Музыкальная одарённость детей
Нет детей одарённых и неодарённых, талантливых и обычных.
Одарены и талантливы все дети без исключения.
В. А. Сухомлинский
Довольно сложная и противоречивая тема для любого педагога и родителя – «одарённые дети». Нет одной определённой, единственно правильной точки зрения. Для кого-то одарённый ребенок – это редкое явление, одаренность рассматривается как дар «свыше», которым наделены единицы, избранные. Для кого-то – каждый ребенок талантлив, нужно только раскрыть его, направить в нужное русло. Приведу ряд терминов на данную тему.
Одарённость – наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека.
Талант – выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.
Способности – это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной).
Задатки – анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.
Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим миром развиваются его способности.
Чтобы разглядеть в ребёнке одарённость, не нужны особые диагностики, достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать поведение ребёнка, его речь, мысли и рассуждения. Он выделяется среди своих сверстников своей любознательностью, тянется к знаниям в той сфере, которая им больше всего интересна (это может быть любая сфера деятельности: наука, техника, спорт, музыка, танцы, живопись и т.д.). Одарённый ребёнок обладает феноменальной памятью, высокой концентрацией внимания и ранним речевым развитием. Он довольно быстро накапливает большой объём информации, интенсивно её использует, имеет большой словарный запас, поэтому без проблем может чётко и свободно излагать свои мысли.
Под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три: музыкальный слух; чувство ритма; музыкальная память.
Музыкальная одаренность включает в себя:
– наличие музыкальных способностей;
– наличие музыкальности – особая восприимчивость ребенка к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее;
– музыкальное творчество (исполнительская деятельность, композиторская деятельность, театрализация и т.д.);
– музыкальное воображение и перевоплощение;
– музыкальный интеллект;
– взаимодействие музыкальных способностей (музыкальное мышление и музыкальная фантазия, способность дифференцировать и запоминать музыку, наличие специфически тонкого слуха и т.д.).
С 2010 года я работаю педагогом дополнительного образования, провожу музыкальные занятия с дошкольниками. Каждый год в школу раннего развития поступает большое количество детей в возрасте от 4 до 7 лет. При поступлении дети проходят собеседование и прослушивание. Это небольшое испытание, которое проверяет у ребенка наличии или отсутствии музыкального слуха, чувства ритма и голоса.
Мой опыт работы с детьми и наблюдения за ними, позволяет сделать определённые выводы. Я считаю, что все дети талантливы, каждый по-своему одарён. У одного ребёнка интеллектуальные способности, у другого – творческие. У кого-то проявились рано, с рождения, а кому-то нужно развивать. Очень важно для родителей и педагогов вовремя заметить и приложить немало усилий, чтобы из природных способностей развить в ребёнке талант. Нередко дети, не отличающиеся особыми музыкальными способностями, своим трудолюбием и старанием добивались тех же высоких результатов на конкурсах разного уровня, что и яркие, музыкально одаренные дети.
Таким образом, главная задача родителей, педагогов и всех, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, – создать пространство для развития потенциала способных, одаренных, талантливых детей.
Количество просмотров: 2235 |
Добавить комментарий