Нарративные интервью ветеранов Великой Отечественной войны как элемент воспитания

 
 

Королева Ирина Сергеевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 

Нарративные интервью ветеранов Великой Отечественной войны как элемент воспитания

Проблема патриотического воспитания является одной из актуальных тем. Современные дети переживают кризис, основанный на разрушениях, происходящих в политической и социальной сферах.

Формирование личности невозможно без уважения к духовным ценностям, без уважения к истории, культуре. Наше и все последующие поколения в большом долгу перед теми, кто воевал, обеспечив нам мирную жизнь.

Каждый год все больше нас отделяет от событий Великой Отечественной войны. Многие из победителей уже ушли из жизни, а это значит, что живых свидетелей того страшного времени становится все меньше. Война затронула практически каждую семью. Но все ли мы знаем о той войне?

Тема войны будет актуальна всегда. Воспоминания ветеранов, живых свидетелей того времени, помогут понять, насколько было тяжело для всех: и для мирных жителей, и для тружеников тыла, и для солдат. Это было настоящее испытание. Война разделила время «на до и после». Но это было время взаимовыручки, помощи, дружбы.

Развитие, формирование патриотизма способствует мотивации к изучению истории, воспитывает любовь и уважение к Родине. Еще одним важным элементом воспитания является изучение истории своей семьи. История страны – это история каждой отдельной семьи. Дети, уважающие историю, смогут войти в нее как поколение, на которое можно равняться.

Воспоминания ветерана ВОВ

За основу этой статьи был взят рассказ ветерана Великой Отечественной войны, Григория Васильевича Фирсенко. Рассказ о тех событиях, в которых он был одним из миллионов, о том, что знает не понаслышке. О страшной правде жизни, которую ему пришлось пережить.

Фирсенко Григорий Васильевич

Григорий Васильевич родился 25 ноября 1921 года в деревне Семеновка Татарского района Новосибирской области. Окончил семь классов средней школы г. Татарска и два курса Горного техникума в г. Кемерово.

В 1940 г. был призван в армию. В 1941 г. окончил трехмесячные артиллерийские курсы и ему было присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в войне с Германией с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. в составе Карельского (защищал Мурманск, Советское Заполярье), 2-го Белорусского фронтов. Капитан, командир батареи. Освобождал Финляндию, Норвегию, Польшу, Заполярье. В 1942 г. закончил Лепельское миномётное училище. 7 октября 1944 г. в составе наших войск пошли в наступление и вышли на государственную границу. День Победы встретил на о. Рюген. Окончил войну в Германии в г. Штральзунд в звании гвардии капитана.

Награждён орденами Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды, «За мир и дружбу», Трудового Красного Знамени, медалями «За победу над Германией», «За оборону Заполярья», «За освоение целины» и 18 юбилейными. Почётный гражданин г. Белогорска. Участник Парадов Победы 1995, 2000, 2005 гг., инвалид 2 группы по ранению.

Демобилизовался по болезни, так как был дважды тяжело ранен. Осколок в легких он «носил» до самой смерти.

После войны закончил Новосибирскую партийную школу и был назначен в 1951 г. в г. Куйбышевка-Восточная (ныне г. Белогорск) заведующим отделом пропаганды и агитации, потом был направлен секретарём по зоне Кругосовской МТС. Был вторым секретарём райкома, в 1960 г. – директором совхоза «Васильевский», с 1964 г. – первым секретарём райкома партии в п. Архара. В 1962 г. закончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС. В 1967 г. назначили начальником областного управления пищевой промышленности. После выхода на пенсию обосновался в с. Владимировка, четыре года заведовал клубом. В 2000 году был избран председателем Комитета ветеранов Великой Отечественной войны и военной службы Амурской области; является редактором книги «Солдаты Победы» в 4-х томах.

В 2005 году занесен в энциклопедию «Лучшие люди России». За активную работу в ветеранском движении в 2005 году награждён «Орденом Дружбы».

В честь Григория Васильевича Фирсенко названа центральная улица села Владимировка Благовещенского района Амурской области. Управление федеральной почтовой связи Амурской области выпустило почтовую марку с его изображением. Постоянно выступал в школах, учебных заведениях, воинских частях города Благовещенска, где проживал долгие годы.

Умер 18 августа 2013 года. Похоронен в селе Цибанобалка Анапского района.

…Григорий Васильевич всегда был активным, такая непоседа. Трижды учувствовал в Парадах Победы в г. Москве (1995, 2000, 2005 гг.). Обязательно посещал могилу дорогого батяни-комбата, героя Советского Союза Константина Гонтаря и привлекал внимание полиции в аэропорту. Артиллерийские осколки в легких всегда «звенели» в рамке металлоискателя. Это вторая память о разведке боем в окрестностях Мурманска.

Тот рейд в 1943 году закончился госпиталем. С пробитыми легкими, развороченной челюстью, окровавленными висками. Повезло – другие не вернулись. После выписки вновь вернулся в родную батарею, и так было неоднократно. Он один из немногих, кому довелось познать войну практически с первого до последнего дня.

Уроженец Новосибирской области, он вместе с другими сибиряками попал служить в Заполярье в 1940 году. Советско-финская война только закончилась, и те места еще жили кровопролитием. Поэтому минометная батарея наводчика Фирсенко постоянно находилась в полной боевой готовности.

Для него настоящая война началась 29 июня 1941-го, когда немцы подтянули к границе отборные, хорошо подготовленные подразделения горных егерей. Все заполярье в сопках. Они их целый день сдерживали в окрестностях села Титовка, а потом отступили на 62 километра. Там на реке Большая Западная Лица фашисты получили решающий бой, побережье трижды переходило из рук в руки. После этого долина реки до самого 40-летия Победы называлась долиной смерти. Немец не смог войти в Мурманск, единственный незамерзающий порт на севере Советского Союза. Это были ворота, через которые союзники поставляли нам технику и продовольствие.

Для его минометной батареи Мурманск был как Москва, где отступать некуда. Немцы постоянно бомбили морские конвои и сам город. Бывало, подходили к нему на 20 километров, но Мурманск устоял, так же как высота 314,9 в его окрестностях. На той высоте батарея Фирсенко держалась до осени 1944 года.

В 43-м году немцы предприняли очередную решительную попытку овладеть городом. Минометы батареи Фирсенко раскалились от стрельбы, впереди и на флангах пехота захлебывается, но ничего у противника не получается. Все понимали, что через этот порт идет продовольствие в самые бедствующие районы страны, а армия получала американские машины, зарубежные танки. Тогда немцы подготовили мощную дымовую завесу. В этой кромешной темноте бой длился шесть часов. Ребята вызывали огонь на себя, там была настоящая мясорубка, в которой гибли и наши, и враги.

На вопросы: «Почему мы победили?» Григорий Васильевич отвечал не раз. Солдаты сами не верили в Победу, ведь приходилось отступать, силы противника были превосходящими и количественно, и качественно. И стремление завоевать мир у немецких солдат ощущалось до 1945 года. Но первая победа под Москвой дала какую-то маленькую надежду. Воспрянули же после второй победы – Сталинградской битвы.

Страшно на войне?

Как на любой войне страшно. Страшно. Другое дело, когда перед тобой стоит задача ни шагу назад, а если идти вперёд, то со щитом. Поэтому в это время думаешь только о выполнении цели. Вот что надо сказать, при той дрожи и той мысли, что ты идёшь на верную смерть, у русских солдат был долг выполнить цель. Это одно из преимуществ нашей силы. В это время думаешь больше, может быть, о матери, о родственниках и о задаче выполнить цель.

В самые страшные минуты шли «За Родину, за Сталина» или «Господи, помоги»? Что было?

Я вам скажу о том, что шёл победить. И если я не кричал «В бой за Родину, за Сталина», то только потому, что я миномётчик. Я непосредственно в рукопашную не ходил. Но в душе кричал: «За Родину». Вы знаете, когда закончится бой, считаешь: «Ну и слава богу, опять пронесло». Просвистела пуля или снаряд – слава богу, это не моё, потому что моё не слышишь.

Вы были ранены?

Я был дважды тяжело ранен. Первый раз ранен был в 1943 году. 30 декабря пошли в разведку. Нас обнаружили, накрыли, и осколком мины меня поразило в лёгкие, челюсть разбило, височную часть. И я попал в госпиталь. Осколки в лёгких ношу и сейчас. Второй раз был ранен в Польше.

В чём секрет долголетия?

Как таковым спортом не занимался. Спорт – это большое дело. Но я жил в деревне, и у нас спорт такой был: мама за 6 километров доила совхозных коров на участке. И я утром вставал и бежал к ней, чтобы напиться молока.

Шесть километров – это кросс был для вас?

Да. Там я обедал. Вечером. После дойки, оттуда возвращался домой. А вообще скажу так: когда 30 декабря меня привезли в Мурманск, врач посмотрела, а у меня пузыри идут из лёгких, места ранения, и она сказала: «Мне всё ясно. У вас осколки в лёгких. Куришь?» Я говорю: «Когда война началась, закурил». «Ну и не кури». С тех пор я бросил и не курю. И сегодня тоже не курю.

Заключение

Основой всего воспитания является патриотизм. Патриотизм – это любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за историю. Патриотическое воспитание – сложный долговременный процесс.

Привить любовь и уважение к Отечеству – важная и трудная задача. Развитие патриотизма будет эффективным, если в семье об этом думают. Память ребенка удержит рассказы о войне, любовь к земле, нужен только пример ответственных поступков взрослых, которые его окружают.

Необходимо с детства прививать гражданственность, учить относиться друг к другу и к своей Родине с любовью и уважением, гордиться своей страной.

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа, его культуры поможет с уважением относиться к культурным традициям других народов.

Список литературы:

1. Дыхание металлом [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ampravda.ru/2010/02/19/24934.htm (дата обращения: 28.03.2022).

Количество просмотров: 2370  

Добавить комментарий

Target Image
1. Нарративные интервью ветеранов Великой Отечественной войны как элемент воспитания
2. Кино как способ вхождения в определенную эпоху. «Жизнь воспитанников Царскосельского лицея в фильме «1814» режиссера Андреса Пуустусмаа по сценарию Дмитрия Миропольского (2007 г.)»
3. Лёкарта как эффективный приём подготовки к ОГЭ
4. Приемы мнемотехники в работе с детьми
5. Играем и развиваемся с роботом MatataLAB
6. Конкурсная программа «В мире профессий»
7. Развлечение для дошкольников «Откуда берутся грязнули»
8. Интерактивная программа «Масленица»
9. Сценарий непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы «Путешествие в Королевство математики»
10. Проект «Здравствуй, сказка!» для детей младшего дошкольного возраста
11. «Мамы разные нужны, их профессии важны»
12. Конспект занятия в средней группе «Прогулка в осеннем лесу»
13. Широкая Масленица: традиции и обычаи русского народа
14. Конспект комплексного занятия для детей младшего дошкольного возраста «Гусеница»
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы