День воинской славы России, посвященный 80-летию Сталинградской битвы: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий

 
 

Ерёмина Елена Геннадьевна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ С(К)ШИ № 116 г. Новосибирска

 

День воинской славы России, посвященный 80-летию Сталинградской битвы: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий

У Сталинграда вещей битвы жар

Простерся в вечность заревом кровавым,

И, чуя гибель, враг от нас бежал,

Гонимый вспять орудием нашим правым.

А. Твардовский

Сталинградская битва – это боевые действия советских войск во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов с июля 1942 года по февраль 1943 года. Она делится на два периода: оборонительный и наступательный. 200 дней и ночей продолжалась Сталинградская битва, развернувшаяся на территории, равной Соединенным Штатам Америки, и закончилась разгромом одной из главных ударных наступательных группировок врага.

К Сталинграду была подтянута огромная армия фашистов, было сброшено около миллиона бомб. Израненный, обугленный город продолжал сражаться. Из воспоминаний члена Военного совета Сталинградского фронта Чуянова: «С правого берега привезли раненых. Один из них обратился к бойцам с просьбой закурить. Ему протянули несколько кисетов с махоркой. Кто-то спросил:

– Что там, в городе делается?

– Да сам черт не разберет. Видишь? – раненый хмуро показал рукой в сторону Волги. – Весь город в огне. Немец забрался на Мамаев Курган, туго нашим приходится. Все горит: дома, заводы, земля, металл плавится…

– А люди?

– Люди? Стоят!»

В уличных боях и в небе Сталинграда советские воины проявили солдатскую доблесть, бесстрашие, отвагу, патриотизм во имя Родины. Город был превращен в груду развалин, погибли сотни тысяч людей, но враг был остановлен, а в ноябре 1942 года началось контрнаступление наших войск, в результате которого 22 дивизии фашистов к февралю 1943 года были уничтожены.

Удар Красной Армии под Сталинградом был сокрушительным, потому что был совершенно неожиданным, внезапным для фашистов. Гитлеровское командование уже торжествовало победу: немецкие войска вышли к Волге, к Большому Кавказскому хребту; советские войска настолько ослаблены, что не только не в состоянии наступать, но и обороняться. Гитлер, удовлетворенный успехами, со свитой приближенных выехал отдыхать на свою виллу. Гитлеровские войска были готовы только к наступлению, но совершенно не готовы к обороне, не имели оборонительных сооружений.

Несмотря на то, что это по-прежнему была хорошо организованная, обученная, в боях закаленная армия, она не устояла. Не выдержала удара Красной Армии. Германский генерал Бутлар написал об этом поражении: «Итог, который германскому командованию пришлось подвести на этом участке фронта в конце января 1943 года, был поистине ужасным. За 14 дней русского наступления группа армий «Б» полностью разгромлена: 2-ая армия оказалась сильно потрепанной, 2-ая венгерская армия почти полностью уничтожена, из 8-ой армии спастись удалось лишь некоторым частям альпийских стрелков».

Бесчисленны подвиги сибиряков в защите Сталинграда, а затем и в разгроме окруженной группировки врага. На разных этапах Сталинградской битвы сражались 12 стрелковых дивизий и две бригады. В критические дни боев за Сталинград к городу прибыла 42-ая сибирская стрелковая бригада Героя Советского Союза М. С. Батракова. Она выполняла роль заслона, когда в стыке 62-ой и 64-ой армии образовалась брешь, в которую враг двинул пехотные и танковую дивизии. Бригада не только упорной обороной сдерживала танки врага, но и нанесла удар по флангам наступавшего противника. Яркими страницами вписаны в историю Сталинградской битвы бои 42-ой стрелковой бригады при обороне железнодорожного вокзала, 112-ой стрелковой дивизии во время обороны завода «Баррикады».

О героических боях 308-ой стрелковой дивизии высоко отозвался командующий Сталинградским фронтом Маршал Советского Союза А. И. Еременко: «В яростных трехдневных контратаках сибиряки еще и еще показывали себя исключительно выносливыми и мужественными; своими боевыми подвигами они приумножили славу сибирских полков. Благодаря высокой боевой активности и исключительной стойкости они выиграли у противника несколько дней, крайне необходимых нам для подтягивания резервов. Сибиряки 308-ой стрелковой дивизии не пустили врага к Волге на своем участке».

В Сталинградском сражении отличились боевыми подвигами снайперы 284-ой стрелковой дивизии Медведев, Куликов, Пассар.

По итогам боев за Сталинград восемь сибирских стрелковых соединений были преобразованы в Гвардейские, в том числе 308-ая стрелковая дивизия генерал-майора Гуртьева и 284-ая стрелковая полковника Н. Ф. Батюка.

