Музыка нас… воспитала!

 
 

Шихалева Юлия Петровна,

заведующий структурным подразделением,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Музыка нас… воспитала!

Общеизвестно, что одним из главных средств формирования личности, в том числе формирования ценностных установок, является искусство, отличающееся универсальностью воздействия на внутренний мир человека, на формирование его ценностных установок.

Ценности, по большому счету, это наш кодекс внутреннего поведения, те принципы, на которых мы строим свою жизнь и принимаем свои решения. Формирование системы ценностей начинается уже в детском возрасте – их передают нам родители, а затем мы расширяем эту систему, пополняя ее в течение жизни. В дальнейшем из этого обширного списка мы отбираем – сознательно или подсознательно – те принципы, которые, согласно нашему решению, будут управлять поведением и жизнью. Так формируется социальный интеллект.

Музыка в системе искусств занимает особое место. Многовековой опыт и исследования показывают, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, вызывая различные эмоции. Еще В.А. Сухомлинский отмечал, что «музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – источник благородства сердца и чистоты души». Именно музыкальное сопровождение имеет возможность научить прислушиваться к своим чувствам и чувствам других людей, сделать более целенаправленным процесс гармонизации отношений с окружающим миром. В процессе воздействия на эмоциональную среду ребенка при помощи средств музыкальной выразительности ускоряется формирование нравственных убеждений. Этому способствует и та социальная среда, в которой ребенок растет и развивается.

Однажды я стала свидетельницей разговора одного нашего педагога и учащегося. Она организовывала группу ребят на концертную программу, проходившую в филармонии. Сам разговор состоял о том, как вести себя в филармонии, даже в какой одежде прийти. Ведь существуют правила поведения в подобных местах: приходить за 15-20 минут до начала, выключить или поставить на беззвучный режим мобильные телефоны, есть и пить во время концерта нельзя, бегать и кричать в перерывах не надо. Мы надеемся, что ребенок, приходя в подобное место, не только получит эмоциональное и эстетическое удовлетворение, а еще напитается особой эмоциональной и интеллектуальной атмосферой, получит яркие примеры определенного социального поведения.

Отправной точкой успешного взаимодействия с детьми и подростками являются, на наш взгляд, эмоциональные реакции, когда происходит не просто созерцательное восприятие, а именно реакция! Ребенок как бы воспитывает себя сам, осваивая новые формы социального поведения. Момент взволнованности, приподнятости переживаний, ощущение сопричастности основывается на личном опыте, заполняемом нравственными переживаниями и убеждениями. Поэтому в Центре внешкольной работы «Галактика» мы создаем ту специально организованную социальную, коммуникативно-воспитательную среду, в которой воспитание детей и подростков происходит более успешно.

В систему традиционных мероприятий входят праздничные концерты, посвящённые ветеранам педагогического труда, Дню учителя, Дню Матери, Дню Защитника Отечества, Дню Победы, Дню защиты детей. Традиционными стали и концертные программы с выходом в Комплексный центр социальной зашиты населения. Это могут быть как тематические, так и концертные программы к открытию или закрытию декады инвалидов, пожилого человека.

Приведу пример из моего опыта и общения с педагогами эстрадного вокала. У детей, которые занимаются эстрадным вокалом, как правило, бывает много достижений, и есть опасность появления «звездной болезни». Педагоги специально устраивают концертные программы в больницах, центрах социальной защиты населения. И они отмечают, что такие мероприятия помогают воспитать у детей положительное социальное поведение по отношению к другим людям.

Формирование социальной ответственности осуществляется не только средствами концертной и конкурсно-фестивальной деятельности, но и в процессе изучения репертуара. Наши педагоги широко используют народные песни, песни военных лет, песни о малой Родине и о России, о маме, об учителях, о природе. Юные музыканты с большим трепетом принимают участие в реализации таких социально значимых проектов, как «Сибирь и сибиряки в годы Великой отечественной войны», «Мы – наследники Победы», праздничных мероприятиях, посвящённых Дню Славянской письменности и культуры.

Важным направлением в развитии и воспитании детей, становлении их духовного мира является хоровое пение. Не очень популярное, тем не менее доступное и эффективное по своим возможностям, хоровое пение имеет большой воспитательный потенциал. Занятия хоровым пением обеспечивают необходимые условия для формирования смысловых ценностных ориентаций, подготавливают растущую личность к общественной жизни. Певческий процесс способствует развитию глубинного чувства сопричастности к общему делу, создает условия для развития каждого ребенка. Организуя занятия хоровым пением на базах ряда школ Дзержинского района, мы не просто увеличиваем контингент наших учащихся. Система образовательной деятельности в этих творческих объединениях в полной мере соответствует современным тенденциям развития образования.

Большое значение в образовательном пространстве нашего учреждения имеет ряд педагогических событий, связанных с возрождением семейных ценностей, направленных на формирование уважения к культурным традициям семьи. И одной из наиболее эффективных форм творческого общения детей и родителей является Фестиваль семейного музицирования. Это еще и достаточно актуальная альтернатива бездумному проведению времени за телевизором и компьютером. Реализуя проект Открытого фестиваля семейного музицирования «Музыка в кругу семьи», через совместное игровое ансамблевое и вокальное музицирование мы создаем атмосферу непринужденного творческого общения всех участников фестиваля, приобщаем детей и родителей к активной концертной деятельности, воспитываем исполнительскую культуру, знакомим с новыми формами и репертуаром ансамблевой музыки. Все это способствует воспитанию у детей чувства любви и уважения к своим родителям, к старшим.

Еще одной интересной формой социального воздействия на личность, в которой органично сочетаются обучение и воспитание, является проект «Музыкальная гостиная». В рамках участия в музыкальных гостиных учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкальной культуры и получают представления о содержании, форме, контексте этих произведений, знакомятся с системой эстетических и нравственных понятий на примере услышанных музыкальных произведений, развивают навыки концертной и исполнительской деятельности. Родители, в свою очередь, повышают педагогическую компетентность в области музыкального образования детей, приобщаются к посещению музыкальных гостиных как форме проведения содержательного досуга. В целом, этот проект успешно приобщает детей и родителей к совместной деятельности, оказывает особое воспитательное, развивающее воздействие на личность, на ее духовно-нравственное становление, тем самым способствует развитию социального интеллекта.

Нельзя не отметить и такое популярное направление в образовательном процессе учреждения дополнительного образования, как фестивально-конкурсная деятельность. Мы являемся организаторами ряда успешных районных и городских творческих проектов, таких как фестиваль детского и юношеского творчества «Апрельская капель», фестиваль «Гитара по кругу», литературно-музыкальная гостиная «РоМАРТики». Через участие в конкурсах и фестивалях мы стремимся не только раскрыть творческий потенциал детей. Творческое профессиональное общение участников конкурса, расширение творческих контактов педагогов и детей, безусловно, влияют на повышение исполнительского уровня детских коллективов и солистов, воспитывают художественный вкус. А победы на районных, городских и международных конкурсах и фестивалях показывают уровень ответственности за качество исполнения, собранности, творческого внимания, артистичности юных музыкантов.

 

Во время проведения фестивалей и конкурсов большую роль играет социальная ответственность взрослых: родителей и педагогов в том плане, чтобы после отборочного тура не только прийти на концерт и выступить, а иметь уважение к организаторам мероприятия дождаться финала, когда начнется награждение. По опыту знаю, что финал получается смазанным, когда половина участников свои номера показали и разошлись. Это выглядит некомпетентно и, в первую очередь, зависит от ответственности взрослых.

Мы считаем, что всё это определенные ступеньки в формировании социальной ответственности ребенка перед собой, своей семьей, своим будущим. Музыка, в самом широком смысле слова, воспитывает человека на протяжении всей жизни. Но самые яркие музыкальные впечатления и самые твердые жизненные установки приходят к нам в детстве. Через творческое общение с родителями и педагогами, социально значимым окружением, а затем и через разнообразные виды совместной деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения.

Количество просмотров: 9102  

Добавить комментарий

1. Наставничество в условиях учреждения дополнительного образования: современный взгляд на проблему
2. Внеаудиторные формы учебных занятий в детском творческом объединении (из опыта работы историко-краеведческого клуба «Исток-39»)
3. DISTANCE – требование времени и возможность профессионального роста
4. «Сказка не уйдет на карантин»: опыт реализации новых творческих проектов в условиях дистанционного обучения дошкольников
5. Любить и понимать музыку
6. Вопросы для школьных игр «Что? Где? Когда?»: источники, требования, принципы
7. Уроки творчества: сложности или возможности?..
8. Социально-педагогическое проектирование как эффективное условие формирования активной жизненной позиции и гражданской идентичности детей и педагогов
9. В благодарность «трудному» ребёнку…
10. Квест как форма аттестации учащихся объединения по интересам
11. Профессиональная ориентация учащихся (из опыта работы творческого объединения «Ресторанное дело»)
12. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством в условиях дополнительного образования
13. Формальные и неформальные методы коммуникации в народной педагогике как метод воспитания
14. «Секрет» развития успешной Личности
15. Музыка нас… воспитала!
16. Повышение профессиональных компетенций педагога как результат участия во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
17. Вариативность построения индивидуального образовательного маршрута на занятиях в авиамодельной секции «Полёт»
18. Учет возрастных особенностей при формировании мотивации и познавательного интереса у подростков в процессе обучения искусству фотографии
1. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Взаимодействие с родителями в рамках соревновательной деятельности в детском оздоровительно-образовательном бассейне ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Профориентация в дополнительном образовании: опыт организации и проведения занятия по знакомству с работой художников-витражистов ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. «Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Реализация проекта «Семейное дзюдо»: опыт успешного взаимодействия с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Творческое взаимодействие как основа доверительного отношения ребёнка, родителей и педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Духовная связь поколений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Методы и средства общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Успешная концертная деятельность детского хореографического коллектива как результат совместной работы педагога-хореографа и концертмейстера ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Создание привлекательного визуального контента для успешного онлайн-присутствия образовательного учреждения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Проектирование современного учебного занятия ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы