Использование проектных технологий для развития познавательных интересов при обучении музыкальному искусству
Музыка в настоящее время является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребёнка, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия.
От природы все дети музыкальны. Чем активнее общение с музыкой, тем более музыкальным становится ребёнок, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней. Задача педагога сделать эти встречи более плодотворными и интересными.
В Доме детского творчества «Романтика» Центра «Юность» занимаются дети с самыми разными способностями, с разной степенью музыкальной одарённости, поэтому они должны найти свою «нишу», своё маленькое поле деятельности, побывать в «ситуации успеха».
С этой позиции педагоги дополнительного образования участвуют в проектной деятельности, в основе которой обновление условий самореализации творческих способностей детей дошкольного и школьного возраста.
В настоящее время, кроме получения допрофессионального музыкального образования, можно отметить наличие самых разных стремлений:
– овладение первоначальными навыками игры на инструменте на уровне домашнего музицирования, основ музыкальной грамоты, а также применение полученных навыков в самых разных сферах;
– приобщение к музыкальной культуре;
– возможность общаться со сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
– свобода творческого самовыражения;
– потребность в признании и успехе.
Дети дошкольного и школьного возраста нуждаются в досуговой деятельности, которая ориентирована на них в нашем учреждении, дополняя воспитательное пространство общеобразовательной школы.
Нами реализован среднесрочный социально-значимый проект «Музыкальная мозаика», рассчитанный на детей дошкольного возраста 3-7 лет, проживающих на микрорайонах «Снегири» и «Родники» Калининского района города Новосибирска.
Основной целью проекта является создание условий для развития эмоциональной, интеллектуальной и творческой сферы личности детей.
В рамках проекта реализовывалась досуговая программа по четырем направлениям:
– музыкальное, где формой проведения являлись концерты юных музыкантов;
– театральное – посещение спектаклей новосибирского театра теней;
– танцевальное – концерты самих детей дошкольного возраста для родителей;
– литературное – знакомство через сказку, приближенную по месту проживания малых народностей России и Сибири, викторина «Добрым молодцам урок», театрализованное представление «Мы все вышли из сказки» студии ДПИ «Калинка» и выставка детского рисунка «Вернисаж сказочных фантазий».
Игровая и творческая форма проведения пробуждает фантазию детей и желание самим творить прекрасное. Проект открыл доступ к различным жанрам искусства, появилась возможность выявить талантливых детей и привлечь всех желающих в творческие коллективы, а молодым родителям качественно и эффективно заполнить время досуга.
В спальных, прогрессивно-развивающихся микрорайонах «Снегири» и «Родники», к сожалению, отсутствуют учреждения культуры, такие как музыкальные школы, школы искусств, поэтому социально-педагогический проект по работе с молодёжью «Музыкальная гостиная» особенно актуален. Основной целью проекта является развитие музыкальной культуры, обогащение духовного мира подростков и молодежи, вовлечение в сферу творческой и социальной активности.
Содержание работы проекта имело практическую направленность. Проект рассчитан на участников 14-18 лет и их родителей. К реализации проекта привлекались педагоги по музыке, педагог-психолог, специалисты.
В рамках проекта функционировало четыре взаимодополняемых блока:
– концертная деятельность – это форма проведения концерта инструменталистов учащихся ДДТ «Романтика», где происходит знакомство с произведениями русских и зарубежных композиторов XVIII-XIX веков;
– музыкальный лекторий для родителей, на лекциях которого рассматриваются вопросы процесса обучения музыки; происходит обсуждение психолого-педагогических проблем;
– творческие встречи – концерты детско-юношеской филармонии «Молодые – молодым».
Проект дал возможность провести 37 культурно-досуговых мероприятий с привлечением подростков и молодежи, а также молодых родителей, выявить одаренных детей через их участие в открытых фестивалях-конкурсах.
С января 2016 года по май 2019 года был реализован долгосрочный педагогический проект «Содружество искусств музыки и живописи».
Основной целью проекта является создание условий для развития детей 7-13 лет, используя синтез различных видов искусства в организации культурно-массовых мероприятий. В рамках проекта дети школьного возраста не только заняты досуговой деятельностью, но и одновременно получали музыкальное и художественно-изобразительное образование через индивидуальные и групповые занятия, концертную и выставочную деятельность, посещение театральных спектаклей.
Важным в настоящее время является предоставление разнообразной творческой деятельности детей перед родителями и приобщение родителей к образовательной и воспитательной деятельности. Каждая встреча с прекрасным имеет большое значение для формирования творчески активной личности. Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником и музыкантом, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть. Главная задача педагога – заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в то, что творить добро и красоту это значит - приносить людям радость
Определены этапы реализации проекта:
– подготовительный – изучение литературы, подбор материала;
– организационный – подготовка программ и сценариев, оформление выставки детских работ, планирование мероприятий;
– основной – практический, где предусматривается проведение творческих занятий, открытые занятия-концерты, выставки творческих работ, посещение мероприятий культурных центров города посещение;
– заключительный – подведение итогов работы.
В реализации проекта приняло участие свыше 50 учащихся в возрасте 7-13 лет, привлечены квалифицированные педагоги и специалисты. Расширились образовательные рамки программ через изучение музыкальных и художественных образов, программной и непрограммной музыки, творчества современных композиторов и композиторов классиков.
С сентября 2019 года по июнь 2022 года стартовал новый долгосрочный педагогический проект Детская филармония «Музыка во все времена». Основной целью проекта является вовлечение в концертно-просветительскую деятельность детей в возрасте 7-13 лет через знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной классики на тематических концертах, занятиях-концертах и концертах Новосибирской государственной филармонии. Данный проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей, строится на принципах:
– внимание к потребностям детей;
– создание атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности;
– индивидуальный подход к каждому ребенку.
Новаторская идея проекта заключается в том, что:
– представление лучших образцов мировой музыкальной классики происходит средствами детского концертного исполнительства;
– появляется возможность концертного исполнительства юных музыкантов любителей и профессиональных музыкантов на одной сцене;
– тематика филармонических встреч дает возможность соединения различных видов искусств в раскрытии содержания концертных программ.
Реализация данного проекта позволит увеличить слушательскую аудиторию в связи с посещением концертов специализированной школы № 31 VIII вида для детей с нарушением развития интеллекта, областным специальным коррекционным детским домом, детским реабилитационным центром, МБОУ СОШ №105 и другими; расширить форму проекта и границы взаимодействия с учреждениями культуры города Новосибирска.
Планируется, что в реализации проекта примут участие свыше 50-ти учащихся ДДТ «Романтика», профессиональный музыкальный коллектив филармонии, квалифицированные педагоги дополнительного образования.
Проектная музыкальная деятельность педагогов ДДТ «Романтика» разнообразна, она позволяет расширить творческую деятельность учащихся, обогатить их художественные интересы, активизировать самостоятельность в поиске информации и связь обучения с жизнью ребенка. Потому что «музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека» – эти слова замечательного педагогического деятеля Василия Александровича Сухомлинского призывают нас искать новые возможности для развития талантов наших учеников, используя социальные и педагогические проекты. Это дает возможность в перспективе продолжать проектную деятельность как средство достижения поставленных целей и результатов.
Количество просмотров: 5744 |
Добавить комментарий