Внимание, одарённые дети… (из опыта работы городского методического объединения педагогов дополнительного образования)

 
 

Якубовская Елена Фридриховна,

методист высшей квалификационной категории

отдела художественного творчества и эстетического воспитания

МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

 

Внимание, одарённые дети… (из опыта работы городского методического объединения педагогов дополнительного образования)

Чтобы оставаться профессионалом,

надо неустанно трудиться…

Качество дополнительного образования непосредственно связано с профессиональной компетентностью педагогов, их стремлением к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию. Городское методическое объединение – одна из форм педагогического взаимодействия, способствующего актуализации значимых педагогических проблем, создающего условия для профессионального общения и обмена лучшими педагогическими практиками.

Тематические мероприятия, организуемые в рамках объединения по вопросам выявления и развития детской одарённости, на практике позволяют:

во-первых, увидеть какими качествами обладает педагог, который успешно работает с одарёнными детьми;

во-вторых, познакомиться с детьми, которые достигают выдающихся результатов в выбранном виде деятельности и считаются одарёнными;

в-третьих, в режиме диалога обсудить педагогические средства, которые позволяют достигать значительных результатов в выявлении и развитии одарённых детей.

Педагоги, которые работают с одарёнными детьми…

На первый взгляд – это профессионал, который обладает стандартным набором необходимых качеств: педагогическое образование, отличное владение ремеслом, организованность. Но возникает вопрос, почему у одного педагога все дети – одарённые, а другого они как будто обходят стороной? Может, это какая-то загадочная сила притяжения? Или секрет в чём-то другом?..

Размышляя над этими вопросами, наблюдая за педагогами, можно привести много свидетельств того, что далеко не каждый сегодня может работать с одарёнными детьми. И опять во главе угла оказывается личность. Всё: слова, действия, нравственные установки воспринимаются и детьми, и родителями в преломлении личности педагога, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Так кто он, педагог, который работает с одарёнными детьми? Каким мы увидели его, посещая семинары, открытые занятия и мастер-классы по работе с одарёнными детьми.

Мы увидели людей с высоким творческим потенциалом, которые находятся в состоянии постоянного развития. Им свойственна уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, высокий уровень направленности на профессиональную деятельность.

Добавим к этому портрету педагогический артистизм, который выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений.

Также образ педагога дополняют мудрость и доброта, готовность работать с каждым своим учеником. Такой педагог всегда выслушает, поймёт, поддержит в трудную минуту советом и, конечно, научит не бояться собственных идей, научит замечать красоту в обычных вещах и явлениях, научит самым простым, но таким необходимым для жизни мелочам.

Педагог, который работает с одарёнными детьми, пробуждает в ребенке ученика, а потом растит из него себе друга и единомышленника, передавая свои жизненные и профессиональные ориентиры. Это тот человек, который обязательно разглядит в ребёнке его способности и, в нужный момент, даст сильный толчок к развитию и совершенствованию.

И, конечно же, стоит добавить, что он проявляет безупречное знание своего ремесла, любовь и уважение к детям, стремление занять активную позицию в коллективе своих коллег.

Любое пространство, где начинают творить эти мастера, наполняется особой энергетикой, оптимизмом, интересом и верой в свои безграничные возможности и способности своих учеников.

Рассуждая о личности педагога, нет ни капли сомнения в том, что все перечисленные качества есть и будут у каждого, кто выбрал для себя эту созидающую профессию. Надо только неустанно трудиться над развитием себя и своего профессионального мастерства.

Одарённые дети, с которыми работают педагоги…

Как же выглядят одарённые дети? На первый взгляд, они ничем не отличаются от всех остальных. Такие же мальчики и девочки, которые ходят в школу, гуляют на улице, занимаются любимыми делами. Но когда они оказываются в среде, соответствующей их интересам, мы вдруг понимаем – это одарённые дети!

Где найти одарённого ребёнка? Очень часто история нам показывает, что многие великие открытия и достижения принадлежат людям, которые вроде бы никак не проявляли себя в детстве или, наоборот, проявляли любознательность и усердие во многих областях, потом встречали на своём пути талантливых наставников, которые поддерживали их и вдохновляли. В результате дети показывали незаурядные способности именно в том виде деятельности, в которое их привёл опытный педагог.

А существует и другой вариант – дети, демонстрирующие выдающиеся способности в рисовании, в спорте, танцах, технике, вдруг теряли к этому виду деятельности интерес и не достигали никаких результатов.

Существует несколько подходов к теории одарённости: мне ближе тот, который характеризует всех детей потенциально одарёнными с рождения в разных областях жизни. И от того, как будет выстроен его образовательный маршрут, с какими людьми он встретится на своём жизненном пути, как поддержат его родители и другие взрослые, будет зависеть, станет ли он одарённым в современном понимании этого слова или нет.

Педагоги, с чьим опытом мы знакомились в рамках методического объединения, рассуждают про одарённых детей так…

Какие это дети?.. Самые обычные, которые пришли когда-то, чаще ещё совсем маленькими, вместе с родителями на занятия в творческое объединение. Всегда они отличались от остальных неподдельным интересом к делу, которым они занимаются, трудолюбием, желанием самосовершенствоваться и быть успешными.

Но ведь это же все те качества, развитие которых в числе остальных задач выделяет для себя каждый педагог, начиная работать с детьми. Значит одарённость можно развивать…

При первом знакомстве казалось, что многие дети совсем никогда не смогут достичь каких бы то не было значимых результатов. А сегодня они, по словам их наставников, не могут жить без этого дела (без хореографии, спорта, художественного творчества, вне этнокультурной среды и т.п.). Но бывает, что ребёнок не проявляет интереса к выбранному виду деятельности при всех усилиях со стороны педагога и родителей, тогда надо пробовать развивать его в других областях. Только совпадение трёх интересов родителей, ребёнка и педагога способно привести к результату.

Зачастую ребёнок, ушедший с хореографии, проявляет себя в спорте, художественном или интеллектуальном творчестве. Он одарённый, только надо понять в какой области…

Одарённые педагоги и дети, которые работают вместе…

Выявление – развитие – успех. Это те составляющие, которые должен помнить каждый педагог, начиная работать с детьми.

Большую роль в развитии одарённости играет детский коллектив, его законы и традиции. Ведь именно в коллективе развивается интерес к общему делу, здоровая конкуренция требует от детей постоянного совершенствования своих способностей, а коллективный настрой на успех вдохновляет каждого. Поэтому педагогу следует большое внимание уделять формированию полноценного детского коллектива, его здоровой психологической атмосферы, активному привлечению родителей и детей к этому процессу.

Образовательная среда, в которую попадает ребёнок, также способствует выявлению и развитию детской одарённости. Это не обязательно внешний антураж и современное материально-техническое оснащение, опыт показывает, что это, в первую очередь, пространство, где создана атмосфера творчества, где встречаются люди с общими интересами, где всё понятно, где в тебя верят, где ты бываешь успешным и счастливым.

Педагогу важно ставить актуальные и реально достигаемые цели, строить и при необходимости корректировать систему профессионального взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Надо чётко, в мельчайших подробностях представлять, чего ты хочешь достичь и потом уже тщательно подбирать средства, которые помогут это сделать. У каждого педагога они свои, кропотливо отобранные из многообразия методик и технологий, предлагаемых педагогической наукой.

Выявление способностей детей происходит в процессе развития основных навыков. У детей должна быт крепкая классическая база, на основе которой он будет дальше совершенствоваться. Некоторые, особенно начинающие педагоги, ошибочно считают, что творчество – это уход от образцов и основ. Педагоги, работающие с одарёнными детьми, уверены, что оно возможно только на крепкой академической основе. Именно она даёт уверенность детям в их силах и вдохновляет на творчество. Поэтому нельзя пренебрегать классическими методиками и подходами в обучении детей.

И уже потом целесообразно использовать всевозможные активные методики, когда знания и умения преподносятся детям «по запросу», тогда, когда возникает в них необходимость.

Работа с одарёнными детьми всегда строится в зоне ближайшего развития, т. е. задания со стороны педагога всегда на шаг труднее, чем могут выполнить дети, поэтому и возникает у детей потребность в расширении своих образовательных границ.

Постепенно это становится для учащегося привычкой, необходимостью ставить перед собой более высокую планку и стремиться достичь её. В этот момент развивается и творческий созидательный интерес, постепенно ребёнок из учащегося становится человеком, способным сделать открытие в той или иной области. Он становится творцом, изобретателем, учителем.

Таким образом, качественная организация работы с одаренными, талантливыми и высокомотивированными детьми зависит от личности педагога, его профессиональных установок и понимание важности необходимых изменений и готовности к непрерывному саморазвитию.

Это возможно, в том числе, при активизации взаимного сотрудничества и обмена опытом в рамках городского методического объединения педагогов дополнительного образования. Знакомство с лучшими педагогическими практиками – это не только получение информации о работе коллег и профессиональное обогащение, это также процесс актуализации личного опыта, это момент появления интересных педагогических идей, это новые перспективы профессионального роста. При поддержке друг друга, педагогическое сообщество города Новосибирска будет продолжать своё успешное развитие. «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим» – Константин Ушинский.

Количество просмотров: 1347  

Добавить комментарий

1. Школа профессионально роста как ключ к раскрытию творческого потенциала одаренных детей
2. Одарённые дети и шахматы
3. Особенности работы с одаренными детьми на занятиях вокала
4. От темперамента ребёнка к яркому сценическому образу
5. Работа с одарёнными детьми в студии «Живая глина»
6. Работа с одарёнными детьми в вокально-хореографическом объединении «Кураж»
7. Музыкальная одарённость детей
8. Работа с одаренными детьми в тхэквондо
9. Особенности обучения одарённых детей в хореографии
10. Развитие одарённости детей в условиях дополнительного образования
11. Развитие одаренности обучающихся на примере творческой деятельности ансамбля скрипачей «Рондо»
12. Одарённые дети в экологии
13. Работа с одаренными детьми в декоративно-прикладном творчестве
14. Каждый ребёнок одарён…
15. Внимание, одарённые дети… (из опыта работы городского методического объединения педагогов дополнительного образования)
1. Опыт работы с одаренными детьми на примере подготовки к конкурсу исследовательских проектов младших школьников «Мое первое открытие» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
2. Преемственность работы с одаренными детьми в школе и районном методическом объединении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Интеллектуальные игры по биологии как эффективная практика в развитии одаренности обучающихся ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Изобразительное искусство как средство развития детской одаренности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Профессиональная ориентация одаренных детей в мире информационных технологий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Лучшие учатся у лучших, или Наставничество в спорте ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности ВЫПУСК №106, апрель 2023
8. Занятия по декоративному рисунку как средство активизации творческой деятельности обучающихся ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Развитие способностей и особых навыков обучающихся на занятиях специальной акробатикой ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Актуальные проблемы организации ученических исследовательских проектов по обществознанию (из опыта городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5–8 классов) ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
11. Работа творческого объединения «IT для детей» в современных условиях цифрового образования Выпуск №98, декабрь 2021
12. Внеклассная работа как условие успешного развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
13. Психолог и одаренные дети: особенности работы с одаренными детьми ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
14. Выявление и развитие математической одаренности в средней школе ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
15. Российское движение школьников как средство развития одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
16. Soft skills и одарённый ребёнок ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
17. Работа с одаренными обучающимися в образовательной организации (на примере теории графа в проектной деятельности) ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
18. Работа с одаренными детьми на уроках технологии ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
19. Работа с одаренными детьми в рамках внеурочной деятельности занятий по конструированию Cuboro ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
20. Особенности процесса обучения и воспитания одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021

Страницы