Концепция работы детского молодежного движения «Поколение» Калининского района города Новосибирска

 
 

Головина Марина Викторовна,

педагог-организатор МБУДО ЦДТ «Содружество» г. Новосибирска

 

Концепция работы детского молодежного движения «Поколение» Калининского района города Новосибирска

В октябре 2001 года в Калининском районе была создана Районная детская общественная организация «Поколение». В 2009 учебном году РДОО «Поколение» приняла форму районного детского молодежного движения (далее – РДМД «Поколение»).

В отличие от детской организации, детское движение не имеет жесткой структуры и постоянного состава членов, деятельность основывается на объединении активистов образовательных учреждений для достижения поставленных целей (проведение мероприятий, акций, общение и пр.). Отличительной чертой РДМД «Поколение» является активизация детей и подростков образовательных учреждений Калининского района для участия в социально-значимой работе.

Деятельность РДМД «Поколение» объединяет школьников Калининского района в общем деле реализации таких социально-значимых задач, как: общественное взаимодействие, социальная ответственность, развитие коммуникативных навыков, развитие личностных и профессиональных компетенций, общественно полезное служение, формирование нравственных, общественно позитивных ценностей.

РДМД «Поколение» оказывает содействие в формировании детских активов образовательных учреждений Калининского района. Школьники Калининского района, активисты образовательных учреждений объединяются для достижения задач, поставленных конкретной программой, акцией.

РДМД «Поколение» осуществляет подготовку и проведение общественно-значимых мероприятий, направленных на развитие социального творчества детей и подростков (смотров проектов и программ, профильных лагерей, фестивалей и слетов вожатых, журналистов, руководителей детских активов, активистов детского движения). Поэтому для меня, как руководителя РДМД, основная цель работысоздание условий для формирования социальной активности и гражданской позиции обучающихся через различные виды социально значимой деятельности.

Задачи:

– создание благоприятных условий для сознательного выбора сферы социально-значимой деятельности;

– воспитание качеств партнёра социального взаимодействия;

– овладение навыками организаторов социально-значимых дел;

– развитие основных творческих способностей;

– развитие навыков конструктивного общения в коллективе и социуме;

– овладение навыками анализа, критического осмысления ситуации, видения проблем, умения находить конструктивные решения;

– формирование сознательного понимания личной и общественной безопасности, умения действовать в критических ситуациях;

– обогащение общей культуры обучающихся, развитие ценностного отношения к людям и обществу.

Особенностью работы с активистами РДМД является то, что процесс воспитания активной гражданской позиции, подготовки лидеров, активистов строится так, чтобы дети приобретали гражданскую грамотность, навыки организаторской работы через активное участие в общественной жизни, социально значимую деятельность для разных категорий людей (в том числе, сирот, инвалидов, престарелых, ветеранов). Этот процесс строится на основе сотрудничества, совместной деятельности, взаимного уважения и доверия педагогов и обучающихся.

В основе педагогических действий лежат следующие ключевые понятия:

Индивидуальность неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей.

Личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющаяся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующая социальную сущность человека.

Активность – усиленная деятельность.

Активная жизненная позиция – энергичная деятельность человека, направленная на решение социально значимых целей, на изменение, преобразование, улучшение жизни людей.

Самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.

Самовыражение, самореализация осознаваемый и субъективно-значимый процесс и результат развития и проявления ребёнком, присущих ему качеств и способностей, возможностей в деятельности и отношениях.

Субъект индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.

Субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности.

Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и окружающим.

Выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.

Ответственность - обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение, обязанность отвечать за свои поступки и действия;

Социализация процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование;

Компетенция – круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями.

Педагогическая поддержка – деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижение в личностном росте, жизненным и профессиональным самоопределением.

Гражданственность (гражданская позиция) – чувство неразрывной связи со своим народом, осознание ответственности за безопасность, процветание Родины, ее прогрессивное развитие.

Активисты РДМД «Поколение обучаются сразу по нескольким направлениям деятельности: вожатское, журналистика и штаб.

Секция «Журналистика» направлена на создание условий для приобретения навыков конструктивного и делового общения у подростков, ориентирование на деятельность профессионального журналиста. Обучение позволяет познакомить подростков с основами журналистского мастерства. Осуществлять подготовку и выпуск районной детской газеты «Отражение».

В процессе обучения, обучающиеся развивают в себе такие качества, как целеустремлённость и коммуникативность. Приобретают знания по истории возникновения журналистики, журналистским жанрам, способам получения информации, источникам информации, типам СМИ, графическим моделям газеты, редакционному менеджменту.

В результате обучения журналистскому делу активисты РДМД будут знать и четко ориентироваться в направленности основных ветвей дерева жанров, знать назначение трех основных направлений журналистики; задачи информационных жанров; ь задачи аналитических жанров; задачи художественно-публицистических жанров; правила макетирования, планирования и верстки номеров; уметь анализировать написанные материалы, происшедшие события, выделять их значимость, определяя дозу попадания в газету фактов, настроений, анализа; уметь ориентироваться в направленности и задачах газеты в целом и отдельно каждой полосы; уметь создавать материалы, отвечающие задачам всех трех направлений журналистских жанров; уметь спланировать тематическую подборку, страницу, номер газеты; писать материалы в газету «Отражение» в разных жанрах.

Секция «Вожатый» дает возможность раскрыть творческие способности обучающихся в сфере организационной, культурно-досуговой деятельности, приобрести опыт работы с временными детскими коллективами. Обучающиеся приобретают навыки вожатской работы. Знакомятся с нормативно-правовой документацией деятельности вожатого, особенностью работы в детских оздоровительных лагерях различного типа, основами игротехники. Получают знания в области общей, возрастной психологии, специальной психологии и психологии общения, знакомятся с основами оформительского дела и пр.

После прохождения этого курса активисты владеют различной классификацией игр и игровых техник (подвижные игры, игры с залом, игры на воздухе, ролевые игры, игры-шутки и др.) в различные периоды смены: организационный, основной, заключительный; умеют качественно провести игру в любой возрастной группе с различным контингентом детей; могут разработать конкурсно-игровую и др. программу (идея, содержание, создание, организация, проведение, оформление, призы, анализ), учитывая психологические, возрастные и личностные особенности участников данной программы.

«Штаб РДМД «Поколение». Программа Штаба РДМД направлена на создание условий для научения подростков основам социального проектирования, планирования социально-значимой деятельности. Штабисты учатся планировать свою деятельность, развивают организаторские способности, приобретают навыки анализа, учатся рефлексии. Обучаются социальному проектированию, КТД.

В практическом разделе этого блока обучающиеся учатся организовывать и проводить различные социально-значимые дела: социальные акции, проекты, конкурсы и др. Среди прочих – ежегодная Школа актива района, в рамках которой организуется обучение активистов образовательных учреждений по разным направлениям деятельности органов ученического соуправления.

В процессе обучения в штабе РДМД «Поколение» у активистов формируются лидерские качества. Активисты Штаба умеют самостоятельно разработать и реализовать социальный проект, работать кураторами на районных школах актива. А также занимаются исследованиями развития детского движения в районе, социологическими опросами, становятся организаторами социально-значимых дел в районе и городе самостоятельно и совместно со школьниками Калининского района – активистами ученического самоуправления.

После обучения выпускники РДМД «Поколение» обладают качествами, помогающими в социальном взаимодействии (толерантность к людям, сострадание, стремление к активному преображению действительности, взаимопомощи, доброжелательность, взаимоуважение, милосердие), а также качествами, присущими лидерам (решительность, самостоятельность, инициатива, активность); владеют навыками анализа, критического осмысления ситуации, видения проблем, умения находить конструктивные решения, а также приобретают навыки конструктивного и делового общения через ориентирование на социально-значимую деятельность.

Количество просмотров: 3078  

Добавить комментарий

Target Image
1. Школа ста восьми возможностей, или Российское движение школьников как система современной воспитательной деятельности ВЫПУСК №89, июнь 2020
2. «АМКИР собирает друзей»: по итогам проведения областной профильной смены Ассоциации молодежных клубов интеллектуального развития (АМКИР) Выпуск №84-85, октябрь 2019
3. Рискнуть стать добрым Выпуск №81, февраль 2019
4. Участие во всероссийских конкурсах и проектах как средство развития компетенций активистов РДШ Выпуск №80, декабрь 2018
5. Российское движение школьников – траектория наших возможностей ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
6. Волонтёрское движение обучающихся в системе средств развития воспитательного потенциала здоровьесберегающей образовательной среды ВЫПУСК №77, июнь 2018
7. Педагогика поколений – соотношение традиций и инноваций в воспитательной системе школы Выпуск №72-73, октябрь 2017
8. 10 нескучных летних дней Выпуск №72-73, октябрь 2017
9. Курс на лидерство Выпуск №72-73, октябрь 2017
10. Профориентация школьников в рамках программы летней профильной смены «Лидер нового поколения» Выпуск №72-73, октябрь 2017
11. Развитие интеллектуальной одаренности подростков в условиях областной профильной смены «Homo cogitus» Выпуск №72-73, октябрь 2017
12. Профильная смена «Лидер нового поколения»: от заезда до подведения итогов Выпуск №72-73, октябрь 2017
13. Самоуправление в школе № 102 ВЫПУСК №71, июнь 2017
14. Классный мой 10 класс! ВЫПУСК №71, июнь 2017
15. Особенности организации классного самоуправления ВЫПУСК №71, июнь 2017
16. Коучинговый подход к развитию самоуправления в инженерном классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
17. Роль классного руководителя в развитии и становлении ученического самоуправления в классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
18. Детские движения как пространство творческого развития и самореализации подрастающего поколения ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Проектная деятельность как условие творческой самореализации ВЫПУСК №69, февраль 2017
20. Исследовательская деятельность в РДМД «Поколение» ВЫПУСК №69, февраль 2017

Страницы