Аутсорсинг в автономном общеобразовательном учреждении: опыт внедрения, эффекты

 
 

Филимонов Георгий Феликсович,

директор МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска, Заслуженный учитель РФ

 

Аутсорсинг в автономном общеобразовательном учреждении: опыт внедрения, эффекты

Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Основными направлениями модернизации являются обновление содержания образования и экономики образования. Таким образом, речь идет не только о достижении качества образования, но и за счет каких ресурсов это качество обеспечивается.

Одним из способов эффективного использования ресурсов в образовании является аутсорсинг. Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от англ. «outsourcing») и дословно переводится как использование чужих ресурсов. Другими словами, аутсорсинг – это передача сторонней организации функций (процессов), которые не являются основными. Это позволяет оптимизировать управление организацией, сосредоточив усилия на основных процессах.

В Лицее № 9 внедрена система управления качеством образования (в 2012 году получен сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008) применительно к предоставлению основных и дополнительных образовательных услуг – учетный номер Регистра систем качества – № 18499).

Данная система предполагает процессный подход в управлении. Соответственно, когда в 2010 году Лицей № 9 стал автономным учреждением, появились дополнительные возможности перевода ряда вспомогательных процессов на аутсорсинг: охрана и безопасность участников образовательного процесса, поддержка работы компьютерной сети и информационной структуры, - что позволило оптимизировать штатное расписание, исключив из него должности специалистов, не имеющих отношения к реализации основных процессов, а также повысить качество оказываемых услуг (функции переданы специализированным организациям).

Лицей № 9, как учреждение повышенного уровня образования, имеет 20-летний опыт сотрудничества с высшей школой. Преподаватели ВУЗов принимались в штат на условиях совместительства или по срочному трудовому договору. Так как данная модель сотрудничества предполагала материальную заинтересованность и персональную ответственность только преподавателя ВУЗа, имели место случаи необоснованной отмены занятий или их некачественного проведения, что негативно сказывалось на конечном результате деятельности. Возникали сложности и с предоставлением администрацией ВУЗов лабораторий, специально оборудованных кабинетов для проведения занятий.

В 2011 году Лицей № 9 стал участником регионального конкурсного проекта «Специализированные классы общеобразовательных учреждений естественнонаучного и математического профилей Новосибирской области», что побудило администрацию учреждения к поиску эффективной формы сотрудничества с ВУЗами, которой, на наш взгляд, является образовательный аутсорсинг, позволяющий решить следующие задачи:

1. Выполнить требования Приказа Минобрнауки Новосибирской области от 31.08.2010 № 1380 «О формировании сети специализированных классов для одаренных детей …»: «Преподавание профильных (базовых) предметов с углубленным их изучением, элективных курсов, организация часов внеурочной деятельности ведется во взаимодействии с ВУЗом (Вузами) – не менее 40% часов учебной и внеучебной деятельности».

2. Обеспечить высокий уровень материально-технического оснащения образовательного процесса, его прикладную направленность (несмотря на достаточно развитую материально-техническую базу, лицей не может конкурировать в оснащении с кабинетами и лабораториями ВУЗов).

3. Выполнить требования к квалификации педагогического состава (на данный момент в лицее работает высокопрофессиональный коллектив, более 70% которого имеют высшую квалификационную категорию. В то же время только 1 учитель имеет ученую степень, тогда как образовательный аутсорсинг позволяет обеспечить преподавание профильных для учащихся специализированных классов специальных курсов кандидатами и докторами наук).

4. Обеспечить преподавание курсов, выходящих за рамки образовательной программы основной и средней школы: «Основы начертательной геометрии», «Теория решения изобретательских задач», «Прикладная математика» и т.д.

В 2011 году Лицеем № 9 заключен договор возмездного оказания услуг (термин «аутсорсинг» в «Гражданском кодексе РФ» отсутствует) с ректором Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) на преподавание специальных курсов по математике, физике, информатике для учащихся 9, 10, 11 спецклассов на базе лабораторий НГТУ. С 2012 года (в связи с открытием 5, 6, 7, 8 специализированных математических классов) – с ректором Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ). Преподаватели НГПУ обучают детей 5-6 классов в лицее, а 7-8 классов – в учебных аудиториях педуниверситета (осуществляя доставку обучающихся на специализированном транспорте за счет собственных средств).

В 2014 году в Лицее № 9 был открыт 8 инженерно-технологический класс (в рамках регионального проекта по подготовке инженерных кадров). Понимая необходимость профессионального самоопределения обучающихся, в учебный план были введены такие специальные курсы, как «инженерная биология», «инженерная химия», «инженерная физика» и др. Для реализации данных курсов нами был заключен договор с ректором Новосибирского государственного аграрного университета (НГАУ), на базе которого проводятся занятия по данным курсам.

Еще одним важнейшим направлением образовательного аутсорсинга является научное руководство исследовательской деятельности лицеистов: помощь в определении темы и гипотезы научного исследования, консультирование, предоставление лабораторной базы ВУЗов, рецензирование работ.

Также на условиях аутсорсинга лицей привлекает различных специалистов для реализации процесса менеджмента «Управление персоналом», а именно обучение и развитие персонала (семинары, тренинги, консультирование, кураторство педагогических и управленческих проектов, соавторство и др.).

Таким образом, в 2014-2015 учебном году организован эффективный образовательный процесс в 8 специализированных классах для 218 обучающихся, который совместно с педагогическим коллективом лицея обеспечивают 19 преподавателей трех высших учебных заведений города Новосибирска. В наших планах – расширение сотрудничества не только с Новосибирскими ВУЗами, но и с ведущими ВУЗами России на условиях дистанционного обучения (подобный опыт имеется по участию в интеллектуальных состязаниях).

Эффектами внедрения образовательного аутсорсинга являются:

а). Повышение качества образовательных услуг и, как следствие, результата.

В 2013 году учащиеся 11 специализированного класса показали лучшие результаты ЕГЭ по математике среди спецклассов Новосибирской области; Лицей № 9 вошел в топ-рейтинг 500 лучших школ России (критерии – результаты ЕГЭ и Всероссийской олимпиады школьников); стал лидером рейтинга школ повышенного уровня (14 место в России).

б). Ранняя неформальная профориентационная работа со школьниками на получение инженерно-технических специальностей, привитие интереса к академической науке.

Не менее 95% выпускников лицея ежегодно поступают в ВУЗы по профилю обучения, до 45% – в ВУЗы, на базе которых был организован образовательный процесс. Все ученики специализированных классов поступают в ВУЗы на бюджетной основе.

в). Рост средней заработной платы штатных педагогических работников лицея.

Ежемесячная оплата образовательных услуг по договорам с ВУЗами составляет порядка 180 тыс. руб. Эти средства выделяются из собственных доходов лицея, что позволяет направить средства фонда оплаты труда на повышение заработной платы штатных педагогических работников учреждения.

г). Высокий уровень ответственности руководства ВУЗа за качество предоставляемых образовательных услуг.

Количество просмотров: 3974  

Добавить комментарий

Target Image
1. Управление развитием кадрового потенциала в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование технологической грамотности школьника в контексте решения задач трудового воспитания ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
3. Роль руководителя в системе организации деятельности узких специалистов ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. О менеджменте в образовании и читательской грамотности педагогических работников Выпуск №98, декабрь 2021
5. Кадровая политика МКДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
6. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
7. Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса ВЫПУСК №94, АПРЕЛЬ 2021
8. Коучинг как способ повышения эффективности деятельности педагога ВЫПУСК №88, апрель 2020
9. Эффективные практики управления качеством образования в МБОУ гимназии № 9 Выпуск №87, февраль 2020
10. Внедрение профессионального стандарта в дошкольной образовательной организации Выпуск №86, декабрь 2019
11. Интеграция кадровых ресурсов в начальной школе Выпуск №82, апрель 2019
12. Стратегия развития кадрового потенциала дошкольной образовательной организации Выпуск №82, апрель 2019
13. Мониторинг удовлетворённости родителей качеством предоставляемых услуг организациями отдыха детей и их оздоровления Выпуск №72-73, октябрь 2017
14. Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении на стадии становления педагогического коллектива ВЫПУСК №75, февраль 2018
15. Механизмы повышения качества дошкольного образования ВЫПУСК №75, февраль 2018
16. Реализация воспитательной работы школы как социокультурного центра жилмассива «Березовый». Стратегические ориентиры на 2020 год ВЫПУСК №75, февраль 2018
17. Инклюзивное образование: замыслы и реальность ВЫПУСК №75, февраль 2018
18. Построение системы методической работы в школе ВЫПУСК №75, февраль 2018
19. Стратегии новой школы: первые результаты ВЫПУСК №75, февраль 2018
20. Управление качеством дошкольного образования Выпуск №72-73, октябрь 2017

Страницы