Кино как способ вхождения в определенную эпоху. «Жизнь воспитанников Царскосельского лицея в фильме «1814» режиссера Андреса Пуустусмаа по сценарию Дмитрия Миропольского (2007 г.)»

 
 

Бодунова Анна Викторовна,

магистрант Института истории,

гуманитарного и социального образования НГПУ

 

Кино как способ вхождения в определенную эпоху. «Жизнь воспитанников Царскосельского лицея в фильме «1814» режиссера Андреса Пуустусмаа по сценарию Дмитрия Миропольского (2007 г.)»

Данные рекомендации могут быть использованы для проведения уроков истории по теме «Образование и наука в первой половине XIX века». Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Если подобное задание дается впервые, то процесс будет относиться к типу уроков открытия нового знания, если работали уже неоднократно с киноматериалами, то это урок отработки умений и навыков.

Внимание! «Кинопоиск» указывает на возрастные ограничения 16+. В фильме показаны сцены насилия и обнаженная женская грудь.

Фильм «1814» существует в формате кинокартины в 95 минут, а также в виде телесериала в 4 серии. Для проведения урока односерийного варианта достаточно. Однако в сериале есть сцена посещения лицеистами дома директора Малиновского, откровенные разговоры с ним на волнующие ребят темы, а также сцена зарождения рукописного лицейского журнала.

Итак, начало XIX века – время культурного и духовного подъема в России. Рост национального самосознания, новый взгляд на самодержавие – результаты событий Отечественной войны 1812 года. При дворе императора Александра I создается закрытая школа, призванная взрастить будущую государственную элиту. Данный проект создавался для того, чтобы в лицее продолжили образование братья царя, цесаревичи Николай и Михаил, но этому не суждено было осуществиться (матушка не допустила сыновей в лицейские казармы). В 1811 году Царскосельский лицей открыл свои двери 30 юношам знатных фамилий.

Работа с материалами фильма должна помочь нам понять, как атмосфера, окружение, изучаемые науки, лицейские традиции закладывают фундамент в мысли и души ребят, из которых вырастут «Отчизны верные сыны».

1 вариант проведения урока (просмотр фильма был в качестве домашнего задания)

Мотивирующий момент урока

Учитель: «В какие игры играют лицеисты?» (можно продемонстрировать кадры или показать их во время ответов)

1

2

3

4

Ученики:

1. Прятки

2. Серсо

3. Чиж

4. Съедобное-несъедобное

Учитель: Заметили что-то особенное в выборе лицеистами игр?

Ученики: Игра в Серсо для благородных людей, в неё ещё средневековые рыцари играли, а деревенскую игру в Чижа ребята не знают.

Учитель: Как вы думаете, зачем сцены с играми включены в сюжет?

Ученики: Чтобы показать досуг лицеистов. Чтобы погрузить зрителя в начало 19 века. Чтобы зритель понял, что лицеисты разного возраста, есть совсем юные и уже взрослые.

Учитель: Действительно, в лицей принимали детей 10-14 лет, приём осуществлялся каждые три года. Продолжительность обучения первоначально составляла 6 лет. В одном классе могли быть ребята разного возраста. Какого возраста в фильме главные герои-лицеисты?

Ученики: Младшему 14 лет, а старшему – 18. Это обыгрывается в названии фильма. Вместе с тем следует отметить, что и события происходят в 1814 году.

Цель урока

Учитель: Ребята, наша цель дать характеристику воспитанникам лицея. Какие они? Что способствовало их формированию. Как в дальнейшем это отразится на судьбе России.

Открытие нового знания

Учитель: Чтобы понять, насколько можно доверять сюжету, вам нужно познакомиться с отрывком из интервью сценариста Дмитрия Миропольского.

Раздаточный материал:

Я изучал книги Юрия Лотмана и Натана Эйдельмана, работы современных исследователей, в первую очередь – Светланы Руденской. Обильную и разнообразную информацию удалось почерпнуть из грандиозной монографии отца и сына Гротов – кстати, тоже лицеистов, но более поздних выпусков. Неоценимую пользу принесли дневниковые записи лицейского профессора Куницына и самих учеников – Горчакова, Илличевского, Комовского, Матюшкина. Пригодились обширные исследования быта и языка начала XIX века, описания из художественной литературы и периодики того времени – Михаила Загоскина, Виктора Нарежного; наконец, литература, которая вообще не имеет прямого отношения к Лицею и лицеистам: анекдоты о графе Толстом или эссе Бунина и Набокова.

Исполнительный продюсер картины Наталья Горина – кандидат филологических наук (и такое бывает!), десять лет отработала у академика Лихачева в «Пушкинском доме», Институте русского языка и литературы. Так вот она сказала, что больше всего моя заявка напомнила ей реферат диссертации.

С Дмитрием Миропольским беседовала Евгения Маврина.

Ученики: Подготовка материала велась на основании исторических источников и работ современных исследователей. Значит в художественном контексте фильма есть исторические факты.

Учитель: Давайте посмотрим и обсудим отрывок, где лицеисты встречаются в парке с Аракчеевым (с 5 мин 43 сек до 8 мин 7 сек).

Содержание отрывка:

Лицеисты начинают игру: Недовожа, красна рожа на тугарина похожа, а тугарин на свинью, свинья на петуха, петух на курицу.

Не ходи на улицу – (бросают деревянный молоток, который попадает под ноги Аракчеева).

Аракчеев А ну-ка ко мне!

Подходит Пущин.

Аракчеев Кто таков?!

Пущин Воспитанник лицея Иван Пущин, Ваше Сиятельство.

Гончаров (в игре) Медведь, я же говорил тебе, стереги Кюхельбекера.

Пушкин кричит по-французски…

Пущин (кричит Пушкину) Иди сюда, обезьяна.

Лицеисты собираются перед Аракчеевым.

Аракчеев Вы, господа, видимо по розгам соскучились.

Горчаков Телесные наказания в лицее запрещены. Князь Горчаков к Вашим услугам.

Кюхельбекер Вильгельм Кюхельбекер, честь имею.

Данзас Константин Данзас, прозываюсь медведем.

Пушкин Александр Пушкин.

Дельвиг Барон Дельвиг, Антонович, Антон, поэт!

Аракчеев Обезьяны, медведи, поэты, чёрт возьми, в самой резиденции государя… Телесные наказания у них запрещены!?!?!?! Ну ничего, я возьму свою меру.

Куницын (подходит) Не извольте гневаться, Ваше Сиятельство. Государь предоставили парк нашим воспитанникам для игр и прогулок, дабы они могли отдохнуть от занятий.

Аракчеев (пренебрежительно) Учитель…

Куницын Преподаватель нравственных и политических наук, адъюнкт, профессор Куницын к Вашим услугам.

Аракчеев Скверно учите, господин профессор нравственных наук. Воспитанники ваши ведут себя предерзостно. Мы бьём Наполеона, а они говорят языком французским.

Куницын Смею надеяться, мы больше не обеспокоим Ваше Сиятельство.

Аракчеев (уходя) Надежды юношей питают…

Дельвиг Простите великодушно, но поэт сказал «Науки» юношей питают

Пушкин Отраду старым подают

Гончаров Счастливой жизнью украшают

Данзас Несчастный случай берегут.

Горчаков Это стихи господина Ломоносова, Ваше сиятельство.

Кюхельбекер Ода на день восшествия на всероссийский престол её Величества Государыни императрицы Елизаветы Петровны.

Аракчеев Вот же пропасть, а?!

Учитель: Давайте обсудим увиденное, исходя из цели нашего урока.

Далее идет обсуждение, где ученики замечают, что лицеисты начала 19 века смелые, с чувством собственного достоинства, имеют глубокие знания, они единомышленники и товарищи. Отдельно можно отметить, что при появлении учителя они становятся за ним, показывая свою солидарность и уважение к профессору А.П. Куницыну.

Учитель: Какие ещё сюжеты говорят о свободомыслии лицеистов?

Ученики приводят в пример сцену обыска надзирателем Пилецким (21 мин 30 сек до 24 мин фильма); реплики во время уроков, разговоры друг с другом.

Завершающий этап урока

Раздаточный материал:

Режим лицеистов

6:00 – подъем и молитва.

7:00–9:00 — занятия.

9:00–10:00 — чай с белой булкой и прогулка.

10:00–12:00 — занятия.

12:00–13:00 — прогулка.

13:00 — обед из трех блюд.

14:00–15:00 — чистописание или рисование.

15:00–17:00 — другие уроки.

17:00–18:00 — чай и прогулка (обязательная, в любую погоду).

18:00–20:30 — повторение уроков и «вспомогательный класс» (дополнительные занятия для отстающих).

