Дистанционное обучение как технология оптимизации образовательного процесса в начальной школе

 
 

Шмакова Анна Дмитриевна,

директор МАОУ города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 213 «Открытие»

 

Дистанционное обучение как технология оптимизации образовательного процесса в начальной школе

«Это невозможно!» – сказала Причина.

«Это безрассудство!» – заметил Опыт.

«Это бесполезно!» – отрезала Гордость.

«Попробуй…» – шепнула Мечта.

Совершенствование системы образования в России, вступление в силу нового Закона «Об образовании в РФ», внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования (ФГОС НОО и ООО) направлены сегодня на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и, прежде всего, их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Именно начальная школа должна помочь детям освоить базовые эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к самооценке, самоконтролю, сотрудничеству – универсальные учебные действия.

Решение поставленных целей представляется возможным посредством развитой системы урочной и внеурочной деятельности в массовой школе при обучении в одну смену. Переход на односменную модель обучения является сегодня приоритетным направлением развития системы российского образования (полномасштабный переход предполагается к 2020 году.)

Специфика МАОУ г. Новосибирска «Лицей № 9» как образовательного учреждения повышенного статуса, а также его местоположение в культурно-деловом центре города с соответствующей социокультурной средой определяют понимание целей функционирования и развития лицея. Стратегическая цель МАОУ «Лицей № 9» в области качества – создание условий для обеспечения доступного качественного образования и конкурентоспособности выпускников лицея в образовательном пространстве города, области, России.

С 2011 года в Лицее внедряется система менеджмента качества, соответствующая требованиям стандарта ISO 9001: 2008 / ГОСТ Р ИСО 9001-2001; с 2013 года – соответствующая требованиям ГОСТ ISO 9001 – 2011.

Одним из ведущих принципов системы менеджмента качества является принцип ориентации на потребителя. Относительно образовательной деятельности лицея потребителями выступают учащиеся и их законные представители (родители).

Среди основных актуальных направлений социального заказа родителей все чаще озвучивается переход на пятидневную учебную неделю. Здесь основными аргументами становится желание больше времени проводить с ребенком, перегрузка детей, необходимость условий для внеурочной занятости и т.д.

По данным экспертного опроса родителей (2014, 2015 гг.) (см. приложение) 91% родителей определяют переход на пятидневную учебную неделю как назревшую необходимость. При этом 92% родителей отмечают высокое качество лицейского образования и необходимость сохранения образования повышенного уровня.

Таким образом, становится очевидной следующая проблема: необходимость оптимизации образовательного процесса в начальной школе (перехода на пятидневную учебную неделю согласно законодательству РФ в сфере образования и социальному заказу) при сохранении качества начального образования повышенного уровня в лицее.

Основное противоречие заключается в том, что лицей является образовательным учреждением повышенного уровня образования, и переход на пятидневную учебную неделю влечет за собой определенные риски, связанные с потерей качественных показателей начального образования при сокращении часов в учебном плане.

Разрешение данного противоречия посредством применения дистанционных технологий является основной целевой установкой проекта «Дистанционное обучение как технология оптимизации образовательного процесса в начальной школе».

Проект является частью общелицейской программы «Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс МАОУ «Лицей №9», отмеченной Большой Золотой медалью УчСиб – 2015.

Основными предпосылками разработки проекта стали:

– Необходимость перехода на односменный режим функционирования лицея;

– Социальный заказ родителей на пятидневную присутственную учебную неделю;

– Организация урочной и внеурочной деятельности в условиях высокой загруженности кабинетов и учебных аудиторий лицея;

– Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования, индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.

Цель проекта: оптимизация условий образовательного процесса в начальной школе посредством внедрения дистанционных технологий при сохранении (повышении) эффективности педагогических технологий и качества образования.

Задачи проекта:

1. Изучить технологии и формы дистанционного обучения;

2. Проанализировать учебный план НОО. Определить учебные предметы, курсы, которые могут осваиваться в дистанционном формате;

3. Соотнести содержание и планируемые результаты выбранных предметов, курсов и возможности дистанционного обучения;

4. Разработать технологии дистанционного обучения для обучающихся одной параллели начальной школы;

5. Разработать (создать) организационные условия для внедрения разработанных технологий;

6. Проинформировать родителей о внедрении разработанных технологий;

7. Внедрить разработанные технологии в практику образовательного процесса начальной школы;

8. Провести мониторинг эффективности технологий дистанционного обучения в начальной школе для дальнейшей коррекции образовательного процесса;

9. Внедрить формы дистанционного обучения в 1-4 классах начальной школы;

10. Организовать деятельность ресурсного центра по реализации дистанционных технологий в начальной школе для ОУ города.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

1. Пятидневная присутственная учебная неделя в начальной школе;

2. Эффективно функционирующие дистанционные курсы (технологии) для обучающихся начальной школы;

3. Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса в начальной школе;

4. Сохранение (повышение) качества начального образования;

5. Эффективное функционирование на базе МАОУ «Лицей № 9» ресурсного центра для ОУ города Новосибирска по вопросам внедрения дистанционных технологий в начальной школе.

Продолжительность проекта: 2015 – 2017 гг.

Этапы реализации проекта

Этапы

Сроки

  1. Прикладной (исследовательский):
  • Изучение возможностей дистанционного обучения
  • Подготовка условий дистанционного обучения
  • Разработка технологий дистанционного обучения

 

Октябрь – декабрь 2015

2. Реализующий:

- Апробация технологий дистанционного обучения

- Реализация технологий дистанционного обучения

 

Январь – март 2016,

март – май 2016

3. Аналитический:

  • Мониторинг реализации технологий дистанционного обучения
  • Коррекция образовательного процесса

 

 

Май – август 2016

4. Перспективный:

Переход на дистанционные формы и технологии обучения с 1 по 4 класс

 

2016-2017 учебный год

 

Основные направления реализации проекта определяются в рамках модели внедрения дистанционных технологий обучения в начальной школе:

Рис. 1

1. Нормативно-правовой основой реализации проекта являются:

-ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 года №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

-Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Лицей № 9» (п. 2.3 Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные результаты));

-Учебный план начального общего образования лицея (см. приложение).

Важно отметить, что в учебном плане максимальная нагрузка соответствует пятидневной учебной неделе для 1 классов (в соответствии с СанПин), шестидневной учебной неделе для 2-4 классов.

На педагогическом совете (28.08.2015 г.) было принято решение не сокращать количество учебных часов в начальной школе (как это происходит при традиционном переходе на пятидневную учебную неделю) для сохранения возможности реализации повышенного уровня лицейского образования. Таким образом, основная образовательная программа НОО содержит программы учебных предметов и курсов, разработанных в соответствии с учебным планом НОО на 2015-2016 учебный год.

На педагогическом совете было принято решение о переводе на дистанционную форму следующих учебных курсов на параллели 2 классов:

  • «Занимательная математика»;
  • «За страницами учебника русского языка».

Данные курсы входят в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, и решение о переводе данных курсов на дистанционную форму обучения принималось совместно с родителями (законными представителями).

Таким образом, в 2015-2016 учебном году на параллели 2 классов на дистанционную форму обучения в режиме апробации вынесены 2 учебных курса, что позволит  сформировать эффективное расписание (в соответствии с СанПин) 5 присутственных учебных дней для учащихся.[1]

В ходе реализации проекта планируется разработка основных нормативно-правовых документов, регламентирующих внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс начальной школы, внесение изменений в образовательную программу лицея,  в рабочие программы предметов и курсов, в положение о системе оплаты труда.

2. Методическое направление реализации проекта представлено инновационной деятельностью творческой группы учителей начальных классов. Основной задачей творческой группы стала разработка учебных курсов для работы в дистанционном формате.

Учителями начальных классов разработаны рабочие программы курсов «Занимательная математика» и «За страницами учебника русского языка» с учетом специфики дистанционных форм обучения.

