Сила голоса: вокальное развитие ребенка в театральной студии
В течение последних лет мною, как педагогом по театральному вокалу в Образцовом коллективе «Театр Ю» ДТД УМ «Юниор» города Новосибирска, были достигнуты серьезные результаты в постановке голоса будущих театральных артистов.
Однако в последнее время наблюдается следующая тенденция: в коллектив приходят дети с очень слабыми голосами. Предположительно, это может быть связано с экологией или ещё с какими-либо факторами, но тем не менее это очевидный факт. Даже в разговорной речи многие ученики разговаривают слабым голосом, едва слышно и зачастую нуждаются в логопедической помощи. А ведь мы знаем, что для вокального развития ребенка это является серьезной проблемой, которая в дальнейшем будет только усугубляться. Пение – это большая физическая и психологическая сила.
Певческий голос – это барометр духовной и психической жизни человека. Важнейшим качеством профессионального голоса является наличие красивого певческого тембра. Он представлен такими элементами, как блеск, объем, плотность и общая окраска. Мы знаем, что блеск создается врожденным качеством гортани и не может быть приобретен путем специальных упражнений. Он зависит от плотности прилежания голосовых складок и является строго индивидуальным свойством. Поэтому не все, а только хорошие голоса обладают этим качеством. Формирование же таких характеристик, как общая окраска голоса, его объем и плотность напрямую зависят от усвоения вокальной техники, поэтому этой стороне дела на вокальных занятиях в коллективе «Театр Ю» мною уделяется большое внимание [1, с. 65].
Сегодня я могу констатировать возникновение новой певческой манеры исполнительства – театрального пения концертно-сценического стиля. Развиваясь наряду с другими образцами певческих традиций (городской песни и романса, национального оперного и камерного пения, многочисленными певческими диалектами русского крестьянского, слободского и казачьего традиционного пения, эстрадного пения), театральное пение концертно-сценического стиля сформировалось и утвердилось благодаря развитию своего профессионализма во всём: в исполнительстве, творчестве и образовании, это важное средство выражения себя и своего образа. Голос актера должен подчиняться действию, а пение должно стать естественным процессом, несущим правду. Актер должен не только хорошо петь (интонационно, ритмически, на дыхании), но и доносить поэтический текст песен до зрителя, это важно! Специфика методики театрального вокала заключается в том, чтобы «вытащить» учеников на крайние точки эмоций и тем самым раскрыть максимум возможностей.
Практика обучению театральному пению усвоила законы голосовой функции и такие всеобщие компоненты вокального искусства, как певческое дыхание, высокая певческая позиция, округление звука, единая манера звукоизвлечения, подвижность артикуляционного аппарата, чистота произношения гласных, филировка, мягкая атака, как основной прием «вхождения» в звук, ровное, кантиленное звуковедение. Пение – физиологический процесс, связанный с деятельностью человеческого организма.
Для развития вокального голоса, мною были определены основные задачи работы в коллективе «Театр Ю»:
– развитие музыкального слуха, памяти, внимания и эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение;
– овладение детьми приемами диафрагмального – нижнереберного дыхания (спокойный вдох и экономный выдох), сохранение постоянной «опоры на дыхание»;
– развитие навыков формирования гласных, четкого и короткого произношения согласных, а также приемов правильного звукообразования, фразировки и филировки звука;
– развитие мелодического, ритмического, гармонического и динамического слуха учащихся;
– овладение сценической манерой звукообразования;
– формирование всех ансамблевых навыков (унисон, ансамблевый строй, цепное дыхание и др.).
Голосообразующая система певца действует взаимосвязано со многими системами организма человека. Ее главные звенья – гортань, органы дыхания, артикуляции – находятся в интеграционном взаимодействии, направленном на получение звукового результата. Любая нескоординированность между звеньями голосообразующей системы нарушает правильность механизма фонации и, следовательно, сказывается на качестве звучания. Управление и программирование действий всех этих звеньев осуществляется головным мозгом. Во время пения его деятельность направлена на получение запрограммированного звукового образа.
При организации занятий в коллективе я уделяю большое внимание вокально-техническим упражнениям, которые направлены на развитие и формирование певческих навыков. Вокально-технические упражнения проводятся на каждом занятии общей продолжительностью 10-20 минут, в зависимости от подготовленности и учебных задач [2. с. 300].
Распевание имеет две функции:
– разогревание и настройка голосового аппарата детей к работе;
– развитие вокальных навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.
Упражнения для распевания должны быть хорошо продуманы и даваться систематически. При распевании (пусть и кратковременном) я использую различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Эти упражнения не должны меняться на каждом занятии, потому как исполнители будут знать, на выработку какого навыка дано это упражнение, и с каждым занятием качество исполнения распевки будет улучшаться.
Иногда упражнения могут носить эпизодический характер, чаще это напевки изучаемого материала (обычно берутся трудные места). Но эти упражнения разного рода не должны быть самоцелью в вокальной работе, это лишь средство овладения навыком [3. с. 49].
По мнению многих вокальных педагогов и хоровых деятелей, исполнители должны пользоваться диафрагмально – нижнереберным дыханием, т.е. смешанным. При этом типе дыхания грудная клетка и диафрагма активно включены в работу: вдох сопровождается одновременным движением нижних ребер и диафрагмы, что позволяет достигнуть полного вдоха. Непременно нужно контролировать и проверять каждого ребенка, насколько он понимает, как правильно брать дыхание. Дети должны брать воздух носом и ртом, не поднимая плеч, при совершенно опущенных и свободных руках [4. с. 10].
При ежедневных тренировках ребенок постепенно приспосабливается. Закрепить эти навыки можно на упражнении дыхания без звука:
– маленький вдох – произвольный выдох;
– маленький вдох – медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до шести, до двенадцати;
– вдох со счётом на распев в медленном темпе;
– короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.
Подобное упражнение можно повторить, поднимая и наклоняя голову – без остановок, а также поворачивая голову направо и налево. Существует еще много различных упражнений для формирования правильного певческого дыхания. Нужно заметить, что эти упражнения очень полезны как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.
Очень многие педагоги-вокалисты в своей практике уделяют внимание упражнениям на дыхании без звука. Идёт переключение учащегося на мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания. Ведь умеренный вдох и медленный выдох создают правильную установку мышц и вырабатывает физическую упругость и выносливость. Следовательно, когда будет разучиваться произведение, мышцы будут принимать правильное положение при взятии дыхания. И чем серьезней будет выполнятся упражнение на дыхание, тем качественней будет применение данного навыка на практике. Умение расходовать дыхание так, чтобы оно без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим дыханием [5. с. 5].
Вокально-звуковое мышление контролирует акустическое качество звука, образно представляемого резонирующим, вертикально направленным «воздушным столбом», основание которого поддерживается целенаправленной работой мышц, участвующих в обеспечении певческого дыхания.
Большое значение в музыкально-слуховом развитии участников коллектива имеют тембровые представления, то есть умение представить себе окраску и характер звука, мыслить «воображаемыми» тембрами голосов, отвечающими содержанию исполняемой музыки. Тембр можно изменить, изменяя форму рта, перенося точки упора звуковых волн в твердое небо. Даже мимика и выражение поющего лица способно повлиять на тембр [6. с. 27].
Необходимость изменения силы звука, как и использование других средств выразительности, определяется содержанием произведения. Piano обычно связывают с настроением покоя, тишины, нежной ласки, поэтического созерцания или же с настороженностью, таинственностью. Forte нередко сопутствует воплощению чувства радости, ликования или же отчаяния, боли.
Четкой грани между этими динамическими оттенками нет. Исполнители могут, опираясь на эти основные динамические понятия, широко использовать различные динамические оттенки, которые могут выражаться в постепенном переходе от одного к другому (crescendo или diminuendo), либо даваться в контрастном сопоставлении как внезапной смене динамики (subito). Приемы crescendo и diminuendo связаны с навыками хорошего дыхания, умением усиливать и филировать звук.
Музыкальную фразировку можно сравнить с выразительной речью, в основе которой лежит смысловая логика. Владеть фразировкой – значит уметь осмысленно исполнять музыкальное построения (мотив, фразу, предложение, период), связывая их в единое целое, в законченную мысль [7. с. 16].
Важно научиться в пении преодолевать психологическую и физиологическую инерцию голоса. Выразительное, подлинно художественное исполнение всегда связано с живым, эмоциональным отношением к тому, о чем поешь.
Все вышеизложенные параметры мною учитываются при планировании работы с детьми в театральной студии «Театр Ю» для достижения поставленных целей. Ведь только преодолев психологические барьеры и овладев всеми навыками и приемами сценического вокала, мы можем помочь ребенку. Усилить его голос и сделать успешным не только в жизни, но и в таком виде искусства, как театр!
Список используемых источников
1. Вокальная школа Российской академии музыки имени Гнесиных. 1944-2004 / [авт.-сост. М.С.Агин], М.: РАМ, 2004. – 590с.
2. Артемьева, Е. В классе К.Н. Дорлиак / Е.Н. Артемьева. – М.: Музыка, 1969. – 342 с.
3. Матвеев, Н. В. Хоровое пение / Н. В. Матвеев. – СПб., 1998. – 278 с.
4. Вопросы вокальной педагогики. – № 8, М., 1976.
5. Вопросы вокальной педагогики. – № 9, М., 1984.
6. Морозов, В.П. Вокальный слух и голос. / В.П.Морозов. – Л.: Музыка, М.1965, 86 с.
7. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика/ Ю.Б. Алиев. – М.: Изд-во ВЛАДОС –ПРЕСС, 2005. – 431с.: ноты.
Количество просмотров: 5442 |
Добавить комментарий