Качество подготовки обучающихся по русскому языку: анализируем результаты

 
 

Погребняк Елена Викторовна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры начального образования

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 

Качество подготовки обучающихся по русскому языку: анализируем результаты

Всероссийские проверочные работы (ВПР) являются единым стандартом оценки качества образования в школе. Они проводятся в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление качества подготовки обучающихся.

В соответствии с приказом Министерства образования Новосибирской области (НСО) от 05.08.2022 № 1557 «О проведении Всероссийских проверочных работ на территории Новосибирской области осенью 2022 года», в целях мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций на территории НСО были проведены ВПР. По предмету «Русский язык» они проводились по программам 4 классов на основе случайного выбора.

Цели проведения ВПР на региональном уровне определены как:

– осуществление мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление качества подготовки обучающихся Новосибирской области;

– оценка качества общеобразовательной подготовки обучающихся 4 классов в соответствии с требованиями ФГОС;

– диагностика достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий и овладение межпредметными понятиями.

Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.

В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения обучающихся начальной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Ключевыми особенностями ВПР в начальной школе являются:

− соответствие ФГОС;

− соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов;

− учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества;

− отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования;

− использование ряда заданий из открытого банка Национальных исследований качества образования (НИКО);

− использование только заданий открытого типа.

Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.

В Новосибирской области общий охват учащихся 5-х классов (по программе 4 класса) мониторингом в формате ВПР составил:

– 889 образовательных организаций;

– 29414 участников.

Работа выполнялась осенью 2022 года.

Рассмотрим основные результаты ВПР по русскому языку (по программе 4 класса). Анализ распределения первичных баллов за работу выглядит следующим образом.

Распределение первичных баллов за работу

Анализ диаграммы распределения первичных баллов позволяет сделать следующие выводы:

1. Распределение первичных баллов в Новосибирской области не является «гладким». Явно выделяются «ступени» увеличения результативности для 14 и 24 первичных баллов. Если сравнить эти значения с таблицей, фиксирующей рекомендуемую шкалу перевода суммы первичных баллов в отметку по пятибалльной шкале, то эти ступени соответствуют границе отметок «3» и «4». Следовательно, трудно говорить о полной объективности процедуры в целом.

2. Ответы обучающихся концентрируются около середины. Преобладает процент обучающихся, набравших 24 балла. Высший балл (38) набрали 0,5 % обучающихся. 11,6 % – не достигли базового уровня знаний. От 14 до 23 баллов набрали 34,4 % обучающихся, от 24 до 37 баллов – 53,5 %.

3. В сравнении результатов Новосибирской области с результатами Российской Федерации, можно констатировать, что:

– доля обучающихся, не достигших базового уровня, в Новосибирской области выше (11,6 %), чем в РФ (8,6 %);

– доля обучающихся, набравших высший балл (0,5 %), чуть ниже, чем в РФ (0,6 %).

Информация о конкретных формулировках заданий, используемых в каждой конкретной школе, отсутствует. Поэтому будем ориентироваться на задания демоверсии. Каждым заданием проверяется одно или несколько умений на содержании, возможно, отличном от предлагаемом в демоверсии. В связи с этим констатируем, что по результатам выполнения конкретного задания можно определять уровень освоения умения, но не содержания школьного курса «Русский язык».

Два задания – №№ 6, 7 из 15, участниками Новосибирской области выполнено лучше, чем в среднем по России. 11 заданий ВПР выполнены на уровне ниже общероссийских показателей.

Успешность выполнения заданий участниками НСО и в среднем по России

Проверяемые требования, успешность освоения которых в Новосибирской области сравнима с результатами в РФ

Таблица 6

Уровень

Проверяемые требования (умения) ФГОС НОО

Блоки ПООП НОО

выпускник научится /

получит возможность

научиться

НСО

(%)

РФ

(%)

Б

Умение писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы

Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки / Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах

55

82

58

82

Б

Умение распознавать однородные члены предложения

Выделять предложения с однородными членами

52

55

Б

Умение распознавать главные члены предложения

 

Умение распознавать части речи

Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения. Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи

76

 

 

65

79

 

 

68

Б

Умение распознавать правильную орфоэпическую норму

Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала)

69

72

Б

Умение классифицировать согласные звуки

Характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие 

65

68

Б

Умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления

Определять тему и главную мысль текста

54

53

Б

Умение составлять план прочитанного текста (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости) в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления

Делить тексты на смысловые части, составлять план текста

61

60

Б

Умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста

Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста

66

66

Б

Умение распознавать значение слова; адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления

Определять значение слова по тексту

72

73

Б

Умение подбирать к слову близкие по значению слова

Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте

67

67

Б

Умение классифицировать слова по составу

Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс

56

60

П

Умение распознавать имена существительные в предложении, распознавать грамматические признаки имени существительного

Распознавать грамматические признаки слов, с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи / Проводить морфологический разбор имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте предлоги вместе с именами существительными, к которым они относятся

65

57

67

59

П

Умение распознавать имена прилагательные в предложении, распознавать грамматические признаки имени прилагательного

Распознавать грамматические признаки слов, с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи / Проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора

62

47

64

50

Б

Умение распознавать глаголы в предложении

Распознавать грамматические признаки слов, с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи

75

76

Б

Умение на основе данной информации и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы

Интерпретация содержащейся в тексте информации

40

36

40

37

Проведем анализ результатов выполнения отдельных заданий, с которыми обучающиеся справились ниже уровня ожидаемой успешности.

Задание № 1 базового уровня в первой его части выполнено ниже ожидаемой успешности (60 %). Это задание связано с умением обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Одной из возможных причин наличия большого количества ошибок при выполнении может быть недостаточно сформированный навык аудирования (адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности.

Задание № 2 (базовое) также выполнено ниже ожидаемой успешности (60 %). Оно проверяет умение распознавать и подчеркивать однородные члены в предложении (учебно-языковое синтаксическое опознавательное умение). Затруднения возникли из-за того, что многим обучающимся было недостаточно времени в учебном процессе на отработку данного навыка.

Педагогам необходимо целенаправленно обучать учащихся нахождению в тексте (или среди набора предложений) предложения с однородными подлежащими (сказуемыми). Давать задание на составление предложений с однородными членами.

Задание № 6 (базовое) выполнено в Новосибирской области чуть лучше, чем в среднем по России, но тем не менее результаты его выполнения ниже ожидаемой успешности. В задании проверялись предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации и владения изучающим видом чтения (общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия). Возможной причиной невысокого уровня выполнения задания является недостаточная сформированность читательской грамотности и общего речевого развития четвероклассников, а также неумение обучающихся использовать разные стратегии работы с различными типами текстов.

Низкими оказались результаты выполнения задания № 11 (базовое), которое позволяет выявить уровень учебно-языкового умения классифицировать слова по составу. В данном случае необходимо проанализировать и конкретизировать процесс, обеспечивающий понимание особенностей морфемного состава слова, словообразования и словоизменения, а также формирование практических умений. Это позволит методически выстроить коррекционную работу в этом направлении.

Задание № 12 повышенного уровня сложности выявило средний уровень сформированности у учащихся умения обучающихся распознавать грамматические признаки одной из форм имени существительного; проводить морфологический разбор имен существительных. Результаты второй части его выполнения также ниже ожидаемой успешности. Для выявления причин затруднений важно проанализировать процесс формирования у обучающихся умений распознавать в предложении формы имён существительных, прилагательных, а также умений проводить их морфологический разбор на предмет имеющихся способов выработки у обучающихся практических умений и навыков, типичные трудности и ошибки, причины и пути их устранения.

Низкие результаты как по стране, так и по Новосибирской области, продемонстрировали обучающиеся при выполнении задания № 15 (базовое), которое выявило недостаточный уровень сформированности умения участников на основе письменно предъявляемой информации (общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия) и собственного жизненного опыта определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации – пословицы (предметное коммуникативное умение, логические универсальные учебные действия), осознание эстетической функции русского языка (личностный результат). А также выявило низкий уровень умения соблюдать при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы). Возможной причиной низких результатов выполнения задания может быть недостаточно системная, регулярная и четко спланированная работа по выбору языковых средств с учетом речевых ситуаций. Единичные упражнения не могут гарантировать выработку языковой грамотности. Так же эффективными будут упражнения на приобретение опыта устранения повторов слов в тексте с помощью проведения синонимических замен, в которых учащиеся учатся обнаруживать повторы слов, подбирать синонимы с учетом контекста, составлять синонимические ряды.

Таким образом:

– в целом результаты участников Новосибирской области сопоставимы с общероссийскими результатами;

– в Новосибирской области чуть лучше, чем в среднем по России освоены умения: распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; составлять план прочитанного текста (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости) в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления;

– наибольшие затруднения обучающиеся испытывают в задании, связанном с умением на основе данной информации и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы, а также умением использовать предложенный лексический материал в конкретной жизненной ситуации.

По итогам анализа результатов ВПР по предмету «Русский язык» в Новосибирской области в 2022 году по программе 4 класса можно сформулировать следующие рекомендации учителям:

1. Проанализировать результаты своих учеников, сравнив с теми, что приведены в данном анализе, выявить причины проблем обучающихся и внести коррективы в рабочую программу с учетом слабо усвоенных элементов содержания и требований к подготовке выпускников 4 класса.

2. Проектировать уроки в соответствии с реализацией системно-деятельностного подхода с преобладанием использования активных и интерактивных стратегий взаимодействия, планировать работу по достижению обучающимися не только предметных, но и метапредметных образовательных результатов.

3. Уделять повышенное внимание изучению синтаксиса и пунктуации как одних из самых сложных разделов русского языка, использовать разнообразные приемы по формированию умений у обучающихся соблюдать на письме изученные нормы.

4. Включать систему упражнений, направленную на создание младшими школьниками собственных текстов с обязательным выполнением требования: учитывать речевую ситуацию, которая диктует отбор языковых средств. Усилить работу над формированием смыслового чтения. Включить письменные задания на объяснение пословиц на основе жизненного опыта, на составление плана текста и формулирования основной мысли, составления вопросов к тексту.

5. Организовать работу по формированию умения извлекать информацию из текстов для различных целей, уделять внимание работе по выделению темы и главной мысли текста, систематически работать над формированием умения обучающихся составлять план прочитанного текста, выстроить работу на уроках развития речи по составлению и записи текстов, направленных на знание орфоэпических норм русского языка.

6. С целью формирования у обучающихся умений распознавать в предложении формы имён существительных, прилагательных, а также умений проводить их морфологический разбор на предмет имеющихся способов выработки у учащихся практических умений и навыков, использовать такие виды упражнений, как: найти слово определенной части речи или в определенной грамматической форме в списке слов, предложении или тексте; подобрать (выбрать из текста, словаря или придумать самостоятельно) примеры, иллюстрирующие изучаемое лингвистическое явление; сгруппировать слова или словоформы по заданному основанию; просклонять/ проспрягать слово.

7. Проанализировать задания учебника и переориентировать курс русского языка на формирование языковой грамотности как одного из предметных компонентов функциональной грамотности.

Количество просмотров: 1091  

Добавить комментарий

Target Image
1. Качество подготовки обучающихся по русскому языку: анализируем результаты
2. Логопедическое развлечение «Осенние месяцы»
3. Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами театрализации для детей второй младшей группы по теме «Длинноухий Заяц»
4. Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации для детей средней группы по теме «Бытовые приборы»
5. День воинской славы России, посвященный 80-летию Сталинградской битвы: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий
6. «Путь Ивана Северьяныча Флягина к праведничеству» (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»): урок литературы в 10 классе
7. Как решить проблемы со спиной у подростков на занятиях по оздоровительному плаванию: вопросы родителей, ответы педагога
8. Нравственно-патриотический проект во второй младшей группе «Моя семья – это маленькое государство»
9. Педагогический проект «Путешествие в разноцветный мир эмоций»
10. Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста
11. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Веселые мыльные пузыри»
12. Проект «Нам водичка – верный друг»
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы