Программа городской профильной смены «Лидер нового поколения»

 
 

Лащенова Марина Сергеевна,

руководитель научно-практической лаборатории «Детское движение»

ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

 

Программа городской профильной смены «Лидер нового поколения»

Начавшаяся модернизация системы отечественного образования, нашедшее свое отражение в нормативных документах: Федеральном государственном образовательном стандарте, Концепции развития дополнительного образования детей, проекта Стратегии развития воспитания детей до 2025 года, изменила социальный заказ общества системе образования. Одним из основных направлений реализации Концепции развития дополнительного образования детей является расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ, что предполагает: увеличение предложений, методической и кадровой поддержки программ дополнительного образования, реализуемых в каникулярный период; расширение разнообразия программ, проектов и творческих инициатив, в том числе организация и проведение летних профильных смен; выявление и распространение лучших практик.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Вовлечение подростков в проектную деятельность подтверждается практикой проведения городских, областных и всероссийских конкурсов социальных проектов, где учащиеся представляют свое видение проблем и предлагают способы их решения. Проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности, позволяет удовлетворить желание подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых.

Современные документы в сфере образования актуализируют необходимость поиска приемов и форм воспитательной деятельности, способных включить школьников и прежде всего подростков в проектную деятельность, что может и должно выступать одним из способов их участия в жизни общества. В Конвенции о правах детей участие детей в жизни общества – это один из четырех руководящих принципов. Конвенция подтверждает право детей участвовать в принятии решений, которые могут сказаться на их жизни. Согласно указу президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" речь идёт о трёх основных уровнях участия детей:

1. Учёт мнения детей по конкретным вопросам их жизни и политики, затрагивающей их интересы (интервьюирование, опросы общественного мнения и т.д.);

2. Проведение консультаций с детьми во время городских и региональных проектов, мероприятий детской и молодёжной политики (формирование детских консультационных советов при общественных организациях и органах власти);

3. Формирование детьми собственных запросов относительно необходимых им мероприятий детской и молодёжной политики, участие детей в планировании и реализации проектов местного сообщества (институциональное формирование детских представительных органов на уровне школы, района, муниципалитета и т.д.).

Хотя речь в представленных документах идет о детях вообще, мы в контексте тематики исследования больший акцент делаем именно на подростковый возраст, именно в котором появившееся чувство взрослости является важным доказательством наличия собственной линии поведения, определённых взглядов, а, значит формирование самосознания подростка и развитие ориентации на практическое и продуктивное действие. В этом возрасте школьники способны самостоятельно решать свои насущные проблемы, менять свою жизнь, оказывать влияние на обстановку в классе, школе, в межличностном общении. Для деятельности ребенка в этот период развития характерна ориентация на практическое и “продуктное” действие, важной характеристикой которого является самостоятельность подростка.

Таким образом, и педагогическая практика, и теория, и нормативные документы в последнее время акцентируют внимание на необходимости включения подростков в решение вопросов, касающихся их жизни, и одним из способов такого их участия может выступать участие в профильной смене, позволяющей стать активным участником созидательной волонтерской проектной деятельности.

Для того чтобы подросток был успешным и почувствовал себя успешным, ему необходимо обладать рядом совершенно новых для него качеств личности: уметь общаться с разными категориями людей, быть способным работать в команде, мотивировать других, уметь выражать то, что чувствует. Во многих детях есть задатки лидера, но не у каждого есть возможности и способности для того, чтобы развить и закрепить их самостоятельно. Известно, что процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Создавая потенциал будущего лидера можно определить способ его жизнедеятельности и социального быта.

В течение многих лет научно-практическая лаборатория «Детское движение» на базе ДТД УМ «Юниор» проводит Городской смотр активов детского самоуправления «Лидерская десятка», в котором принимают участие в этом году 35 активов и детских общественных организаций, что говорит о большом желании детей и молодых людей участвовать в деятельности общественных организаций. По итогам конкурса лучшие организации приглашаются на профильную смену, которые проводятся регулярно отделом.

Именно в детских и молодежных общественных организациях, по мнению ребят, имеется достаточно реальных возможностей, позволяющих каждому ребенку и молодому человеку проявить себя. Лаборатория «Детское движение» не только помогает им познать себя и свои возможности, но и узнать и познакомиться с опытом других волонтеров-активистов и отдельных организаций, по- иному взглянуть на окружающую действительность.

Таким образом, ключевая идея проведенной профильной смены состояла в создании условий для развития лидерских качеств школьников в различных направлениях жизнедеятельности, укреплении их активной социальной позиции и обогащении опыта созидательной волонтерской проектной деятельности.

В процессе реализации профильной смены каждому участнику предоставлялась возможность кооперативного взаимодействия и взаимообмена, приобретения социальных компетенций работы в команде, проявления субъектной инициативности и созидательной проектной деятельности, а также заложить основу дальнейшего продуктивного взаимодействия и реализации лидерской деятельности после окончания смены.

Цель: создание условий для развития лидерских качеств школьников в различных направлениях жизнедеятельности, укреплении их активной социальной позиции и обогащение опыта созидательной волонтерской проектной деятельности подростков.

В ходе ее достижения решались задачи:

– обучение приемам и методам организации и планирования деятельности, навыкам социальной активности, способам конструктивного общения;

– развитие способности планировать, исследовать, анализировать свою деятельность как на индивидуальном уровне, так и на командном;

− содействие обобщению и распространению опыта волонтерской и проектной детских объединений;

− выявление достижения и стимулирование развития деятельности детских объединений;

− содействие кооперативному взаимодействию и взаимообмену, приобретению социальных компетенций работы в команде;

- формирование основ дальнейшего продуктивного взаимодействия и реализации лидерской деятельности после окончания смены.

 

 

Основное содержание смены было сгруппировано в тематические модули:

Образовательный модуль

-  работа школы лидеров «Новые горизонты общения»;

-  обучение социальному проектированию, социальному взаимодействию, социальной инициативе;

-  помощь в освоении алгоритма написания проекта, его существования;

-  тренинги корпоративного взаимодействия.

Проблемно-ценностный модуль

-  встречи с профессионалами;

-  дискуссии;

-  лидерские дебаты;

-  лидерские мастер-классов, мини-тренинги.

Интерактивный модуль

– проведение на территории лагеря различных мероприятий, реализация проектов, разработанных и защищенных на смене.

Информационный модуль

-  изготовление мультимединой продукции, отражающей проведение смены;

-  оформление информационного стенда;

Результаты профильной смены:

- повышение уровня социальной компетентности лидеров – организаторов проектной волонтёркой деятельности города Новосибирска;

- реализация участниками смены конкретных социальных проектов на территории лагеря;

- старт сетевых партнерских годичных волонтерских проектов, реализуемых на базе ДТД УМ «Юниор» и ОУ в 2015 – 2016 учебном году;

- создание мультимедийной базы информационных и методических материалов по результатам смены для специалистов, работающих с подростками;

- развитие детского самоуправления на уровне класса, школы, района, города;

- расширение возможностей для участия школьников в жизни школы, района и города.

 

 

Основное содержание смены

Время

Дело

Участники

Ответственные

                                                                                                        Общительность

     17 июня  (среда)                           День первый                     Коммуникативность  

 

10.00

Заезд участников:

Ÿ  встреча;

Ÿ  мед. осмотр;

Ÿ  расселение.

Участники профильной смены

Организаторы, вожатые

12.30

Знакомство в отрядах, подготовка к линейке (название, девиз, живая эмблема)

Отряды, руководители

Вожатые

13.30

Обед

 

Вожатые

14.30

Игры с вожатыми на выявление лидера, командообразование. Подготовка к линейке открытия

Отряды

Организаторы, вожатые

15.00

Для педагогов – круглый стол Диалог о перспективе развития лидерского движения в Новосибирске

Руководители, гости смены

Организаторы

16.30

Полдник

 

Вожатые

17.00

Линейка открытия

 

Отряды

Организаторы, вожатые

18.00

Веревочный курс «Лидерстарт»

Отряды, руководители

Организаторы, вожатые

19.00

Ужин

 

Вожатые

20.00

Показ визиток организаций

«Это мы…»

Активы и ДОО Отряды

Организаторы, руководители делегаций, вожатые

21.00

Второй ужин

 

Вожатые

21.30

Вечерняя программа «Сюрприз от вожатых»

Отряды

Вожатые

23.00

Отбой

 

Вожатые, руководители

23.00

Вечернее космическое кафе

Один отряд

Делегация, организаторы, вожатые

                                                                                                             Харизматичность  

18 июня (четверг)                        Второй день                              Уверенность  

 

8.30

Подъем

 

Вожатые

8.40

Зарядка

 

Вожатые

9.00

Завтрак

 

Вожатые

10.00–10.20

Старт дня

Отряды

Организаторы, вожатые

10.30–12.30

Работа школы лидера «Новые горизонты»

- Представитель планетария

- Тихомирова Л.В.

- Безбородов М.В.

Активы и ДОО

Организаторы, руководители делегаций

13.30

Обед

 

Вожатые

14.30–15.30

Свободное время с вожатыми

Отряды

Вожатые

15.30

Квест-игра «Алиса в стране чудес»

Отряды

Организаторы, вожатые

14.30

Для педагогов – мастер-класс от Тихомировой Л.В.

Руководители делегаций

Организаторы, руководители делегаций

17.00

Полдник

 

Вожатые

17.30

Игра от руководителей «Пароль лидер»

Отряды, руководители делегаций

Организаторы, руководители, вожатые

19.00

Ужин

 

Вожатые

20.00

Вечерняя программа от КВН «Смех. Улыбки. Позитив»

Отряды

Организаторы, вожатые, представители КВН

21.30

Второй ужин

 

Вожатые

22.00

Вечерняя программа от ОО «Исключение из правил»: «Пижамная вечеринка»

Отряды

Организаторы, вожатые,    Котова О.А.

23.00

Отбой

 

Вожатые, руководители делегаций

23.00

Вечернее кафе

Один отряд

Делегация, организаторы, вожатые

                                                                                                           Ответственность

19 июня (пятница)                    Третий день

 

8.30

Подъем

 

Вожатые

8.40

Зарядка

 

Вожатые

9.00

Завтрак

 

Вожатые

10.00–10.20

Старт дня

 

Отряды

Организаторы, вожатые

10.30–12.00

Работа школы лидера «Новые горизонты»

- Кумпицкая М.В.

- Лащенова М.С.

- Котова О.А.

Активы и ДОО

Организаторы, руководители делегаций

10.30–12.00

Для педагогов – семинар «Жить по проекту»

Руководители делегаций

Организаторы, Берилко А.О.

12.00–13.00

Репетиция номеров на вечернюю программу (в отряде)

Отряды

Вожатые

13.30

Обед

 

Вожатые

14.30–15.00

Свободное время с вожатыми

Отряды

Вожатые

15.00

Туристическая тропа

Отряды

Организаторы, вожатые, представители туристического клуба «Юниор»

17.00

Полдник

 

Вожатые

17.30

«Медосмотр» - игровая программа интеллектуального клуба «Мы»

Отряды

Организаторы, вожатые, Якобчук Н.Н.

19.00

Ужин

 

Вожатые

20.00

«Василий Теркин» - программа интеллектуального клуба «Мы»

Отряды

Организаторы, вожатые, Якобчук Н.Н.

21.00

Второй ужин

 

Вожатые

21.30

Вечерняя программа «Звездный дождь»

 

Организаторы, вожатые

23.00

Отбой

 

Вожатые, руководители делегаций

23.00

Вечернее кафе

Один отряд

Делегация, организаторы, вожатые

                                                                                                                   Творчество                        

20 июня (суббота)                      Четвертый день                           Интеллект

            

8.30

Подъем

 

Вожатые

8.40

Зарядка

 

Вожатые

9.00

Завтрак

 

Вожатые

10.00–10.20

Старт дня

 

Отряды

Организаторы, вожатые

10.30–11.30

Работа школы лидера «Новые горизонты»

- Якобчук Н.Н.

- Просеков П.

- Поперечный А.И.

- Данишевский К.В.

Активы и ДОО

Организаторы, руководители делегаций

10.30–11.30

Педагоги – круглый стол «Время лидеров»

Руководители делегаций

Организаторы

12.00–13.00

Свободное время с вожатыми

(Час настольных игр)

Активы и ДОО

Организаторы, руководители делегаций

12.00–13.00

Педагоги – круглый стол «Конфликтология»

Руководители делегаций

Организаторы, Поперечный А.И.

13.30

Обед

 

Вожатые

14.30–15.30

«Тихий час на свежем воздухе»

 

Отряды, руководители

Организаторы, вожатые, Егорова И.О.

15.45

Интеллектуальная игра от Савиновой С.А.

Активы и ДОО

Организаторы, вожатые

17.00

Полдник

 

Вожатые

17.30–18.30

Мастер-класс «Форсайт» от Богдановой Е.В.

Отряды, руководители делегаций

Организаторы, вожатые

19.00

Ужин

 

Вожатые

20.00

Вечерняя программа «Интеллектуальное казино»

Активы и ДОО

Организаторы, вожатые, Богданова Е.В.

22.00

Второй ужин

 

Вожатые

22.30

Свободное время с вожатыми

Активы и ДОО

Организаторы, руководители делегаций

23.00

Отбой

 

Вожатые, руководители делегаций

23.00

Вечернее кафе

Один отряд

Делегация, организаторы,

                                                                                                        Целеустремленность  

21 июня (воскресенье)                          Пятый день

 

8.30

Подъем

 

Вожатые

8.40

Зарядка

 

Вожатые

9.00

Завтрак

 

Вожатые

10.00–10.20

Старт дня

 

Отряды

Организаторы, вожатые

10.30–11.30

Работа школы лидера «Новые горизонты»

- Поперечный А.И.

- Егорова И.О.

- АКЛ

- Добровольская И.В.

Активы и ДОО

Организаторы, руководители делегаций

12.00–13.00

Работа над творческими проектами «Осень. Лидер. Фестиваль»

Активы и ДОО

Организаторы, вожатые

 

10.30–12.30

Педагоги – круглый стол с Лаврентьевой З.И. по проблемам лидерства и детского движения

Руководители делегаций

Организаторы, Лаврентьева З.И.

13.30

Обед

 

Вожатые

15.00–16.30

Презентация проектов «Осень. Лидер. Фестиваль»

Активы и ДОО

Организаторы, вожатые

17.00

Полдник

 

Вожатые

17.30-18.30

Мастер-класс Добровольской И.В.

Руководители делегаций

Организаторы

17.30–18.30

Площадки неформального общения ДОО и активов «Фокус зрения – точка роста»

Активы и ДОО

Организаторы, Лаврентьева З.И.

19.00

Ужин

 

Вожатые

20.00

Индивидуальный конкурс для лидеров ДОО и активов «Я – Лидер нового поколения»

Активы и ДОО

Организаторы, руководители делегаций, вожатые

21.30

Второй ужин

 

Вожатые

22.00

Вечерняя программа от «Данко»

 

Вожатые

23.00

Отбой

 

Вожатые, руководители делегаций

                                                                                                                    Патриотизм

22 июня (понедельник)         Шестой день                                  Объективность

(посвящен 70-тию победы в ВОВ)

 

8.30

Подъем

 

Вожатые

8.40

Зарядка

 

Вожатые

9.00

Завтрак

 

Вожатые

10.00–10.20

Старт дня, начало «Вахты памяти»

Отряды

Организаторы, вожатые

10.30–12.00

Молодецкие игры

Отряды

Организаторы, вожатые

12.00–13.00

Подготовка венков для возложения к стеле в Нижней Ельцовке

Активы и ДОО

Организаторы, руководители делегаций

13.30

Обед

 

Вожатые

14.30

Программа «Это наша история…», спуск венков на воду и возложение венков к стеле в Нижней Ельцовке

Отряды

Организаторы, вожатые

17.00

Полдник

 

Вожатые

17.30

Подготовка к вечерней программе

Отряды

Организаторы, вожатые

17.30

Презентация авторских программ руководителей активов и ДОО. Итоги смены. Старт программы «Время лидеров»

Руководители

Организаторы, руководители делегаций

19.00

Ужин

 

Вожатые

20.30

Вечерняя программа

«Подводя итоги…»

Отряды

Организаторы, вожатые

21.30

Второй ужин

 

Вожатые

22.00

Прощальный костер

Отряды

Организаторы, вожатые

24.00

Отбой

 

 

                                                                                                    Самодисциплина     

23 (вторник)                             День отъезда

 

9.00

Завтрак

 

Вожатые

10.00

Акция «Чистый дом»

Отряды

Организаторы, вожатые

10.30

Линейка закрытия

Отряды

Организаторы, вожатые

11.30–12.00

Отъезд делегаций

Делегации

Организаторы, руководители

         

 

Количество просмотров: 3484  

Добавить комментарий

Target Image
1. Школа ста восьми возможностей, или Российское движение школьников как система современной воспитательной деятельности ВЫПУСК №89, июнь 2020
2. «АМКИР собирает друзей»: по итогам проведения областной профильной смены Ассоциации молодежных клубов интеллектуального развития (АМКИР) Выпуск №84-85, октябрь 2019
3. Рискнуть стать добрым Выпуск №81, февраль 2019
4. Участие во всероссийских конкурсах и проектах как средство развития компетенций активистов РДШ Выпуск №80, декабрь 2018
5. Российское движение школьников – траектория наших возможностей ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
6. Волонтёрское движение обучающихся в системе средств развития воспитательного потенциала здоровьесберегающей образовательной среды ВЫПУСК №77, июнь 2018
7. Педагогика поколений – соотношение традиций и инноваций в воспитательной системе школы Выпуск №72-73, октябрь 2017
8. 10 нескучных летних дней Выпуск №72-73, октябрь 2017
9. Курс на лидерство Выпуск №72-73, октябрь 2017
10. Профориентация школьников в рамках программы летней профильной смены «Лидер нового поколения» Выпуск №72-73, октябрь 2017
11. Развитие интеллектуальной одаренности подростков в условиях областной профильной смены «Homo cogitus» Выпуск №72-73, октябрь 2017
12. Профильная смена «Лидер нового поколения»: от заезда до подведения итогов Выпуск №72-73, октябрь 2017
13. Самоуправление в школе № 102 ВЫПУСК №71, июнь 2017
14. Классный мой 10 класс! ВЫПУСК №71, июнь 2017
15. Особенности организации классного самоуправления ВЫПУСК №71, июнь 2017
16. Коучинговый подход к развитию самоуправления в инженерном классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
17. Роль классного руководителя в развитии и становлении ученического самоуправления в классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
18. Детские движения как пространство творческого развития и самореализации подрастающего поколения ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Проектная деятельность как условие творческой самореализации ВЫПУСК №69, февраль 2017
20. Исследовательская деятельность в РДМД «Поколение» ВЫПУСК №69, февраль 2017

Страницы