Конкурсная программа «В мире профессий»

 
 

Щербакова Елена Яковлевна,

педагог-организатор

Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

МБОУ «Большереченская СОШ» Омской области

 

Конкурсная программа «В мире профессий»

Цель: расширение знаний о мире профессий.

Задачи:

– познакомить обучающихся с основными типами профессий;

– показать важность и значимость профессий;

– учить работать группой (командой);

– развивать внимание, мышление, творческие способности через разнообразную деятельность и активные методы обучения.

Оборудование для проведения: музыкальная аппаратура, записи песен о профессиях, микрофоны, 5 игровых столов, заготовки для коллажей, клей, маркеры, листы бумаги.

Оформление: иллюстрации профессий различных типов, набор карточек с названиями профессий. А можно на усмотрение ответственного за проведение. Дежурный класс занимается оформлением сцены и уборкой зала после программы.

Сроки проведения: декада профориентации в ОУ.

Целевая группа (участники): обучающиеся 6-7 классов.

Предварительная работа: за две недели до программы необходимо сформировать 5 команд по 6 человек от класса. Путем жеребьевки команды выбирают тип профессии («человек – человек», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – природа», «человек – знаковая система») и готовятся к конкурсной программ с учетом выбранного типа профессии. У каждой команды, возглавляемой капитаном, должно быть название, девиз, отличительный знак – форма профессии или её элементы. Команда готовит домашнее задание:

1. Рекламу профессии (до 5 мин.), т. е. выступление-представление по выбранному типу профессии, используя стихи, песни, наглядную агитацию и др.

2. Заготовки для коллажа той профессии, которую выбрали.

Продолжительность конкурсной программы: 60 мин.

Для проведения конкурсной программы необходимо пригласить ЖЮРИ. Это могут быть родители разных профессий, социальные партнёры – специалисты Центра профориентации, Центра занятости населения, Комитета по молодежной политике и спорту, МЧС, ГИБДД и др.

Ход программы

Вступительное слово ведущего: Любимое дело – это счастье в жизни, ее главное содержание. Именно на работе воздается людям честь и слава. Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Но и эта огромная цифра далека от определенности. Жизнь не стоит на месте, и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются. Море профессий необозримо.

Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия:

  • «человек — природа» – главным объектом труда являются растения, животные или микроорганизмы;
  • «человек — человек» – главным предметом труда являются люди, коллективы;
  • «человек — техника» – главным объектом труда являются технические системы, материалы, виды энергии;
  • «человек — художественный образ» – для таких людей характерна творческая работа, связанная с воображением, искусством;
  • «человек — знаковая система» – характеризуется такими предметами труда, как знаки, цифры.

Играет музыка (песни о профессиях). Под музыку команды занимают места за игровыми столами. Жюри готовится к работе, оценивает ответы и выступления команд.

Конкурс «Будем знакомы»

Инструкция. Команды представляют свое название, девиз, капитана. Данный конкурс – 5 баллов.

Конкурс «Разминка»

Инструкция. Каждой команде задаются по два вопроса. Каждый вопрос 1 балл.

1. Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские. (Ответ: машинист – машинистка).

2. Представитель какой профессии управляет процессами: роста, созревания, уборки урожая? (Ответ: агроном).

3. Назовите царя, который знал 14 ремесел, и перечислите не менее 6 занятий, которыми он владел? (Ответ: Петр I - плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, моряк, оружейный мастер.)

4. Кем бы мог работать в наши дни Волк из сказки “Волк и семеро козлят”? (Ответ: пародистом.)

5. Назовите учебное заведение нашего района, где можно получить профессию. (Ответ: сельскохозяйственный техникум)

6. Кем бы мог работать в наши дни герой мультфильма “Кот Матроскин”? Назовите 3 профессии (Ответ: животновод, коммерсант, дояр.)

7. Представитель какой профессии следит за ростом, очисткой, посадкой? (Ответ: лесник).

8. Мы на закате с поля возвращались,

Ядреным потом стылый воздух пах,

У каждого обветрено качалось

За плечом рубашка на граблях.

Назовите профессию человека, написавшего эти строки. (Ответ: поэт.)

9. Назовите самую сладкую профессию. (Ответ: кондитер.)

10. Что общего у ЭВМ с коровой? (Ответ: Профессия человека, их обслуживающего, называется оператор: оператор ЭВМ и оператор машинного доения).

Конкурс «Соотнеси правильно»

Инструкция. Ведущий называет профессии из этого списка вразнобой, обращаясь к командам по очереди. Участники должны определить, к какому типу относится названная профессия. За каждый правильный ответ 1 балл, жюри внимательно следит.

Группы профессий

Тип взаимоотношений человека и объекта действия

Профессии

«Человек — художественный образ»

Скульптор, художник-живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер

«Человек — природа»

Инженер-геолог, взрывник, метеоролог, техник-топограф, лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед-зверовод, садовод

«Человек — техника»

Электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь-сантехник, каменщик, арматурщик, техник-строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист-рулевой, бортинженер, пилот

«Человек — человек»

Секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер-кассир, гид-переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, вожатый

Человек — знаковая система

Оператор ЭВМ, программист, техник-математик, штурман гражданской авиации, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист

Конкурс «Собери коллаж»

Примечание. Для этого конкурса команда готовит заготовки дома, соответствующие выбранному типу профессии. Условия конкурса – собрать коллаж с помощью клея и заготовок. За выполненное задание 5 баллов.

Конкурс «Угадай профессии по описанию»

Инструкция. Каждая команда выбирает карточку с описанием путём вытягивания. Участники должны определить, о какой профессии идет речь. Оценивается в 3 балла.

  1. Везде, где ведется строительство жилых домов, промышленных зданий и различного рода сооружений, высятся ажурные стрелы грузоподъемных устройств. Высота их достигает 50 и более метров, а грузоподъемность — несколько десятков тонн. Вот что говорит о своей работе один из профессионалов: «Настоящий ас нашего дела может опустить многотонную деталь на спичечный коробок с такой точностью, что он даже не сомнется. Надо одинаково уметь подать и груз, и банку с водой — напиться монтажникам. Я ставлю груз с отклонением плюс-минус 5 см. Конечно, такая точность приходит не сразу, нужны большая практика и желание добиться высокого уровня мастерства». (Крановщик.)
  2. Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми». Функции этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня — это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и умение применять их в жизни — вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер.)
  3. «Живописать» растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат. Квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз (как, например, у лилий), их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки или хризантемы) — размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые, золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются издали, а синие, фиолетовые — только вблизи наиболее посещаемых мест. (Цветовод.)
  4. Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырех человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет собой такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путем. Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания. (Оператор машинного доения.)
  5. В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейских стран, у нас в стране получить данную профессию совсем несложно. А вот во Франции, например, желающий получить эту профессию подвергается серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена являются психологические испытания. Их задача — установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т. д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственных способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец.)

Конкурс капитанов

Инструкция. Капитаны команд выходят на сцену. Они должны отгадать, что находится в черном ящике. Внимание – “Черный ящик”.

Вопрос для капитанов: В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Что в ящике?

(Ответ: ложка. Музыканты-ложечники играют на ложках; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой). Конкурс капитанов – 5 баллов за правильный ответ.

Конкурс «Поэтический»

Инструкция. Команды должны написать синквейн на тему «Профессия» по алгоритму (алгоритм на столах участников программы). 5баллов получает команда, которая справилась с заданием

Алгоритм написания синквейна.

Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения. Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте темы.

Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

Пример синквейна:

1.Каникулы.

2.Светлые, весёлые.

3.Гуляем, расслабляемся, спим.

4.Отдыхать – не работать!

5.Счастье!

Примечание. Это задание используется как прием рефлексии. Данный вид деятельности позволяет быстро получить результат.

Конкурс «Домашнее задание»

Инструкция. Команды представляют подготовленную заранее «Рекламу профессии». Домашнее задание оценивается в 10 баллов.

 

После выполнения всех конкурсов жюри подводит и объявляет результаты игры. Пока жюри работает, можно провести игру со зрителями.

Вопросы для болельщиков

1. Как называется профессия корреспондента, который выезжает на место событий, берет интервью, беседует с людьми, анализирует обстоятельства, выделяет самое существенное и дает по телевидению информацию? (Телерепортер.)

2. Кто готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает готовые лекарства без рецептов, комплектует заказы на медикаменты? (Фармацевт.)

3. Люди этой профессии наблюдают за птицами в природе, изучают маршруты их перелетов, образ жизни в различных климатических условиях, выводят новые породы птиц. О какой профессии идет речь? (Орнитолог.)

4. Кто сервирует стол, встречает посетителей, знакомит их с меню, принимает заказы, которые выполняет, рассчитывает посетителей, собирает использованную посуду? (Официант.)

5. Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов.

О какой профессии идёт речь? (Нотариус).

Конкурс пословиц и поговорок

О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?

Профессия

Пословицы и поговорки

Военный

  • Береги землю родную, как мать любимую.
  • Жить — Родине служить!
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Кузнец

  • Тяжело молоту, тяжело и наковальне.
  • Куй железо, пока горячо.
  •  Не огонь железо калит, а мех.

Рыбак

  • Худой сетью рыбы не наловишь.
  • Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
  • Худая снасть и отдохнуть не даст.
  • Сеть да весло — тоже ремесло.

Хлебороб

  • Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.
  • Зерно в косу — торопись жать полосу.
  • Кто с агротехникой дружит, об урожае не тужит.
  • Жать — не дремать.

Повар

  • Что в котел положишь, то и вынешь.
  • Недосол на столе, пересол — на спине.
  • Не котел варит, а стряпуха.
  • Кашу маслом не испортишь.

Швея, портной

  • Не игла шьет, а руки.
  • Как скроишь, так и тачать станешь.
  • Как шьется, так и носится.
  • Где шьют, там и порют.

Врач

  • От здоровья не лечатся.
  • Не больной привередлив — боль.
  • Застарелую болезнь лечить трудно.
  • Болен — лечись, здоров — берегись.

Водитель

  • Обратная дорога всегда короче.
  • Умный товарищ – половина дороги.

Вариант этой конкурсной программы можно использовать для любого возраста, изменяя конкурсы и их наполнение. А также реализовать в пришкольном лагере для проведения тематического дня «День профессий».

Количество просмотров: 4588  

Комментарии

отличный сценарий
молодцы

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Нарративные интервью ветеранов Великой Отечественной войны как элемент воспитания
2. Кино как способ вхождения в определенную эпоху. «Жизнь воспитанников Царскосельского лицея в фильме «1814» режиссера Андреса Пуустусмаа по сценарию Дмитрия Миропольского (2007 г.)»
3. Лёкарта как эффективный приём подготовки к ОГЭ
4. Приемы мнемотехники в работе с детьми
5. Играем и развиваемся с роботом MatataLAB
6. Конкурсная программа «В мире профессий»
7. Развлечение для дошкольников «Откуда берутся грязнули»
8. Интерактивная программа «Масленица»
9. Сценарий непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы «Путешествие в Королевство математики»
10. Проект «Здравствуй, сказка!» для детей младшего дошкольного возраста
11. «Мамы разные нужны, их профессии важны»
12. Конспект занятия в средней группе «Прогулка в осеннем лесу»
13. Широкая Масленица: традиции и обычаи русского народа
14. Конспект комплексного занятия для детей младшего дошкольного возраста «Гусеница»
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы