перемены между занятиями.

Актуальность моего опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем дополнительном образовании как форме создания единого воспитательно-образовательного пространства, а не просто применения одной из современных образовательных технологий. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них здоровьесберегающего мировоззрения, ценности здоровья, здорового образа жизни, когда данные знания становятся личностно-значимыми для ребенка-подростка, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье учащихся.

Количество просмотров: 3481  

Добавить комментарий

Target Image
1. Сохранение здоровья детей как педагогическая проблема
2. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков в МБУ ДО «ЦДО «Лад»
3. Психологическое здоровье педагога как фактор формирования безопасной образовательной среды
4. Применение здоровьесберегающих технологий в хореографии с детьми 7-9 лет в условиях дополнительного образования
5. Здоровьесберегающие технологии на уроках в Детской школе искусств
6. Создание условий для укрепления здоровья детей дошкольного возраста
7. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков студии спортивного бального танца «Шарм» МБОУ ДО «ЦВР «Пашинский»
8. Применение в работе с младшими школьниками здоровьесберегающих технологий на занятиях в детском объединении «Вязание»
9. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по декоративно-прикладному творчеству с дошкольниками
10. Приобщение учащихся к ценностям здорового образа жизни в условиях учреждения дополнительного образования
11. Активные формы туристско-краеведческой деятельности детского объединения «Сусанин»
12. Развитие математического и логического мышления у дошкольников
13. Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографией
14. Проектная деятельность как способ экологического воспитания школьников
15. Особенности работы с детьми с разной двигательной активностью на подготовительной ступени студии современного танца «Драйв»
16. Формирование здорового и безопасного образа жизни как система воспитания и образования профилактической работы в объединении «Самбо» «ЦДО «Лад»
17. Взаимосвязь мышечной свободы и здоровья ребенка в эстрадном вокале
18. Самоуправление в детском коллективе как фактор развития психического здоровья школьников. Из опыта работы фитнес-студии «Максимум»
19. Тенденции развития экологического просвещения детей в дополнительном образовании детей
20. Использование интеллект-карт на занятиях фортепиано в системе дополнительного образования

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы