«Детские и молодёжные движения»: почему мы выбрали эту тему

 
 

Верхутина Марина Александровна,

учитель истории МБОУ СОШ № 117 г. Новосибирска

 

«Детские и молодёжные движения»: почему мы выбрали эту тему

Выбирая тему на научно-практическую конференцию, мы с ученицей 10 класса Софией остановились на детском и молодежном движении, т.к. на уроках истории и обществознания немного времени уделяется подобным проблемам. Как-то мне на глаза попался указ от 29 октября 2015 года о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». При выборе темы научной работы выяснилось, что София является курсантом трудового отряда «Альтаир». Ученицу удивило, что трудовые отряды – это и есть часть детского и молодежного движения, а меня – что они вообще существуют. У Софии возникло желание узнать всё об истоках детского движения, а также о современной ситуации, связанной сего развитием.

Меня как учителя истории «зацепила» дата принятия указа – в День рождения комсомола... Прочитала споры на форумах. Мнения в обществе сложились разнообразные. В исторической справке, которая дается в работе, мы немного касаемся темы пионерии и комсомола. Ведь, несмотря на идеологическую привязку, дети и молодежь советской эпохи были заняты в большей мере созидательной деятельностью. Существовали Дома пионеров, из них увлеченные школьники впоследствии выходили специалистами в какой-либо сфере деятельности. Ученики в большей своей массе были заняты, ощущали себя взрослыми, самостоятельными, ответственными и в конце концов нужными своей стране. Это банальная психология: если я для кого-то важен, то готов ради этого на все. Дети сами организовывали свою внеурочную деятельность, выстраивали межличностные отношения. Между ними существовала соревновательная основа, помощь другим не по приказу, а по зову сердца.

Работая вместе с Софией над избранной нами темой, я сознавала, что детское движение в России есть, но о нем, к сожалению, мало кто знает. В процессе опроса учащихся нашей школы мы выяснили, что основная масса вообще не понимает, что такое «детское движение». Ответы удивляли: это и физкультура, и толкиенисты, и потероманы, и даже дискотека!.. Не буду скрывать, что и немногие из педагогов понимали, о чем речь. Из числа наших учащихся только четыре человека являются активистами детского и молодежного движения: трое из них – курсанты трудового отряда «Альтаир» и одна девушка-комсомолка из 9 класса. Примечательно, что даже их одноклассники об этом не знали. На мой взгляд, проблема очевидна…

Наша работа была пробной, что называется на «скорую руку», но у Софии возникло желание донести информацию, которую она нашла до других. О различных направлениях в детском движении, возможностях для личностного роста и саморазвития каждого ребёнка. Эти движения в большей степени развивают коммуникативные компетенции, так востребованные в современном обществе: желание нести добро и радость, а затем испытывать чувство гордости от созидания. Проблема молодого поколения – оторванность и изолированность друг от друга, разобщённость. В самом деле, живое общение сменилось «суррогатным» – через гаджеты. Но привлекать молодежь нужно, необходимо! И, думаю, это должны делать сами ребята.

Итак, работая над темой, мы составили для себя план действий на текущий год: первое – это информирование учеников нашей школы (а возможно и не только нашей!) о вариативности детского движения в Новосибирске. Второе: составить перечень детских и молодежных движений нашего города, проводить агитацию различных направлений среди школьников на конкретных примерах. Но самое главное: способствовать вовлечению учеников нашей школы в данный вид деятельности. Параллельно с этим встанет вопрос о школьном самоуправлении. На мой взгляд, детские движения и самоуправление могут очень активно взаимодействовать! А круг работы в этом направлении мы с Софией уже обозначили.

Приложение. Научно-исследовательская работа «Детские и молодёжные движения в России: вчера, сегодня, в перспективе»

Количество просмотров: 3385  

Добавить комментарий

Target Image
1. Школа ста восьми возможностей, или Российское движение школьников как система современной воспитательной деятельности ВЫПУСК №89, июнь 2020
2. «АМКИР собирает друзей»: по итогам проведения областной профильной смены Ассоциации молодежных клубов интеллектуального развития (АМКИР) Выпуск №84-85, октябрь 2019
3. Рискнуть стать добрым Выпуск №81, февраль 2019
4. Участие во всероссийских конкурсах и проектах как средство развития компетенций активистов РДШ Выпуск №80, декабрь 2018
5. Российское движение школьников – траектория наших возможностей ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
6. Волонтёрское движение обучающихся в системе средств развития воспитательного потенциала здоровьесберегающей образовательной среды ВЫПУСК №77, июнь 2018
7. Педагогика поколений – соотношение традиций и инноваций в воспитательной системе школы Выпуск №72-73, октябрь 2017
8. 10 нескучных летних дней Выпуск №72-73, октябрь 2017
9. Курс на лидерство Выпуск №72-73, октябрь 2017
10. Профориентация школьников в рамках программы летней профильной смены «Лидер нового поколения» Выпуск №72-73, октябрь 2017
11. Развитие интеллектуальной одаренности подростков в условиях областной профильной смены «Homo cogitus» Выпуск №72-73, октябрь 2017
12. Профильная смена «Лидер нового поколения»: от заезда до подведения итогов Выпуск №72-73, октябрь 2017
13. Самоуправление в школе № 102 ВЫПУСК №71, июнь 2017
14. Классный мой 10 класс! ВЫПУСК №71, июнь 2017
15. Особенности организации классного самоуправления ВЫПУСК №71, июнь 2017
16. Коучинговый подход к развитию самоуправления в инженерном классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
17. Роль классного руководителя в развитии и становлении ученического самоуправления в классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
18. Детские движения как пространство творческого развития и самореализации подрастающего поколения ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Проектная деятельность как условие творческой самореализации ВЫПУСК №69, февраль 2017
20. Исследовательская деятельность в РДМД «Поколение» ВЫПУСК №69, февраль 2017

Страницы