20:30 — ужин и отдых.

22:00 — вечерняя молитва и сон.

Учитель: Внимательно посмотрите на режим лицеистов.

Идея лицеистского подхода была в том, чтобы человек все время был занят, развивался и совершенствовался, чтобы привычка к деятельности стала второй натурой. За шесть лет учёбы в лицее ребята не были дома. Если познакомиться с расписанием лицеистов, то мы не увидим свободного времени. Равные по сословию, но разные по достатку, лицеисты должны были носить форму, одинаково питаться, жить в равных условиях. Юноши должны были стать не просто товарищами, а братьями друг другу. В результате выпускники Царскосельского лицея – это яркие личности, оставившие свой след в истории.

Домашнее задание

Напишите эссе «Отечество нам Царское Село», в котором вы на примере увиденного в фильме и прочитанной дополнительной литературы отметите те моменты, которые помогли стать лицеистам незаурядными личностями и настоящими друзьями и повлиять на дальнейшее развитие России.

 

2 вариант проведения урока

Когда фильм используется не как источник информации, а в качестве иллюстрации к изучаемому материалу.

Организационно-мотивационная часть урока

Учитель: К началу XIX века в России был один университет – Московский. В конце XIX века в России действовало уже 10 университетов: кроме Московского (с 1755) были открыты Дерптский или Юрьевский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Санкт-Петербургский (1819), Александровский в Гельсингфорсе (1827), Св. Владимира в Киеве (1833), Новороссийский в Одессе (1864), Варшавский (1869), Томский (1888).

Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи- Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле.

Цель урока

Учитель: Сегодня мы погрузимся в жизнь воспитанников Цаскосельского лицея, перенесемся в 1814 год. Мы должны изучить факты, которые способствовали формированию ярких представителей истории России.

Сведения мы будем получать из отрывков фильма «1814». По ходу рассказа и просмотра вы будете заполнять рабочий лист, затем мы обсудим результаты работы.

Открытие нового знания

Рабочий лист

п/п

Вопросы

Ответы

1.

Условия быта и учёбы лицеистов

 

2.

Отдых лицеистов

 

3.

Запреты и наказания

 

4.

Взаимоотношения с учителями

 

5.

Личные интересы и предпочтения лицеистов

 

6.

Черты сословной принадлежности

 

Учитель: Перед вами рабочий лист, который вы заполняете самостоятельно в течение урока. Затем мы подведем итоги. Обращаю ваше внимание, что в эпизодах может содержаться информация сразу по нескольким вопросам.

Далее рассказ учителя, чтение учебника, подготовленные сообщения перемежаются отрывками из фильма.

Съемки проходили в исторических помещениях музея «Лицей», Екатерининского дворца, в музыкальном театре «Санктъ-Петербургъ опера», в Царскосельском парке.

Какие рекомендуются отрывки (указан диапазон времени отрывка внутри фильма):

1. Встреча лицеистов с Аракчеевым (с 5 мин 43 сек по 8 мин 7 сек)

2. Бунт в трапезной и проведение обыска надзирателем Пилецким (с 20 мин 20 сек по 24мин)

3. Объявление наказания лицеистам подполковником Фроловым (с 1 ч 4 мин 57 сек по 1ч 8 мин 35 сек)

4. Знакомство дядьки Сазонова с лицеистами. (с18мин 24сек по 19 мин 10 сек)

5. Снятие запрета на стихосложение. (с 30мин 44 сек по 31 мин 50 сек)

Всего данные фрагменты занимают чуть более 12 минут.

Домашнее задание

Используя материалы учебника, рабочего листа создать обобщенный портрет выпускника лицея.

Материал для учителя:

Лицеистов, ещё мальчиков, вырвали из привычной атмосферы, забрали из родительских имений, из школ – многие на тот момент уже учились в пансионе при Московском университете, в Петербургской гимназии – и поместили в казарму. В пору юности ребята оказываются в замкнутом коллективе, без права выхода за территорию лицея. А ведь они в это время растут, энергия в них бьет ключом, но им приходится ходить в военной форме, учиться с утра до ночи шесть дней в неделю, с одним месяцем каникул. Родных они не видят годами! Телесные наказания отменены, однако провинившихся ждет карцер, а преподаватели строги по-взрослому, без скидки на возраст.

Устав был написан противоречиво, так как его составляли четыре человека с противоположными взглядами. (М.М. Сперанский, министр просвещения Разумовский, посланник низложенного сардинского короля Жозеф Де Местр, директор департамента народного просвещения И.И. Мартынов). В реальности лицеисты соблюдали прописные правила с массой нарушений. Например: «Запрещается воспитанникам давать друг другу прозвища». Но мы же знаем из Тынянова, что прозвища в Лицее были буквально у всех, включая учителей.

Журнал «Фома»19 октября 2018 автор: Кузнецова Ирэна (отрывки)

И действительно, почти весь педагогический состав был моложе тридцати лет. Самым выдающимся и талантливым преподавателем (в том числе, по воспоминаниям Пушкина, да и остальных лицеистов) был Александр Петрович Куницын. Он преподавал логику и право. Был образован, умен и красноречив, не заискивал перед начальством и, кстати, оказался единственным, кто на торжественном открытии Лицея выдал речь «от себя». Причем речь, изобилующую словами «отечество», «народ», «граждане» и «общественная польза», в то время как остальные гости мероприятия в основном читали по бумажке про «благорастворенный воздух Царского села» ввиду императорского визита. Если говорить о его мировоззренческих и идеологических позициях, то Куницын был сторонником Руссо и Канта, он считал необходимым ограничивать всякую власть – не только государственную, но даже и родительскую, поскольку иначе она оборачивается тиранией и несправедливостью. Власть нужна только для обеспечения блага населения, а ради блага подданных и подчиненных. Эти свои идеи он, очевидно, внушал и ученикам, и это ими восторженно принималось. Вспомним пушкинские строки:

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена…

Другого любимого преподавателя звали Давид Иванович Будри. Секрет Полишинеля заключался в том, что Давид Иванович был никакой не Будри, а очень даже Марат, младший брат знаменитого «друга народа», Жана Поля Марата, имя которого приводило российскую знать в трепет. Судя по воспоминаниям, Пушкину очень нравилось, что учитель и не думал скрывать опасного родства, напротив, гордился и много хорошего рассказывал о революции и ее вождях.

Закон Божий в Лицее вели лучшие духовники и священники того времени. Так, например, при Пушкине законоучителем был протоиерей Николай Музовский, духовник императора Александра I, замечательный проповедник. В 1816 году его сменил недолго прослуживший в Лицее отец Гавриил Полянский, а затем законоучителем стал известный священник Герасим Павский, церковный ученый, основатель российской библеистики. Кстати сказать, и первый директор гимназии В. Ф. Малиновский перевел с древнееврейского несколько книг Ветхого Завета.

Еще один уникальный факт: на выпускном экзамене по Закону Божиему в 1817 году присутствовал тогда еще архимандрит, а впоследствии митрополит Московский Филарет (Дроздов) — святой, прославленный Церковью, который много лет спустя вступит с Пушкиным в духовно-поэтическую полемику, откликнувшись своими стихами на «Дар напрасный, дар случайный...» Впервые же они увидели друг друга на этом экзамене.

Библиографический список

Кузнецова И. Журнал «Фома» 19.10.2018.

Маврина Е. Интервью с Дмитрием Миропольским: https://www.liveinternet.ru/community/frondam/post45262270

Хроника. Биографии и творчество великих людей: http://hronika.su/opisanie-carskoselskogo-liceya-prav/

Количество просмотров: 2920  

Добавить комментарий

Target Image
1. Нарративные интервью ветеранов Великой Отечественной войны как элемент воспитания
2. Кино как способ вхождения в определенную эпоху. «Жизнь воспитанников Царскосельского лицея в фильме «1814» режиссера Андреса Пуустусмаа по сценарию Дмитрия Миропольского (2007 г.)»
3. Лёкарта как эффективный приём подготовки к ОГЭ
4. Приемы мнемотехники в работе с детьми
5. Играем и развиваемся с роботом MatataLAB
6. Конкурсная программа «В мире профессий»
7. Развлечение для дошкольников «Откуда берутся грязнули»
8. Интерактивная программа «Масленица»
9. Сценарий непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы «Путешествие в Королевство математики»
10. Проект «Здравствуй, сказка!» для детей младшего дошкольного возраста
11. «Мамы разные нужны, их профессии важны»
12. Конспект занятия в средней группе «Прогулка в осеннем лесу»
13. Широкая Масленица: традиции и обычаи русского народа
14. Конспект комплексного занятия для детей младшего дошкольного возраста «Гусеница»
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы