Фольклорно-этнографическая игровая программа «К бабушке в деревню»
В игре возможны высшие достижения ребёнка,
которые завтра станут его реальным уровнем
Л.С. Выготский
Во все времена базисом национальной культуры, ее исторической основой была народная культура, которая выступала в качестве коллективной памяти народа. Исторический опыт показывает, что живет и развивается тот народ, который сплачивается вокруг своей культуры, совершенствуя через традиции этническое сознание, присваивая духовные ценности этноса.
Особенностью настоящего времени является возросшее национальное самосознание русского народа, нуждающееся в возрождении знаний традиционной культуры.
Испокон веков такие знания передавались из поколения в поколение, в процессе совместного проживания и совместной деятельности. В настоящее время, в связи с социальными и экономическими переменами в обществе, семья и старшие родственники (бабушки, дедушки), традиционно призванные передавать традиции русской народной культуры и общечеловеческие ценности, зачастую и сами дезориентированы в приоритетах, идеалах, нравственных принципах. Кроме того, многие знания и умения уже утеряны или передаются детям в искажённом виде. Это отражается на воспитании подрастающего поколения, и, как следствие, в детской среде происходит падение духовности, деформация нравственных ценностей, изменение морали.
Кроме того, в настоящее время на духовное наследие русского народа, его историю, традиционную культуру идет «массированное наступление», через принижение значимости русской народной культуры и русской истории, а также через наводнение культурного пространства элементами и персонажами чуждой русскому народу культуры.
Всё это дезориентирует детей и замедляет (искажает) процесс осознания принадлежности к своему этносу. В этих условиях передача русских этнокультурных знаний и умений, приобретает значение приоритетной важности в педагогической практике.
Фольклорно-этнографическая игровая программа «К бабушке в деревню» рассчитана на младших школьников и базируется на этнокультурных знаниях и умениях русского народа – социально-нравственных, игровых, песенно-хороводных и других, наиболее приближенных к традиции.
Фольклорно-этнографическая игровая программа «К бабушке в деревню» содействует освоению и присвоению коллективной памяти и части культурного опыта русского народа. Создание особой развивающей этносреды помогает детям ощутить себя частью народа, испытать яркие радостные ощущения от личного включения в разные виды этнокультурной деятельности.
Реализация данной игровой программы проходила не только в течение учебного года (на базе МБОУ СОШ № 195), но и в летний период в пришкольных детских лагерях Октябрьского района, что содействовало решению вышеозначенных проблем этновоспитания и этноразвития младших школьников-участников игровой программы.
Концептуальная идея реализации фольклорно-игровой программы «К бабушке в деревню»: формировании в детской среде носителей и продолжателей традиций русской народной культуры.
Цель: содействие формированию основ национального самосознания у младших школьников через погружение в этносреду, традиционную для русского народа.
Задачи:
воспитательные:
– содействовать формированию у учащихся:
- осознания принадлежности к этносу своего народа;
- отношения к себе (осознание себя), как к носителю и продолжателю родной культуры;
- позитивных ценностных приоритетов;
- нравственных качеств личности;
– способствовать воспитанию у учащихся:
- патриотических чувств (любовь к Отечеству, уважение к русской истории и культуре, национальная гордость);
- уважительного отношения к наследию предков;
- уважения к старшему поколению;
- содействовать укреплению семейных отношений;
развивающие:
– содействовать развитию у учащихся:
- познавательного интереса к культуре своей страны, народа, семьи;
- психических качеств (воображения, внимания, мышления, памяти, речи);
- качеств личности (находчивости, коммуникабельности, толерантности);
- расширению кругозора и словарного запаса учащихся
обучающие:
– предметные:
- познакомить учащихся частично с мировоззрением наших предков через содержание русских народных игр, песен, устное народное творчество;
- с некоторыми особенностями социальных и семейных отношений;
- научить народным играм и элементам народных танцев;
- ознакомить с особенностями исполнения народных песен в технике проголосого пения через личное исполнение педагогом народных песен;
- расширить знания об устном народном творчестве (потешки, загадки, припевки, шутки-прибаутки, долгоговорки);
– общеучебные:
- научить использовать полученные теоретические знания и практические умения в современной жизни;
- научить действовать по алгоритму: соблюдение правил и последовательности игр, хореографических движений
здоровьесберегающие:
– содействовать укреплению физического и психического здоровья учащихся;
– научить учащихся поведению в угрожающих здоровью ситуациях при участии в народных играх высокой подвижности
управленческие:
– создание особой развивающей и воспитывающей этнокультурной среды;
мотивационные:
– формирование у учащихся устойчивой мотивации к активному участию в предлагаемой в рамках реализации игровой программы этнокультурной деятельности.
Технология реализации
Содержание фольклорно-игровой программы «К бабушке в деревню» определяется:
– научностью (использование общепризнанной научной информации);
– народностью (знакомство с народной философией совместного проживания и совместной хозяйственно-трудовой деятельности, знакомство с элементами песенно-танцевального творчества, с содержанием некоторых русских народных игр, с устным народным творчеством);
– частично – основами православия (проявления представлений и верований в укладе жизни, особенность содержания и правил некоторых народных игр, устного народного творчества).
Фольклорно-игровая программа «К бабушке в деревню» содержит:
– теоретические сведения об укладе деревенского уклада жизни наших предков, праздничных обычаях, семейных традициях и другие;
– практическую деятельность (игровую, песенно-хороводную, приобщение к русскому фольклору).
Формированию особой этносреды способствует следующее:
– целенаправленный отбор педагогом традиционного русского этноматериала;
– разнообразие этноматериала;
– определённый детский опыт, знания и умения в этих русской областях народной культуры: игры, фольклор, песенно-хореографический материал;
– оптимальность выбора форм организации деятельности с учётом психолого-возрастных особенностей участников;
– соответствие психолого-возрастным особенностям младшего школьного возраста;
– эмоциональность, яркость этноматериала и способов его подачи педагогом;
– использование записей русских народных песен в технике «проголосого пения» («Зародилася Дуняша», «Селезень мой саскосастый», «Наигрыши на гармони и частушки», «Синтетюриха» и другие).
Погружение учащихся в эмоциональную развивающую среду русской народной культуры происходит через:
– участие в народных играх (малой, средней, высокой подвижности, музыкально-хороводные, пальчиковые и кистевые игры);
– слушание и исполнение несложных народных песен;
– исполнение традиционных плясовых элементов;
– использование детского фольклора;
– личное включение в деятельность.
Таким образом, участие в фольклорно-игровой программе «К бабушке в деревню» содействует пониманию детьми:
– особенностей русской народной культуры;
– традиционной атмосферы русского праздника;
– некоторых сторон семейных отношений.
Краткое содержание этапов фольклорно-этнографической игровой программы «К бабушке в деревню»
– выход педагога под исполнение русской народной песни «Синтетюриха»;
– приветствие, поздравление с началом летних каникул, сообщение названия игровой программы;
– знакомство с участниками (народная игра «Здравствуйте» в круговом варианте);
– поездка к «бабушке в деревню» на «корабле» (коллективная русская народная игра «Идёт корабль»);
– «отдых на берегу после путешествия на корабле»:
- коллективное проговаривание долгоговорки «Стояли на горке 33 Егорки»;
– «продвижение к бабушке в деревню по лесу»:
- загадка про ёжика;
- пальчиковая игра «Ёжик спит»;
- игра малой подвижности «Комарики»;
- загадки о лесных птицах;
- русская народная игра средней подвижности «Ворон-вороватенький»
– «отдых у озера»:
- русская народная игра малой подвижности «нырки»;
- русская народная игра высокой подвижности «Ручейки-озёра»
– «продвижение по лугу»:
- загадки про домашних животных;
- музыкальная пальчиковая игра «Как у бабушки козёл»;
- русская народная музыкально-хороводная игра «И шёл козёл дорогою»;
– «отдых у горы»:
- коллективная игр «На горе высокий дом»;
– «бабушкин двор»:
- русская народная игра-кричалка «Птичий базар»;
- пальчиковая игра «ставни»;
- русская народная игра высокой подвижности «Месим тесто»;
- пальчиковая игра «Чайничек»
– «встреча с бабушкой»:
- коллективное исполнение песни «Купим мы, бабушка...»;
– «игры за воротами бабушкиного двора»:
- русская народная игра «Растеряхи»;
- русская народная «Третий лишний с воротцами»
– завершение праздника:
- краткая беседа о впечатлении участников от «путешествия к бабушке в деревню»;
- игра на окончание детских вечёрок «Жил-был кот»;
- разучивание традиционного русского поклона и объяснение его смысла;
- поклон от педагога и ответный поклон от участников в сопровождении исполнения педагогом русской народной песни (по выбору);
- устное прощание со всеми участниками (дети и взрослые) игровой программы, пожелание скорых встреч и успехов в изучении русской народной культуры.
Примечание. Музыкальное сопровождение используется во время подвижных игр и в паузах-переходах от одной игры к другой.
Результативность
Участники фольклорно-этнографической игровой программы познакомились:
с особенностями взгляда наших предков на взаимоотношения в семье отношениях между младшим и старшим поколением;
с разнообразием русских народных игр;
закрепили умения и навыки игровой, песенно-хореографической деятельности;
с новыми этнокультурными понятиями и терминами
Участники фольклорно-этнографической игровой программы прочувствовали:
эмоциональность праздничной народной культуры;
испытали удовольствие от успешности в предлагаемой деятельности (повышение самооценки);
особенности коллективного взаимодействия в предлагаемой деятельности
У участников фольклорно-этнографической игровой программы появился интерес:
к русским народным традициям, обычаям и русской народной культуре в целом;
к русским играм, песенному и хореографическому исполнительству;
к передаче полученных в рамках игровой программы знаний и умений друзьям, родственникам;
к возможному использованию новых знаний и умений в жизни.
Результативность подтверждается выводами педагога после использования следующих методов диагностики:
включённое педагогическое наблюдение;
устный опрос участников (взрослых и детей);
письменные отзывы участников (взрослых и детей).
По итогам педагогического наблюдения, результатам письменного опросов, бесед с учащимися, классными руководителями, воспитателями детских летних лагерей на базах школ (в летний период) были сделаны следующие выводы:
– 84% учащихся школ высоко оценили игровую программу;
– 62% учащихся хотят продолжать изучать русскую народную культуру в формате продолжения участия в проекте этнокультурной направленности;
– 95% воспитателей и учителей школ высоко оценили качество включения учащихся в этнокультурную деятельность в рамках реализации игровой программы «К бабушке в деревню»;
– 70% воспитателей и учителей проявили интерес к дальнейшему сотрудничеству по этнокультурному развитию учащихся в разных организационных формах (как разовые встречи, так и в рамках проектов);
– 80% детей-участников проекта представителей других национальных культур приняли активное во всех формах организации этнокультурной деятельности в рамках проекта;
– 72% детей-участников проекта представителей других национальностей приняли активное и выразили удовлетворение;
– 30% учащихся с трудом включались в игровые и песенно-хореографические виды этнокультурной деятельности, по причине недостаточной сформированности умений и навыков (многие не знают общеизвестных народных игр, недопонимают игровые правила, зажаты, имеют ограниченный словарный запас, имеют слабо выраженные ритмические и музыкальные способности).
– у большинства детей – участников игровой программы «К бабушке в деревню» повысился познавательный интерес к русской народной культуре;
– реализация данной игровой программы содействовала пониманию детьми своей национальной принадлежности;
– выявлен высокий уровень интереса у учителей школ к дальнейшему взаимодействию в области этнокультурного развития учащихся в разных формах;
– реализация игровой программы в летний период на базах ОО Октябрьского района содействовала внешнему рекламированию ДТ «Октябрьский»;
– реализация игровой программы в течение учебного года и в летний период расширяет взаимодействие общего и дополнительного образования;
– диагностические результаты подтвердили достижение цели и выполнение задач фольклорно-этнографической игровой программы «К бабушке в деревню»;
– диагностические результаты подтвердили востребованность данной игровой программы в школах Октябрьского района;
– диагностические результаты подтвердили необходимость и возможность совершенствования игровой программы «К бабушке в деревню» при реализации в дальнейшем.
Условия реализации
Для проведения фольклорно-этнографической игровой программы «К бабушке в деревню» требуется:
– помещение с площадью не менее 100 кв. метров;
– немногочисленный реквизит и атрибутика (дудочка для исполнения педагогом мелодии, мягкие игрушки «Ёжик», «Ворон»);
– стулья (по количеству участников);
– русский народный костюм для педагога;
– аудио или ИКТ аппаратура (магнитофон/ноутбук, микрофон);
– медиаустройство для хранения песенного материала
Список литературы
1. Детские подвижные игры. Сборник. – Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 1992.
2. Солнцеворот. Сборник. – Омск: «Радуга», 1997.
3. Методическая разработка «Игры русских детей», составитель Шестера Е.Г., Новосибирск: ДДТ «Октябрьский», 2005.
4. Шангина И.И. Русские дети и их игры. – СПб.: «Искусство-СПБ», 2000.
Количество просмотров: 6328 |
Добавить комментарий