План контрнаступления получил условное название «Уран», утвержден Государственным Комитетом Обороны 13 ноября после доклада Г. К. Жукова и А. М. Василевского. Согласно плану главный удар наносили войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов. При этом Юго-Западный фронт должен был прорвать вражескую оборону в районе Серафимович, Клетской. Войскам Сталинградского фронта предстояло нанести удар из района Сарпинских озер и продолжить наступление в районе Калач. Войска Донского фронта наносили удары из района Клетской в юго-восточном направлении, а из района Качалинский вдоль левого берега Дона в южном направлении.

Подготовка войск к контрнаступлению развернулась с начала октября. Юго-Западным фронтом командовал генерал-лейтенант Н. Ф. Ватутин и член Военного совета комиссар корпуса А. С. Желтов. Ударная группировка Сталинградского фронта, состоявшая из 64-ой генерал-майора М. С. Шумилова и 57-ой генерал-майора Ф. И. Толбухина, наступала из района Сарпинских озер.

Каково было соотношение сил сторон к началу контрнаступления?

Силы и

средства

Советские

войска

Войска

противника

Соотношение

сил

Люди

1 015 300

1 011 500

1:1

Танки

979

675

1,4:1

Орудия и минометы

13 535

10 290

1,3:1

Боевые самолеты

1350

1216

1,1:1

 

Следовательно, в танках советские войска имели над немецко-фашистскими войсками почти полуторное превосходство. В артиллерии оно было достигнуто за счет большого количества минометов. Незначительно превосходили мы врага в авиации. На направлении же главных ударов советское командование создало двойное и даже тройное превосходство над немецко-фашистскими войсками.

Наступление войск Юго-Западного и правого Крыла Донского фронтов началось утром 19 ноября после мощной артподготовки. Войска 5-ой танковой и 21-ой армий прорвали оборону 3-ей румынской армии. Немецкие части, располагавшиеся сзади румынских войск, пытались остановить советские войска, но были разгромлены.

24 ноября войска Юго-Западного фронта, разгромив окруженные группировки румынских войск, взяли в плен свыше 30 тысяч солдат и офицеров противника и много боевой техники.

Фашисты перебросили из-под Сталинграда две танковые дивизии и пытались преградить путь советским войскам, но успеха не имели.

23 ноября войска 4-го танкового корпуса Юго-Западного фронта и 4-го механизированного корпуса Сталинградского фронта встретились в районе хутора Советского, замкнув кольцо окружения Сталинградской группировки противника в междуречье Дона и Волги.

24 ноября Гитлер приказал удерживать Сталинград. Немецко-фашистские войска были объединены в новую группу армий «Дон». Командовал группой генерал-фельдмарщал Э. Манштейн.

С 1-го января 1943 года Сталинградский фронт, переименованный в Южный, получил задание развивать наступление на ростовском направлении. 8 января 1943 года советское командование предъявило командованию 6-ой немецкой армии ультиматум о капитуляции, но оно по приказу гитлеровского руководства, отклонило его. 10 января советские войска перешли в наступление (операция «Кольцо») с целью уничтожения противника, развернулись ожесточенные бои. Враг упорно сопротивлялся, но войска Донского фронта продвигались вперед и к 26 января расчленили окруженную группировку врага на две части. 31 января была ликвидирована южная группировка немецко-фашистских войск. Ее остатки во главе с 6-ой армией Паулюса сдались в плен. 2 февраля сдались и остальные северные группировки.

Каковы потери противника? Противник потерял полностью 32 дивизии и 3 бригады. Общие потери немецко-фашистских войск с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года составили свыше 800 человек, около 2 тысяч танков и штурмовых орудий, свыше 10 тысяч орудий и минометов, до 3-х тысяч боевых и транспортных самолетов. Всего за время Сталинградской битвы армии фашистского блока потеряли 25 % сил, действовавших на советско-германском фронте.

Разгром врага под Сталинградом продемонстрировал высокое военное искусство Ставки. Победа под Сталинградом явилась переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны.

В Сталинградской битве сотни тысяч советских воинов проявили беспримерный героизм. 55 соединений и частей, отличившихся в битве, были награждены орденами, 179 – преобразованы в гвардейские. Около 100 воинов получили звание Героя Советского Союза. 22 декабря 1942 года была утверждена медаль «За оборону Сталинграда». Ею было награждено 707 тысяч участников Сталинградской битвы, а впоследствии Сталинграду было присвоено звание города-героя.

В ознаменование подвига героев Сталинградской битвы в 1963-67 гг. на Мамаевом кургане был сооружен мемориальный комплекс (скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский).

ВИКТОРИНА, посвященная Сталинградская битве

1. Как назывался план гитлеровского наступления на Воронеж?

2. О каком событии говорится в отрывке из воспоминаний капитана первого ранга А. Евсеева: «Самолетов было настолько много и настолько тесно было им маневрировать в воздухе, что были случаи столкновения германских самолетов друг с другом»?

3. О каком событии говорится в отрывке из воспоминаний командующего черноморским флотом адмирала Филиппа Октябрьского: «Город как таковой уничтожен и представляет груду развалин»?

4. 17 июля 1942 года на реке Чир 6-ая немецкая армия столкнулась с отрядами 62-й и 64-й армий. Началось самое крупное сражение Второй мировой войны. Как оно называется?

5. Кому принадлежат эти слова, сказанные в августе 1942 года: «Судьбе было угодно, чтобы я одержал решающую победу в городе, носящим имя самого Сталина»?

6. О каком событии говорится в отрывке из воспоминаний генерала А. Родимцева: «Пламя пожаров поднималось на несколько сот метров. Фашистские самолеты пролетали над головой. Не только земля, но и небо дрожало от разрывов. Тучи дыма и пыли резали глаза. Здания рушились, стены падали, коробилось железо»?

7. О чем говорилось в приказе Сталина от 5 октября 1942 года?

8. Кому принадлежат слова: «За Волгой для нас земли нет!»?

9. Сколько месяцев немцы штурмовали Сталинград?

10. Кому принадлежат слова: «Сопротивляемость красноармейцев достигла такой силы, какой мы никогда не ожидали. Ни один наш солдат или офицер не говорит теперь пренебрежительно об Иване, хотя еще недавно так говорили сплошь и рядом…»?

11. Кому принадлежат слова: «Был один страшный день, когда немецкие танки и пехота двадцать три раза ходили в атаку. И двадцать три атаки были отбиты. Немцы полагали, что перекрыли предел сопротивления человеческих сердец и нервов. Но удивительное дело: люди не согнулись, не сошли с ума, не потеряли власть над своими сердцами и нервами, а стали сильней и спокойней»?

12. О чем написал немецкий солдат: «Лошади давно съедены. Я бы съел и кошку. Говорят, у неё вкусное мясо. Солдаты скорее похожи на трупы или на лунатиков. Они больше не прячутся от русских снарядов»?

13. Впиши пропущенные слова: «В уличных боях в Сталинграде прославилась _______________ (№ дивизии) дивизия, сформированная в городе __________________, которая в течение октября выдержала _____________ атак, ежедневные  10-12 часовые бомбёжки  и перешла в контратаку.

14. Сколько фашистских солдат и офицеров уничтожили снайперы 284-й сибирской дивизии за три месяца уличных боёв в Сталинграде?

15. Перечисли воинов-сибиряков, принимавших участие в Сталинградской битве.

16. Как имя «сибирского Мересьева», который, лишившись обеих ног, продолжал летать и к апрелю 1943 года совершил 270 боевых вылетов, провел 90 воздушных боев, сбил лично 15 и в группе – 6 фашистских самолетов?

17. Сколько дней продолжалась Сталинградская битва? Назовите даты.

18. Кто командовал фронтами советских войск в Сталинградской битве?

19. Кто являлся командующим немецкой группы армий «Дон»?

20. Армия какого немецкого генерала была окружена и взята в плен?

21. Как увековечена память о героях – защитниках Сталинграда?

22. Назовите художественные произведения о Сталинградской битве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Безыменский Л. Взорвавшийся котел: к 60-летию Сталинградской битвы. Новое время. – 2003. – № 5. – С. 34-35.

2. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т. 4 – Сталинградская битва. – М., 1987.

3. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. Т. 2. – М., 1987.

4. Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Вып. 2. – М., Ставрополь, 2003, - С. 378-50.

5. Морозов В. П., Басов А. В. Основные этапы Великой Отечественной войны. Пособие для учителей. М., 1971.

6. Под гвардейским знаменем. Сборник. (Сост. М. М. Резников, Б. П. Шилов) Новосибирск, 1087.

7. Самсонов Л. М. Сталинградская битва. М., 1989.

8. Сражались за Родину сибиряки. Новосибирск, 1994.

9. Сталинградская битва. М., 1987.

10. 100 великих битв. М., 1998.

11. Исупов В. А., Кузнецов И. С. История Сибири. Часть III. Сибирь: XX век. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений. – Новосибирск, ИНФОЛИО, 2003.

12. Энциклопедия для детей. Т 5. история России и ее ближайших соседей. Ч. 3. XX век / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2000.

Количество просмотров: 2362  

Добавить комментарий

Target Image
1. Качество подготовки обучающихся по русскому языку: анализируем результаты
2. Логопедическое развлечение «Осенние месяцы»
3. Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами театрализации для детей второй младшей группы по теме «Длинноухий Заяц»
4. Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации для детей средней группы по теме «Бытовые приборы»
5. День воинской славы России, посвященный 80-летию Сталинградской битвы: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий
6. «Путь Ивана Северьяныча Флягина к праведничеству» (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»): урок литературы в 10 классе
7. Как решить проблемы со спиной у подростков на занятиях по оздоровительному плаванию: вопросы родителей, ответы педагога
8. Нравственно-патриотический проект во второй младшей группе «Моя семья – это маленькое государство»
9. Педагогический проект «Путешествие в разноцветный мир эмоций»
10. Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста
11. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Веселые мыльные пузыри»
12. Проект «Нам водичка – верный друг»
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы