Памятка педагога-психолога для воспитателей по взаимодействию с «особыми» детьми «Что делать, если…»

 
 

Шураева Елена Владимировна,

старший воспитатель

МБДОУ д/с № 163 г. Новосибирска

 

Памятка педагога-психолога для воспитателей по взаимодействию с «особыми» детьми «Что делать, если…»

«ДЕТСКИЕ КОНФЛИКТЫ. КАК ИХ РАЗРЕШИТЬ?»

Причины возникновения конфликтов в детском коллективе. В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.

Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений как источник конфликтов:

Главное – знание возрастных особенностей ребенка.

Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, робость, неусидчивость, леность, беззастенчивость, лживость, слабоволие – часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение.

Особенности общения со сверстниками:

1. Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор).

2. Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения.

3. Нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения – принятие причудливых поз, кривляние, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок).

4. Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие – несогласованность порождает конфликт).

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию (от агрессии до страха). В дошкольном возрасте у ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого (воспитателя и родителя) ему очень необходима. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:

– При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта;

– Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении;

– Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки;

– Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному;

– Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл;

– Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности;

– Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.

Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:

1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин (кто участвовал в конфликте и кто знает, что произошло). Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».

2. Оценка целей конфликтной ситуации (открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего):

-утверждение личных притязаний,

-умаление достоинств другой стороны,

-корыстные устремления.

Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.

3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива (например, несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть…). Педагог должен разрядить собственные и детские отрицательные эмоции.

Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:

-описание произведенного действия,

-описание возможного или неизбежного результата этого действия,

-предложение альтернативного варианта поведения.

«НЕПОПУЛЯРНЫЕ ДЕТИ»

– Переориентация недоброжелательного отношения к нему детей, изменение социальных установок и выработка системы положительных оценок. Научить детей видеть в сверстнике достойного партнёра, радоваться успехам других, восхищаться личными качествами детей, развивать социально-перцептивные качества: рефлексию, эмпатию, идентификацию.

– Важно переориентировать самовосприятие самого ребёнка: вызвать интерес к своему внешнему виду, личным достоинствам. Поэтому первостепенное значение здесь имеет активно-положительное отношение педагога к детям, который обнаруживает и демонстрирует самому ребёнку его положительные качества.

– Внимание педагога направлять на внутренние переживания ребёнка, использование эмоционального комментария взрослым всего происходящего, что поможет ребёнку эмоционально откликнуться на происходящее. Предложить ребёнку самому стать комментатором наблюдаемых игр сверстников, их споров, конфликтов.

– Чтение художественной литературы, рассматривание картинок, где отмечаются с помощью вопросов взрослого особенности проявлений человеческих взаимоотношений, способы взаимодействия людей. Таким образом, косвенно приобретается опыт коммуникативной деятельности. Включать ребёнка в условия реального общения с наиболее доброжелательными детьми, поддерживая все попытки общаться.

– Создать ситуацию успеха для детей и сделать их заметными для сверстников.

– Обогащение представлений детей о собственно игровой деятельности: привлечение внимания к сюжетам игр, содержанию игровых действий, последовательности, к игровым умениям сверстников, их весёлому жизнерадостному настроению. Обучение детей реализации игровых замыслов, выполнению игровых действий (вначале в игре-занятии с воспитателем), формирование умения сосредотачиваться на своей роли, использовать по назначению игрушки, стимулирование ребёнка к придумыванию собственной игры. Необходимо научить детей понимать замысел товарища, рассказывать о своём, планировать совместную игру, определять последовательность действий.

– Предложить ребёнку ведущую роль в игре, но при этом он должен быть точно осведомлён взрослым о функции его роли и вытекающих правилах, о главной и промежуточной целях совместной игры.

– Расширять контакты детей, выявляя партнёров со схожими интересами.

– Включение дошкольников в различные виды социально полезной деятельности при одновременном формировании положительного отношения к ней и закреплении положительных переживаний, связанных с успехом в деле на общую пользу. Мотивация: помощь другу, помощь своей группе, судья конфликта. Главное, чтобы ребёнок реально проявил социально значимое качество.

– Общественное мнение детской группы.

– Обеспечение ребёнку возможности зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, мультфильмов. Упражнять ребёнка в применении этических ценных норм взаимоотношений, научить его использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов.

– Приём моделирования совместной деятельности, где ребёнку предоставляется возможность быть режиссёром и строить, например, систему взаимоотношений героев сказки.

– Утешение, сочувствие помогает ребёнку избавиться от чувства вины, гнева, смущения, беззащитности.

«ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК»

Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях:

Первое направление – ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок, используются двигательные упражнения в игровой форме индивидуально или с небольшой подгруппой.

Игры-упражнения направлены на развитие внимания и координации у детей. Подробно объясняются правила и показывается каждое движение. В процессе усвоения правил и содержания игры дети должны действовать по инструкции взрослого и под его наблюдением.

Второе направление – работа с семьей, которая включает следующие задачи:

1. Сформировать у родителей положительную направленность на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия с ребенком (индивидуальные консультации, беседы и др.).

В условиях детского сада педагог должен опираться на когнитивное развитие ребенка.

Во-первых:

– следует изучить психологические особенности детей с СДВГ;

– строить работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя;

– изменить режим занятий с включением физкультминуток;

– предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения;

– направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т.д.).

Во-вторых:

– ввести знакомую систему оценивания;

– чаще хвалить;

– ввести постоянный режим дня;

– избегать завышенных или заниженных требований;

– использовать на занятиях элементы игры и соревнования;

– давать задания в соответствии с возможностями ребенка;

– большие задания разбивать на последовательные части, контролируя каждое;

– создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;

– игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;

– строить процесс воспитания на положительных эмоциях;

– помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

В-третьих:

– способствовать элиминации (удаление, исчезновение) агрессии;

– терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения;

– профессионально регулировать взаимоотношения с другими детьми.

В-четвертых, объяснить родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро; что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения.

Что следует помнить? Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен: 1) специалистами; 2) по достижении ребенком возраста 8 лет; 3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.

Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов, один из которых – упражнения, игры, и другие психотерапевтические средства.

– Целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером.

– Уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе.

– Перед началом работы (занятий, мероприятия) воспитатель может провести индивидуальную беседу, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно материальное).

– Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять. Например, каждые 15-20 минут выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может менять на «награды»: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда и др.

– Все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими (не более 10 слов).

– Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослый должен помнить: в любой ситуации ему нужно сохранять спокойствие.

Количество просмотров: 10108  

Добавить комментарий

Target Image
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы