Постоянное улучшение как ключевой принцип организации системы работы с одарёнными учащимися в образовательной организации

 
 

Калинина Екатерина Игоревна,

кандидат филологических наук,

учитель английского языка высшей квалификационной категории,

заведующая отделом качества МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Постоянное улучшение как ключевой принцип организации системы работы с одарёнными учащимися в образовательной организации

Чувство, что ты чего-то достиг – это самый опасный яд.

Противоядие – каждый вечер думать о том,

что можно улучшить завтра.

Ингвар Кампрад, основатель IKEA

Создание условий для развития детской одарённости, сопровождение и поддержка одарённых детей сегодня являются одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. В 5 статье федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о необходимости оказания содействия лицам, которые проявили выдающиеся способности, в число этих лиц входят обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности. На уровне субъекта РФ в Новосибирской области действует региональный проект «Специализированные классы», в котором принимает участие 61 образовательная организация. 1 сентября 2015 года президент РФ В.В. Путин посетил образовательный центр «Сириус» в городе Сочи, где встретился с одарёнными детьми со всей страны. В декабре 2015 года на заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования говорили о таланте и одарённости, в частности прозвучали следующие слова: «Сегодня каждый ребёнок в России – это ресурс, который наперечёт, и поэтому тема талантливости – это тема не избранных, это тема каждого» (С. Гиль). Таким образом, мы видим, что на различных уровнях уделяется пристальное внимание вопросам работы с одарёнными детьми, а значит, и образовательные организации, реализуя государственную политику в области образования, должны задумываться о том, как выстроить эффективную систему работы с интеллектуально одарёнными обучающимися.

МАОУ «Лицей № 9» с 2011 года является участником регионального проекта «Система управления качеством образования», за годы участия в проекте администрация лицея выработала привычку опоры на принципы всеобщего управления качеством при принятии любых управленческих решений, при реализации и мониторинге основных и вспомогательных процессов организации. В стандартах серии ISO 9001:2015 говорится, что «организация должна определять и отбирать возможности для улучшения и осуществлять необходимые действия для выполнения требований потребителей и повышения их удовлетворенности», чем мы и руководствуемся при осуществлении управленческой деятельности. Работа над улучшением позволяет раскрывать инновационный потенциал организации, способствуя тем самым её конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

В 2011-2015 гг. в МАОУ «Лицей № 9» реализовывалась программа «Выявление, сопровождение и социальная адаптация одаренного ребенка в условиях автономного образовательного учреждения». В число ключевых задач этой программы входили следующие:

  • определение действий администрации и педагогического коллектива лицея по созданию правовых, финансовых, кадровых, материально-технических условий;
  • определение действий администрации и педагогического коллектива лицея по диагностике результативности и эффективности процесса;
  • определение методов анализа и этапов коррекции результатов и эффектов реализации процесса.

Решение вышеперечисленных задач позволило повысить удовлетворенность качеством образовательных услуг лицея, обеспечить положительную динамику эффективности участия в различных этапах Всероссийской олимпиады школьников (далее – ВОШ) и научно-практических конференциях учащихся, обеспечить повышение профессиональных компетентностей педагогов лицея, что в совокупности способствовало повышению конкурентоспособности лицея в образовательной среде города, региона и даже страны (в 2015 году МАОУ «Лицей № 9» вошло в список «500 лучших школ России»).

Остановимся на особенностях управления процессом подготовки к муниципальному этапу ВОШ. В таблице №1 приведены данные о результативности участия в ВОШ в 2012-2013 и 2014-2015 годах:

Таблица № 1

 

2012-2013

2014-2015

Количество участников

218

349

Количество победителей

7

6

Количество призёров

54

111

Результат намеренно показан через промежуток длиной в два учебных года – так очевиднее динамика достижений. Получив в 2014-2015 учебном году высокий результат на муниципальном этапе, мы, с одной стороны, остались им удовлетворены, а с другой стороны, задумались над возможностями для улучшения. Причем, говоря о возможностях улучшения высокого результата, мы чаще имеем дело не с обеспечением его положительной динамики, а с увеличением эффективности работы по его достижению. При поиске возможностей улучшения особое внимание уделяется анализу данных. На рисунке № 1 представлена диаграмма эффективности участия по предметам. Проводя подобный анализ, мы обязательно выделяем средний показатель по лицею и относительно этого показателя оцениваем эффективность работы того или иного профессионального объединения. Кроме того, данный анализ позволяет выявить проблемные зоны и наметить пути решения возникающих трудностей. Важно и выявление лидеров в том или ином направлении работы, возможность перенять и транслировать их опыт на весь педагогический коллектив. Так, в 2014-2015 году самый высокий показатель эффективности участия был показан на олимпиаде по ОБЖ, учитель ОБЖ был приглашен на научно-методический совет, где рассказал о том, как организует работу по подготовке к олимпиаде и что позволяет ему достигать высоких результатов.

На рисунке №2 показан ещё один критерий, который анализируется нами по итогам муниципального этапа, мы называем этот критерий относительным показателем эффективности работы членов профессионального объединения, поскольку в действительности в этой работе могут принимать участие не все учителя. Сравнение данного показателя позволяет выявить профессиональные объединения, в которых существуют проблемы, а значит, совмествно с руководителями этих объединений выработать план действий по изменению ситуации.

Рисунок 1

По итогам анализа данных обязательно проводится встреча администрации с руководителем профессионального объединения, во время которого и принимаются совместные управленческие решения. По итогам 2014-2015 года было решено создать и внедрить технологию распределения интеллектуально одарённых учащихся для подготовки к ВОШ (проблема: высокие интеллектуальные нагрузки некоторых детей, желание учителей привлекать одних и тех же детей к участию в олимпиадах), открыть олимпиадные курсы по некоторым предметам (проблема: отсутствие возможности углубленного изучения предмета, например, английский язык, который не является профильным ни в одном из классов), внесение занятий Научного общества лицеистов в расписание внеурочной занятости учащихся (проблема: отсутствие возможности административного контроля за процессом подготовки к ВОШ). Результативность принятия данных решений может быть проиллюстрирована показателями участия в муниципальном этапе ВОШ в 2015-2016 году (Таблица № 2).

Рисунок 2

Таблица 3

 

2014-2015

2015-2016

Количество участников

349

397

Количество победителей

6

14

Количество призёров

111

166

Наряду с ВОШ участие в научно-практических конференциях (НПК) также является знаковым показателем работы с одарёнными обучающимися. В данном направлении работа более точечная, более индивидуализированная. По итогам НПК муниципального уровня 2014-2015 учебного года МАОУ «Лицей № 9» не вошел в десятку лучших ОУ города по результативности участия в НПК, данный результат не мог считаться удовлетворительным для организации, ставящей перед собой самые амбициозные задачи и претендующей на лидирующие позиции в муниципальной системе образования. Был проведен анализ условий, созданных для организации научно-исследовательской деятельностью в лицее, и анализ факторов, как положительно, так и отрицательно влияющих на этот процесс. Ключевыми факторами в данном направлении выступают временные и интеллектуальные ресурсы. Многие учителя загружены основной работой – на курирование исследовательской деятельности просто не остаётся времени. Казалось бы, данная проблема может быть решена за счет привлечения научных консультантов со стороны – преподаватели вузов на договорной основе. Однако практика такой организации работы показывает, что финансовые затраты не сопоставимы с результативностью – степень ответственности за результат у внешних сотрудников гораздо ниже, чем у своих педагогов.

Проблема нехватки времени – как со стороны учащихся, так и со стороны педагогов – была решена за счёт внедрения модуля «Проектная деятельность» в программу летней профильной школы для одаренных детей. Таким образом, летом на протяжении двух недель учащиеся получают возможность заниматься исследовательской деятельностью и своевременно получать консультации своих учителей. Вторая выявленная проблема – недостаточная профессиональная компетентность педагогов по подготовке научно-исследовательских проектов была решена через комплекс мер. В первую очередь, педагоги были направлены на семинар муниципального уровня, на котором представители вузов города рассказали об актуальных направлениях современной науки и научили педагогов выбирать темы для исследований. Во-вторых, на заседания профессиональных объединений были направлены заведующая Отделом качества или заместитель директора по УВР, которые рассказали о методологии подготовки исследовательского проекта. В-третьих, все учителя старшей школы были привлечены к проведению лицейской НПК, на которой они смогли познакомиться с примерными темами проектов, с наиболее успешными работами по итогам предыдущего года, а также пообщаться с преподавателями вузов, которые возглавили предметные жюри на секциях.

В результате предпринятых действий по итогам участия в окружной НПК в 2015 году МАОУ «Лицей № 9» вышел на первое место. По итогам участия в муниципальном этапе НПК лицей также занял первую строчку рейтинга: количество работ от лицея по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 50%, количество задействованных учащихся на 23%, количество призовых мест увеличилось на 120%.

Следует отметить, что организация работы с одарёнными учащимися должна быть, в первую очередь, системной, именно системность позволяет достигать стабильно высоких результатов и не бояться отрицательной динамики. Системная работа проходит одновременно по нескольким направлениям: это и работа над повышением профессиональной компетентности учителей, это и развитие проекта «Специализированные классы», это и совершенствование механизмов организации работы – летняя профильная смена, научное общество лицеистов. По выражению Боба Парсонса, основателя GoDaddy, «Все, что можно наблюдать и измерить, можно улучшить». Процесс сопровождения одаренного ребёнка в этой связи ничем не отличается от других процессов организации: чем тщательнее мы будем анализировать данные, тем больше информации о функционировании процесса будем получать, следовательно, тем более обоснованные управленческие решения сможем принимать.

Количество просмотров: 3609  

Добавить комментарий

Target Image
1. Управление развитием кадрового потенциала в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование технологической грамотности школьника в контексте решения задач трудового воспитания ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
3. Роль руководителя в системе организации деятельности узких специалистов ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. О менеджменте в образовании и читательской грамотности педагогических работников Выпуск №98, декабрь 2021
5. Кадровая политика МКДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
6. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
7. Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса ВЫПУСК №94, АПРЕЛЬ 2021
8. Коучинг как способ повышения эффективности деятельности педагога ВЫПУСК №88, апрель 2020
9. Эффективные практики управления качеством образования в МБОУ гимназии № 9 Выпуск №87, февраль 2020
10. Внедрение профессионального стандарта в дошкольной образовательной организации Выпуск №86, декабрь 2019
11. Интеграция кадровых ресурсов в начальной школе Выпуск №82, апрель 2019
12. Стратегия развития кадрового потенциала дошкольной образовательной организации Выпуск №82, апрель 2019
13. Мониторинг удовлетворённости родителей качеством предоставляемых услуг организациями отдыха детей и их оздоровления Выпуск №72-73, октябрь 2017
14. Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении на стадии становления педагогического коллектива ВЫПУСК №75, февраль 2018
15. Механизмы повышения качества дошкольного образования ВЫПУСК №75, февраль 2018
16. Реализация воспитательной работы школы как социокультурного центра жилмассива «Березовый». Стратегические ориентиры на 2020 год ВЫПУСК №75, февраль 2018
17. Инклюзивное образование: замыслы и реальность ВЫПУСК №75, февраль 2018
18. Построение системы методической работы в школе ВЫПУСК №75, февраль 2018
19. Стратегии новой школы: первые результаты ВЫПУСК №75, февраль 2018
20. Управление качеством дошкольного образования Выпуск №72-73, октябрь 2017

Страницы