Особенности работы с одаренными детьми на занятиях вокала
Под одаренностью понимают наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Свою работу по выявлению и развитию талантливых детей начинаю с первого года обучения. На занятиях по вокалу при выполнении разных видов деятельности (пение, слушание и восприятие музыки, пластическое интонирование, игры-драматизации, ритмические упражнения) формируется комплекс способностей. Творческая активность воспитанников проявляется через создание благоприятной среды, а также воспитание культуры поведения, направленное на развитие эстетического и художественного вкуса.
Общую характеристику индивидуальных проявлений одарённости можно составить после наблюдений за ребёнком в естественных условиях на занятиях по вокалу, а затем на занятиях хора. Хоровое и сольное пение является эффективным средством воспитания не только музыкального вкуса, но также и инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Песня учит вникать в актуальные современные проблемы, общечеловеческие темы, учит думать и размышлять, что особенно необходимо в период становления личности.
В каждом своем воспитаннике вижу личность со своей индивидуальностью, своим характером, своим внутренним миром, со своими амбициями. Регулярно отслеживаю и веду учёт проявившихся способностей ребёнка. Это важно делать не только для его развития, но и для того, чтобы направить дарование в соответствующее русло, увидеть сравнительный результат.
Я работаю педагогом народного вокала в системе дополнительного образования с детьми от 7-18 лет. Постепенно я поняла, что одаренность учащегося состоит из некоторых компонентов, которые позволяют выявить степень одаренности достаточно быстро:
– наличие хорошего музыкального слуха;
– наличие красивого певческого голоса, то есть уникального тембра: это может быть звонкий, как колокольчик, а может быть мягкий, обволакивающий тембр. Уже в младшем школьном возрасте можно услышать неповторимую красоту певческого голоса, который будет расти, ведь голос растет до тридцати пяти лет;
– наличие хорошей памяти;
– наличие трудолюбия, выносливости, упорства.
Проблема своевременного распознавания и дальнейшего развития одаренности ребенка – вот что актуально на сегодняшний день для каждого педагога, который хочет воспитать достойных учеников.
Задача педагога – выстроить свою педагогическую деятельность, создав условия, при которых любой ребенок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар, то есть одаренность.
У одаренных детей не все бывает идеально. Несмотря на великолепные вокальные данные, бывают проблемы с музыкальным слухом. Когда мы работаем над разучиванием произведения, приходится много раз петь мелодию с названиями нот. Иногда я прошу ребенка сыграть мелодию на фортепиано и спеть ее. Особенно это полезно, когда в мелодии встречаются трудные ходы, скачки и т.д. Конечно, для развития и совершенствования слуха детям необходимо посещать занятия сольфеджио и, как правило, большинство моих учащихся занимаются в классе фортепиано.
Самое главное в обучении с ребенком – не навредить, относиться к голосовому аппарату очень бережно, ведь голосовой аппарат – очень хрупкий!
Подход к выбору репертуара в работе с одаренным ребенком очень индивидуален. Постепенно он становится намного сложнее, чем у детей с обычными музыкальными данными. Работа над каждым жанром с одаренным ребенком становится крайне интересной, так как параллельно с систематической работой по постановке голоса и певческого дыхания также идёт работа над пластикой, артистичностью, образностью, эмоциональностью, выразительностью исполнения произведений.
Творческая атмосфера на занятиях, репетициях, создание ситуации успеха позволяют ребенку по-настоящему передать свои чувства и переживания, постичь тайны вокального искусства, для этого я стараюсь проводить занятия живо и увлекательно. Большое внимание я уделяю воспитанию в детях волевых качеств, высокой нравственной позиции, музыкального вкуса, воспитанию певческой культуры, культуры поведения на сцене – умению быть настоящими артистами.
Вся работа с одаренными детьми всегда проходит в тесном контакте с их родителями. Высоких результатов можно достичь в том случае, когда педагог, ребёнок и родители работают в единой команде.
Одаренные дети часто добиваются высоких результатов, а когда у ребенка что-либо не получается, наступает разочарование, которое выражается в ощущении собственного несовершенства. Такие дети не умеют переживать неудачу, потому что во всех своих предыдущих начинаниях были на высоте. Родителям надо постараться с раннего возраста оградить детей от таких переживаний, но в разумных пределах, приучая их к занятиям, где они показывают не самые блестящие результаты. Неудачу нужно принимать не как повод для отчаяния и самоунижения, а как возможность для переоценки и адаптации. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
Увидеть успехи своего ученика в качестве артиста или педагога, продолжателя нашего дела – самая высшая награда для педагога.
Список используемой литературы
1. Лейтес М.С. Бывают выдающиеся дети // Семья и школа, №3, 1990.
2. Панкова О., Гвоздева О. Воспитание музыкального мышления одаренных детей. – Новосибирск, 1994.
3. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010.
4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. Т.1. − М.: Педагогика, 1985.
Количество просмотров: 2269 |
Добавить комментарий