В основу разработки программ положена авторская структура дистанционного занятия:

1. Тема

Соответствует ООП НОО

2. Цель, задачи

Сформулированы для обучающихся на двух уровнях (базовый и повышенный)

3. Теоретическая часть

Основная и дополнительная (информация, которая раскрывает тему и поможет обучающемуся выполнить самостоятельные задания данного занятия (тексты, картинки, схемы, карты, ссылки на Интернет))

4. Инструментарий

Оборудование, принадлежности, словари и т.д. (что понадобиться обучающемуся для выполнения заданий)

5. Задания для самостоятельной работы

Инструкция по выполнению, задания и способ контроля (обучающийся должен понимать, что нужно сделать и как оформить результат) Примечание: результатом могут быть заполненные таблицы, тесты, отсканированные рисунки и схемы и т.д.

6. Самооценка

Как обучающийся может сам оценить свою работу

7. Проверка

Критерии оценки и обратная связь (как учитель оценивает результат и как обучающийся получает оценку)

Примечание: обучающийся может выполнить задания и выслать их учителю, учитель с пояснениями и комментариями отсылает обратно обучающемуся для коррекционной работы.

В данной структуре отражены основные требования ФГОС НОО, системно-деятельностный подход, уровневый подход к оценке результатов, дифференциация целей и задач для индивидуализации образовательного процесса, возможности для формирования универсальных учебных действий, самостоятельности и самоконтроля.

3. Техническое обеспечение реализации проекта представлено в рамках информационно-образовательной среды лицея.

Создание и развитие информационной среды в свою очередь отвечает требованиям современного образовательного стандарта, в соответствии с которым весь образовательный процесс должен вестись и фиксироваться в информационной среде. 

Формирование информационной среды лицея осуществляется с помощью программной системы дистанционного обучения (СДО).

СДО основывается на описанных ниже требованиях по управлению курсами:

  • разработчик курса (учитель) имеет полный контроль над курсом: изменение настроек, правка содержания, обучение;
  • учитель имеет все возможности по организации обучения, без возможности изменять контент курса;
  • обеспечена возможность загрузки курсов в формате СДО «Moodle»;
  • обеспечена возможность включения в курс различных элементов: ресурсы, форумы, тесты, задания, глоссарии, опросы, анкеты, чаты, лекции, семинары, wiki, базы данных, SCORM-объекты, виртуальной белой доски, редактора «ленты времени», построения схем и др.
  • обеспечена удобная возможность редактирования текстовых областей с помощью встроенного HTML-редактора;
  • предоставлены различные способы оценивания работы обучающихся с возможностью создания собственных шкал для критериального оценивания результатов обучения;
  • оценки собираются в единый журнал, содержащий удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок.
  • разрабатывается система учета и отслеживания активности обучающихся, позволяющая в любой момент увидеть полную картину как участия в курсе в целом, так и детальную информацию по каждому элементу курса.

Информационная система дистанционного обучения поддерживает отображение электронного содержания: Microsoft Office, OpenOffice, flash, видео, музыка и т.п.

Организационные условия реализации проекта:

  • Расписание составляется из расчета 24 присутственных часов в неделю на 5 учебных дней (максимальная нагрузка составляет 26 часов согласно учебному плану);
  • Обучащийся строго не ограничен временными и пространственными рамками в выполнении заданий дистанционного занятия;
  • Задания выполняются в электронном или бумажном формате (в зависимости от возможности обучающегося);
  • На базе лицея предоставляется время и компьютерное место для индивидуальной работы обучающихся (по согласованию с ЦИТ);
  • Для освоения программы курса обязательным является выполнение заданий базового уровня. Контроль выполнения заданий и освоения программы, качественный анализ результатов  осуществляет учитель начальных классов;
  • Обучение безотметочное. Система оценки достижения планируемых результатов разрабатывается на основе индивидуальной оценки учителя, качественного анализа изучения курса по классу, параллели, а также на основе процедур внешней экспертизы (метапредметные дистанционные олимпиады и т.д.).

Повышение квалификации педагогов, предполагающих работу в СДО, целесообразно проводится с использованием сходной системы дистанционного обучения, в которой в дальнейшем педагогам предстоит работать.

Для этой цели в лицее открыты курсы для учителей, осуществляющих работу в СДО.

Программа обучения представлена следующими блоками[2] (рис. 2):

Рис. 2

Практическая значимость проекта

В современных условиях модернизации и развития системы российского образования данный проект представляет собой  проработанный алгоритм (механизм)  перехода на дистанционные формы обучения в массовой школе. Описанная в проекте модель может быть реализована в образовательных учреждениях г. Новосибирска, Новосибирской области и РФ.

Важной особенностью проекта является то, что основу его реализации определяют два актуальных принципа: переход на 5-дневную присутственную учебную неделю при сохранении (повышении) повышенного уровня лицейского образования.

Также, данный проект положительно отражается на эффективности реализации регионального проекта «Сетевая дистанционная школа». Внедрение новых технологий обучения позволит улучшить качество образования и повысить рейтинг региона в системе образования Российской Федерации.

Список литературы:

1. Андреев А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html

2. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. А. Н. Ковшова. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Овсянников В. И. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации. М.: РИЦ «Альфа»; МГОПУ им. Шолохова, 2001.

4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издатель ский центр «Академия», 2004.

5. Полат Е. С. Хуторской А. В. Проблемы и перспективы дистанционного образования в средней образовательной школе: Доклад [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ioso.ru/ioso/senatus/ meeting280900.htm

6. Приказ Минобрнауки № 63 «Порядок разработки и использования дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.ru/index.php?page_id=196&op= doDocData&dnews_id=77

 

Приложение

Электронные ресурсы системы дистанционного обучения

в начальной школе

(электронная система «Moodle»)

Вход в систему

Теоретическая часть

Задания для самостоятельной работы

Самопроверка и обратная связь


[1] В ходе реализации проекта в зависимости от данных мониторинга эффективности проекта могут быть внесены изменения в наименования курсов, вынесенных на дистанционные формы обучения.

[2] Источник «Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации»

Количество просмотров: 9642  

Добавить комментарий

Target Image
1. Управление развитием кадрового потенциала в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование технологической грамотности школьника в контексте решения задач трудового воспитания ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
3. Роль руководителя в системе организации деятельности узких специалистов ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. О менеджменте в образовании и читательской грамотности педагогических работников Выпуск №98, декабрь 2021
5. Кадровая политика МКДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
6. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
7. Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса ВЫПУСК №94, АПРЕЛЬ 2021
8. Коучинг как способ повышения эффективности деятельности педагога ВЫПУСК №88, апрель 2020
9. Эффективные практики управления качеством образования в МБОУ гимназии № 9 Выпуск №87, февраль 2020
10. Внедрение профессионального стандарта в дошкольной образовательной организации Выпуск №86, декабрь 2019
11. Интеграция кадровых ресурсов в начальной школе Выпуск №82, апрель 2019
12. Стратегия развития кадрового потенциала дошкольной образовательной организации Выпуск №82, апрель 2019
13. Мониторинг удовлетворённости родителей качеством предоставляемых услуг организациями отдыха детей и их оздоровления Выпуск №72-73, октябрь 2017
14. Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении на стадии становления педагогического коллектива ВЫПУСК №75, февраль 2018
15. Механизмы повышения качества дошкольного образования ВЫПУСК №75, февраль 2018
16. Реализация воспитательной работы школы как социокультурного центра жилмассива «Березовый». Стратегические ориентиры на 2020 год ВЫПУСК №75, февраль 2018
17. Инклюзивное образование: замыслы и реальность ВЫПУСК №75, февраль 2018
18. Построение системы методической работы в школе ВЫПУСК №75, февраль 2018
19. Стратегии новой школы: первые результаты ВЫПУСК №75, февраль 2018
20. Управление качеством дошкольного образования Выпуск №72-73, октябрь 2017

Страницы