Музыкальная одарённость детей

 
 

Павлова Роксана Николаевна,

педагог дополнительного образования

школы русской традиционной культуры «Ясница»,

структурного подразделения МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

 

Музыкальная одарённость детей

Нет детей одарённых и неодарённых, талантливых и обычных.

Одарены и талантливы все дети без исключения.

В. А. Сухомлинский

Довольно сложная и противоречивая тема для любого педагога и родителя – «одарённые дети». Нет одной определённой, единственно правильной точки зрения. Для кого-то одарённый ребенок – это редкое явление, одаренность рассматривается как дар «свыше», которым наделены единицы, избранные. Для кого-то – каждый ребенок талантлив, нужно только раскрыть его, направить в нужное русло. Приведу ряд терминов на данную тему.

Одарённость – наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. 

Талант – выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.

Способности – это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной).

Задатки – анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим миром развиваются его способности.

Чтобы разглядеть в ребёнке одарённость, не нужны особые диагностики, достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать поведение ребёнка, его речь, мысли и рассуждения. Он выделяется среди своих сверстников своей любознательностью, тянется к знаниям в той сфере, которая им больше всего интересна (это может быть любая сфера деятельности: наука, техника, спорт, музыка, танцы, живопись и т.д.). Одарённый ребёнок обладает феноменальной памятью, высокой концентрацией внимания и ранним речевым развитием. Он довольно быстро накапливает большой объём информации, интенсивно её использует, имеет большой словарный запас, поэтому без проблем может чётко и свободно излагать свои мысли.

Под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три: музыкальный слух; чувство ритма; музыкальная память.

Музыкальная одаренность включает в себя:

– наличие музыкальных способностей;

– наличие музыкальности – особая восприимчивость ребенка к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее;

– музыкальное творчество (исполнительская деятельность, композиторская деятельность, театрализация и т.д.);

– музыкальное воображение и перевоплощение;

– музыкальный интеллект;

– взаимодействие музыкальных способностей (музыкальное мышление и музыкальная фантазия, способность дифференцировать и запоминать музыку, наличие специфически тонкого слуха и т.д.).

С 2010 года я работаю педагогом дополнительного образования, провожу музыкальные занятия с дошкольниками. Каждый год в школу раннего развития поступает большое количество детей в возрасте от 4 до 7 лет. При поступлении дети проходят собеседование и прослушивание. Это небольшое испытание, которое проверяет у ребенка наличии или отсутствии музыкального слуха, чувства ритма и голоса.

Мой опыт работы с детьми и наблюдения за ними, позволяет сделать определённые выводы. Я считаю, что все дети талантливы, каждый по-своему одарён. У одного ребёнка интеллектуальные способности, у другого – творческие. У кого-то проявились рано, с рождения, а кому-то нужно развивать. Очень важно для родителей и педагогов вовремя заметить и приложить немало усилий, чтобы из природных способностей развить в ребёнке талант. Нередко дети, не отличающиеся особыми музыкальными способностями, своим трудолюбием и старанием добивались тех же высоких результатов на конкурсах разного уровня, что и яркие, музыкально одаренные дети.

Таким образом, главная задача родителей, педагогов и всех, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, – создать пространство для развития потенциала способных, одаренных, талантливых детей.

Количество просмотров: 2236  

Добавить комментарий

1. Школа профессионально роста как ключ к раскрытию творческого потенциала одаренных детей
2. Одарённые дети и шахматы
3. Особенности работы с одаренными детьми на занятиях вокала
4. От темперамента ребёнка к яркому сценическому образу
5. Работа с одарёнными детьми в студии «Живая глина»
6. Работа с одарёнными детьми в вокально-хореографическом объединении «Кураж»
7. Музыкальная одарённость детей
8. Работа с одаренными детьми в тхэквондо
9. Особенности обучения одарённых детей в хореографии
10. Развитие одарённости детей в условиях дополнительного образования
11. Развитие одаренности обучающихся на примере творческой деятельности ансамбля скрипачей «Рондо»
12. Одарённые дети в экологии
13. Работа с одаренными детьми в декоративно-прикладном творчестве
14. Каждый ребёнок одарён…
15. Внимание, одарённые дети… (из опыта работы городского методического объединения педагогов дополнительного образования)
1. Опыт работы с одаренными детьми на примере подготовки к конкурсу исследовательских проектов младших школьников «Мое первое открытие» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
2. Преемственность работы с одаренными детьми в школе и районном методическом объединении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Интеллектуальные игры по биологии как эффективная практика в развитии одаренности обучающихся ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Изобразительное искусство как средство развития детской одаренности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Профессиональная ориентация одаренных детей в мире информационных технологий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Лучшие учатся у лучших, или Наставничество в спорте ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности ВЫПУСК №106, апрель 2023
8. Занятия по декоративному рисунку как средство активизации творческой деятельности обучающихся ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Развитие способностей и особых навыков обучающихся на занятиях специальной акробатикой ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Актуальные проблемы организации ученических исследовательских проектов по обществознанию (из опыта городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5–8 классов) ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
11. Работа творческого объединения «IT для детей» в современных условиях цифрового образования Выпуск №98, декабрь 2021
12. Внеклассная работа как условие успешного развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
13. Психолог и одаренные дети: особенности работы с одаренными детьми ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
14. Выявление и развитие математической одаренности в средней школе ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
15. Российское движение школьников как средство развития одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
16. Soft skills и одарённый ребёнок ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
17. Работа с одаренными обучающимися в образовательной организации (на примере теории графа в проектной деятельности) ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
18. Работа с одаренными детьми на уроках технологии ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
19. Работа с одаренными детьми в рамках внеурочной деятельности занятий по конструированию Cuboro ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
20. Особенности процесса обучения и воспитания одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021

Страницы