Место памяти – спортивная площадка Станиславского жилмассива в Новосибирске

 
 

Гаврилюк Станислав Сергеевич,

магистрант Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ

 

Место памяти – спортивная площадка Станиславского жилмассива в Новосибирске

Изучение мест памяти и коммеморативных практик, так или иначе связанных с этими местами, совсем недавно начало широко попадать в круг научных интересов исследователей, в том числе и историков. Сегодня данная тема становится актуальной в том числе и с точки зрения проблем идентичности и самоопределения в современном обществе. Места практики и различные коммеморации становятся тем связующим звеном между людьми, благодаря которому они могут отнести себя к представителям различных социальных групп[1]. Особенно эффективными в этом плане они будут, если какое-либо конкретное памятное место или коммеморация являются также связующим звеном между поколениями.

Станиславский жилмассив существует в Новосибирске с 1964 года. Разумеется, застройка и планировка жилого массива началась на несколько лет раньше официальной даты начала заселения. Изначально задуманный как самостоятельный жилой комплекс, массив был спроектирован так, чтобы в шаговой доступности жителей были все возможные на тот момент социальные блага, в том числе и занятие спортом. По этой причине в центральной части жилого массива была оборудована спортивная площадка (рис. 1). Расположение продиктовало и судьбу спортивной площадки как центрального места жилого массива не только в спортивном, но также культурном и социальном планах. Данное место памяти весьма показательно с точки зрения коммеморативных практик, о чем далее и пойдет речь.

Рис. 1. Строительство Станиславского жилмассива. Вид на спортивную площадку

Спортивная площадка, или, как ее еще называют местные жители, «стадион», изначально была предназначена для различных спортивных занятий. В частности, были обустроены беговые дорожки, футбольное поле, а также специальные скамьи, перекладины и турники для занятия гимнастикой. В зимнее время здесь занимались ходьбой на лыжах и даже играли в футбол, о чем свидетельствует фотография, помещенная ниже (рис. 2).

Рис. 2. Спортплощадка зимой. Игра в футбол

В зимнее время года самые яркие воспоминания как для меня, так и для моих родителей связаны с так называемыми «горками», которые заливали в местах спуска в низину площадки. Здесь еще с момента основания жилмассива любили кататься на санках как детвора, так и старшее поколение. Я и моя семья не раз встречали Новый год именно на спортивной площадке, как и многие другие жители Станиславского жилого массива.

Неподалёку от площадки были построены две школы – номер 187 и 15, ученики которых проводили уроки физкультуры именно на этой площадке. Школы соревновались друг с другом в разных дисциплинах – бег на длинные и короткие дистанции, подтягивание, футбол (рис. 3).

Рис. 3. Игра в футбол летом на спортивной площадке Станиславского жилмассива

Для проведения подобных мероприятий радом с площадкой была сооружена сцена, где в торжественной обстановке награждали победителей (рис. 4). Сейчас этой площадки уже нет, на ее месте соорудили девятиэтажный жилой дом.

Рис. 4. Вид на спортивную площадку. Слева расположена сцена

Сегодня облик спортивной площадки несколько изменился. В моей памяти сохранился снос спортивных снарядов и перекладин, дальнейшая застройка земли под жилые дома. На следующем фото со спутника (рис. 5) отчетливо видно, что территорию площадки сократили. Несмотря на это, на площадке по-прежнему собирается спортивная молодежь, устраиваются утренние пробежки и вечерние матчи в футбол. Однако о гимнастических упражнениях на свежем воздухе, к большому сожалению местных жителей, пришлось забыть. Тем не менее, спортплощадка в последние годы стала выполнять функцию парковой зоны, своеобразного места для прогулок.

Рис. 5. Сокращение территории спортплощадки

На сегодняшний день площадка хоть и несколько уменьшилась в размерах, но не потеряла своего былого значения. Не забывая про то, как будучи молодыми людьми, здесь занимались спортом мои родители, как будучи школьником, я сам участвовал здесь в различных спортивных мероприятиях, наблюдаю сейчас за тем, как абсолютно так же, на том же самом месте за честь своей школы борются уже мои ученики (рис. 6). Поскольку историческая память – это совместный опыт группы людей, который передается через поколения, традиционные спортивные соревнования, проходившие на площадке сорок лет назад и проходящие сегодня, выполняют также очень важную на сегодняшний день педагогическую функцию[2].

Рис. 6. Военно-патриотическая игра «Победа»

Таким образом, спортивная площадка – центральный объект Станиславского жилмассива Новосибирска – является отличным примером того самого места памяти, которое связующей нитью соединяет поколения в различных коммеморативных практиках, суть которых если и изменяется по форме, то точно остается прежней по своему содержанию.


[1] Романовская Е. В., Фоменко Н. Л. Идентичность и коммеморация // Власть. 2015. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/identichnost-i-kommemoratsiya (дата обращения: 25.06.2018).

[2] Соколова М. В. Педагогика исторической памяти: границы понятия // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-istoricheskoy-pamyati-grani... (дата обращения: 25.06.2018). 
 

Количество просмотров: 8264  

Добавить комментарий

1. Закрытие Урало-Сибирского института народного хозяйства в 1937 г. и попытка возрождения вуза в 1940 г. Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. ПЕРВАЯ ОЧЕРЕДЬ НОВОСИБИРСКОГО МЕТРО Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Знакомство с биографией и творческим наследием Виктора Петровича Астафьева во время экскурсионной поездки в село Овсянка Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Инициативное краеведческое документирование как инструмент проектной деятельности библиотеки Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Трое благочинных, трое расстрелянных… Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. «Императорский маршрут» в Новосибирске Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Некоторые аспекты установления Дня благодарения Сибири и его празднование в столицах и Сибири в начале 1880-х годов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Открывая путь в будущее… Коллективная память об одной семейной истории за 130 лет ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. «Труд был вовсе не женским». Рассказы моей прабабушки-целинницы ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
10. Бухгалтер, милый мой бухгалтер… О бабушке и её любимой работе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Семейный архив как место нашей памяти ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Из чего мы сделаны? Версия моей бабушки Раисы Павловны ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. «Делай, Стефа! Чудо покажи!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Новосибирск военный: щит милосердия ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. С чего начать в школе или вузе? Три модели первого исследования по локальной истории ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. «Чикаго в галошах». Приключения иностранца по Транссибирской магистрали и Новосибирску в 1920-х годах ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Судостроение в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. «Достижениями свои картины дед не считал». Жизнь и творчество искитимского художника, моего прадеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Мы этой памяти верны. История Неудачинской школы в воспоминаниях и фактах ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Абрам Яковлевич Штеффен в жизни деревни Неудачино и в истории Неудачинской школы ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы