Миры Джона Р. Толкина как место памяти
Понятие «место памяти» прочно вошло в историографию после того, как во Франции под редакцией Пьера Нора было опубликовано одноименное семитомное издание, целью которого стало преодоление стереотипов национальных мифов, стремление вернуть память под контроль историков. «Места памяти» не являются местами в узком, географическом понимании этого слова. Ими могут быть люди, события, здания, книги, песни и другие предметы, «окруженные символической аурой», призванные «удерживать» в памяти представления общества о самом себе и своей истории»[1]. Таким «местом памяти» для одной из самых популярных западных субкультур стали произведения Джона Р. Р. Толкина: «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин Колец», «Сильмариллион», «Дети Хурина» и др.
Первая всесоюзная ролевая игра по Толкину «Хоббитские игрища». Красноярский край, 1990 г.
Центральное произведение Толкина «Властелин Колец» появилось в 1954–1955 гг., однако широкий российский читатель смог познакомиться с ним лишь в период перестройки (первое издание книги в сокращенном варианте в России вышло в 1976 г., но не получило распространения). Мир орков и эльфов, созданный английским профессором и имеющий под собой огромный пласт кельтской и германской мифологии, сразу обзавелся многочисленными поклонниками. В России первые тематические фестивали любителей творчества Толкина прошли уже в 1991 г. («Зиланткон», г. Казань) и 1993 г. («Сибкон», г. Новосибирск).
Деятельность российского сообщества толкинистов, или толкиенистов можно разделить на следующие направления:
– ролевое – преимущество полевые игры, подразумевающие выезд на несколько дней на специальный полигон, где участники разыгрывают те или иные события истории Средиземья[2];
– творческо-литературное – написание песен и рассказов на основе «канонов», созданных автором. Наиболее качественные произведения были опубликованы в России большими тиражами: Еськов К. Последний Копьеносец (1999 г.), Васильева Н. Черная книга Арды (2008 г.), Баркова А. Гондору не нужен король (2018 г.) и др.;
– творческо-прикладное – воспроизводство материальной культуры Средиземья. Обычно оно связано с ролевым движением;
– научное – профессиональные, преимущественно филологические и литературоведческие, исследования, представленные на специальных конференциях толкинистов.
Многие толкинисты утверждают, что они одновременно являются и самим собой, и некоей личностью из Средиземья (во время Всероссийской переписи населения в 2002 г. некоторые россияне самовыражались, указывая в качестве своей национальности «эльф» или «хоббит»). Таким образом, события вымышленные приобретают для этих людей статус событий реальных, а всю вышеперечисленную деятельность можно отнести к коммеморативным практикам.
Как отмечает профессор кафедры культурологии Института УНИК А. Л. Баркова, феномен толкинизма связан с «коллективными представлениями», описанными в фундаментальном труде Леви-Брюля «Первобытное мышление»[3]. «Коллективные представления» – это некое мироощущение, властвующее над эмоциональной, а не логической сферой, не зависящее от качеств отдельной личности. По отношению к толкинистской субкультуре можно говорить о том, что как только человек начинает логически осмысливать свои идеи и образы, он перестает быть «эльфом», то есть включение рационального анализа приводит к разрушению сопричастия.
Афиша новосибирского историко-литературного клуба любителей творчества Дж. Р. Р. Толкина «Элеандра»
В Новосибирске уже несколько лет существует историко-литературный клуб любителей творчества Дж. Р. Р. Толкина «Элеандра», насчитывающий около 50 участников. Клуб функционирует на базе Новосибирской государственной областной научной библиотеки, где дважды в месяц проходят заседания. Тематика встреч посвящена изучению древних языков, а также мифов и легенд разных времен и народов. Подобные собрания, как и полевые игры, «оживляют» псевдоисторические события, что ярко демонстрирует коммеморативные практики ограниченных сообществ. Толкинисты могут регулярно «погружаться» в миры, описанные Джоном Р. Р Толкином, и совместно переживать те или иные эмоции. Таким образом, память об истории Средиземья формирует идентичность у людей, причастных к движению.
Кадр из короткометражного фильма по мотивам «Властелина Колец», снятого новосибирскими энтузиастами в Заельцовском парке в 2017 г.
Главной особенностью является то, что толкинисты могут вспоминать не только сюжеты, изложенные в книгах Дж. Р. Р. Толкина, но и искренне делиться воспоминаниями о событиях, произошедших исключительно в их собственной фантазии. Слушатели, принимая правила сообщества, также искренне реагируют на эти воспоминания, разделяя и дополняя их. Более того, со временем существования движения происходит переоценка псевдоисторических событий. Так, в конце 1990-х гг. в самиздате публиковались романы-апокрифы, в которых писатели-толкинисты ставили под сомнение абсолютность сил Добра и Зла, описанных Толкином.
Итак, мы видим, что коллективной памяти толкинистов присущи многие свойства коллективной памяти о реальных исторических событиях. Феномен толкинисткого мышления на сегодняшний день остается недостаточно исследованным, что обусловлено пренебрежительным уравниванием толкинистского движения с молодежными субкультурами.
В завершении приведу обобщенную фразу, которую можно услышать от большинства толкинистов: «Есть такая замечательная гипотеза, что многие из нас, толкинистов, фактически к этому миру не принадлежат, в результате вселенской ошибки они родились не в том мире, а Толкин был первым, кто достаточно четко сумел описать этот мир… или вспомнить…».
[1] Шэуджен Э. А. «Места памяти»: модная дефиниция или историческая практика? // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. № 1. С. 64.
[2] Средиземье (англ. Middle-earth) – место действия основных событий в вымышленной вселенной Дж. Р. Р. Толкина.
[3] Баркова А. Л. Толкиенисты: архаическая субкультура в центре мегаполиса [Электронный ресурс] // Полит.ру. URL: http://polit.ru/article/2003/09/26/625803/ (дата обращения: 08.02.2019).
Количество просмотров: 6738 |
Добавить комментарий