Особенности обучения одарённых детей в хореографии
Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребности развивающейся личности. Все чаше специалисты отмечают, что во взрослую жизнь все больше приходит молодых людей без творческой искры, самостоятельности, а главное – без нравственных ориентиров. Во все времена, во всяком обществе одной из важнейших проблем наряду с образованием стояло воспитание подрастающего поколения. Система дополнительного образования является досугом, поэтому участие ребенка в обучающем процессе построено на волеизъявлении самого ребенка. Этим в значительной степени определяются характеристики образовательного процесса в данных учреждениях: обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы; организуется творческое сотрудничество детей и взрослых.
Развитие системы образования выдвинуло на первый план задачи укрепления позиций личностно ориентированной педагогики, предполагающей создание благоприятных условий для саморазвития каждого ребёнка. Одной из функций педагогической поддержки является помощь ученику в его становлении как личности, признание его уникальности, индивидуальности, раскрытие и поддержка его актуальных и потенциальных возможностей, создание условий для их максимальной реализации. Такую работу необходимо предусмотреть по отношению к каждому ребёнку, но при этом учесть особенности разных групп. Особо следует при этом выделить проблему педагогической поддержки одарённых детей.
Одаренность – одна из основных составляющих внутреннего мира человека. Своеобразны не только проявления одаренности, но и пути ее становления. Талант, как правило, нуждается в поддержке.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).
Педагог-хореограф в учреждении дополнительного образования не имеет возможности специального отбора детей, в отличие от специализированных школ по хореографии. Он работает с группой детей, проявивших интерес к хореографии.
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему дети, поставленные в одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Многие дети имеют природные способности, связанные с врожденными задатками, которые формируются в процессе обучения. Главная задача педагога заметить эти задатки, определить их уровень развития и направленность. И если существуют природные данные, то необходимо искать и находить методы, приемы возможного развития этих данных. В зависимости от уровня развития способностей педагог разрабатывает для каждого воспитанника свой план работы, так как работа с одаренными детьми – это процесс индивидуального воспитания и развития.
В нашем коллективе «Маленькие звездочки» мы ведем индивидуальную работу с детьми, проявившими способности к хореографии. У каждого ребенка они индивидуальны. Выделяются две группы детей:
– дети, имеющие хорошую пластику, выборочность, танцевальность, грациозность и выразительность, чувство позы. Эти дети легко справляются с элементами классического и народно-стилизованного танца, но испытывают затруднения в элементах эстрадного, спортивного и современного танца;
– дети, имеющие природную гибкость, растяжку, легкость прыжка, устойчивость, работоспособность, выносливость, координацию, быстроту и силу, с интересом и легкостью танцуют эстрадно-спортивные танцы и затрудняются в исполнении элементов более строгих дисциплин в хореографии.
В зависимости от способности каждому ребенку мы подбираем комплекс упражнений, направленный на развитие уже имеющихся способностей и приобретение им новых умений и навыков. На индивидуальном подборе комбинаций движений и степени сложности строится репертуар для каждого ребенка.
Так, например, Близневской Дарье, проявившей способности в исполнении гимнастических и акробатических элементов, поставлен танец «Веселый мышонок». Выступая с этим номером, она стала Лауреатом во многих международных конкурсах в 2020 году.
Номер «Сложная штука – жизнь» был поставлен для Усольцевой Екатерины с учетом ее способностей и достигнутого уровня исполнительского мастерства. Очень хорошие физические данные и эмоциональное исполнение номера принесли ей звание Лауреата в международном конкурсе «Дорогою добра» в 2020 году.
Зоя Гончарова владеет легкостью и виртуозностью исполнения элементов классического танца, благодаря своей природной гибкости и растяжке с удовольствием танцует «на пальцах». Ее сольные номера ставим с учетом ее способностей.
На протяжении 25 лет работа с одаренными детьми принесла в «копилку» коллектива множество наград и удовлетворение участникам и педагогам. Это и Ездакова Елена с номерами «Огонь души», «Аравийский напиток», и Мельченко Екатерина с номером «Эх, Катерина». Это и Богач Анастасия с номером «Эй, Пеппилотта». Интересная работа была и с Незавитиной Анастасией и Ксенофонтовой Анной в номере «Утренняя роса» и многие другие. Очень часто дети исполняют сольные композиции в массовых постановках, многие из них впоследствии позволяют нам начинать с ними работать и в индивидуальном порядке.
Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем дальше соответствующие способности.
В любом ребенке от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо наоборот – развивается. И, в связи с этим, перед родителями и взрослыми, которые окружают ребенка, встает задача не навредить, не «убить» в ребенке это творческое начало, а наоборот направить его в нужное русло. Для этого нужно всячески способствовать развитию творческих способностей – а это длинный и сложный путь.
Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей, учащихся составляет новое направление совершенствования системы образования. Развитие и воспитание одаренных и талантливых детей решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.
Количество просмотров: 3547 |
Добавить комментарий