Интернет-технологии в работе специалистов ДОУ с родителями детей с ОВЗ

 
 

Полухина Елена Николаевна,

заведующий МАДОУ д/с № 439 г. Новосибирска

 

Интернет-технологии в работе специалистов ДОУ с родителями детей с ОВЗ

В настоящее время для педагогов уже становится привычным термин «инклюзивное образование». Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», «…инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». По сути, инклюзивное образование означает обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной природе.

Практической значимостью исследования возможностей интернет-технологий в работе с родителями детей с ОВЗ является то, что педагог получает в руки информацию о новейших средствах реализации своей деятельности, а это, в свою очередь, повышает результативность работы специалиста, а также это может быть использовано в практике других педагогов в детских дошкольных учреждениях.

Наша цель: сделать интересный опыт обучения родителей коррекционным приемам через технические средства коммуникации достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным и «занятым» родителям захотелось принять участие в жизни своего ребенка. Важно показать родителям: мы видим своеобразие каждого ребенка, мы понимаем и принимаем занятость и загруженность работающих родителей, поэтому учитываем все эти особенности в нашей совместной деятельности.

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной и продуктивной, если в ней не задействована и не заинтересована семья.

В современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Психолого-педагогическую информацию родители могут получать из разнообразных источников. Наиболее популярны среди них интернет, теле- и радиопередачи, научно-популярная литература. Это обусловлено, прежде всего, их доступностью, информативностью, наглядностью. Но их недостатком является отсутствие возможности учесть уникальность семьи, ребенка, непосредственно ответить на вопрос каждого родителя. Более компетентными в этом оказываются специалисты дошкольных образовательных учреждений. Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребенка, получить "обратную связь" от родителей.

Взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности педагога. Важно так построить сообщения (консультации), чтобы они привлекали родителей к обсуждению проблем, развивали дух продуктивного сотрудничества. Родители очень часто сами отстраняются от коррекционной работы, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам всестороннего развития ребёнка.

Специфику работы специалистов ДОУ с родителями детей с ОВЗ путем использования интернет-технологий определяет потребность специалиста в активном привлечении к коррекционно-развивающей работе. Визуальные рекомендации родителям по организации домашней работы (приемы и средства) с детьми необходимы для того, чтобы как можно нагляднее и точнее передать все особенности развивающей и коррекционной работы.

Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями, каждый педагог может самостоятельно выбирать проблемы, интересующие родителей, и освещать их в удобной форме.

При работе с детьми с ОВЗ необходима постоянная обратная связь с родителями. Полноценно реализовать такие контакты раньше не представлялось возможным. Интерактивные технологии позволяют это сделать. При необходимости учитель-логопед или педагог-психолог может ежедневно консультировать родителей при помощи скайпа или доступных социальных сетей. В начале учебного года педагог раздает родителям памятки, где написаны номер мобильного телефона, адрес электронной почты, адрес блога. Любой родитель может задать интересующий его вопрос педагогу и оперативно получить на него ответ. Таким образом, любой педагог может общаться с родителями, обсуждать с ними различные проблемы, оповещать о предстоящих мероприятиях. Внедрение современных компьютерных технологий в дошкольную коррекционную практику позволяет сделать просветительскую работу педагога более продуктивной и эффективной. Связь с родителями может осуществляться при помощи интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты. Интернет шагает по планете, и специалисты ДОУ могут найти маленькое, удобное пространство в его среде для своих образовательных потребностей.

Блог – это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Блог –площадка в интернете для совместного сотрудничества. Использование блога в работе специалиста ДОУ помогает создать среду сетевого общения с родителями, коллегами. Личный блог в работе педагога ДОУ помогает сопровождать родителей в области коррекционного просвещения.

Размещение ссылок, фото, видео дает специалисту возможность создать электронное портфолио. В блоге родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания для детей, нуждающихся в постоянной коррекционной помощи. Родители становятся соучастниками процесса воспитания и обучения детей. Каждый родитель может воспользоваться разработанными материалами блога, задать вопрос специалисту и получить ответ. В блоге можно размещать различные развивающие игры для детей дошкольного возраста. Блог может пополняться каждый день, расширяться и обогащаться. Блог является эффективным информационным пространством для организации дистанционной поддержки родителей.

При помощи электронной почты педагог может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, тренинги, очные консультации. Кроме того, логопед может отправлять воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать образовательную деятельность ДОУ. Таким образом, родители также становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.

Также педагог ДОУ имеет возможность создать свой сайт, сайт – это определенное место в интернете, где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки мира.

При помощи сайта родители имеют возможность получать информацию о дошкольных мероприятиях, осуществляемых участниками образовательного процесса, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалиста.

Стоит отметить, что немало педагогов ДОУ используют в работе с родителями детей с ОВЗ скайп. Скайп – это еще одна удобная и, пожалуй, самая популярная в мире программа для общения через интернет. Такая взаимосвязь учителя-логопеда с родителями подойдет тем, кто в силу тех или иных причин не может регулярно встречаться со специалистом для обсуждения вопросов в работе с ребенком. Консультирование с помощью скайпа продуктивнее письменных советов. Специалист может наглядно показать все тонкости и особенности многих коррекционных приёмов.

Проанализировав работу педагогов ДОУ с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо отметить плюсы такого сотрудничества как для педагога, так и для родителей детей с ОВЗ:

– Удобство.

– Доступность.

– Экономия времени.

– Конфиденциальность.

В ходе более детального исследования возможностей технических средств коммуникации мы пришли к следующему заключению: применение интернет-технологий – это эффективный и интересный для всех участников коррекционного процесса способ взаимодействия с целью решения актуальных проблем. В результате планомерной работы в соответствии с принципами и походами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в рамках системы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях коррекционно-развивающего пространства средствами интернет-технологий мы добиваемся создания благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребенка. Интересные формы взаимодействия позволили вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, сделать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей. Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс значительно повышает его эффективность. Итог такой работы: формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка, появляется интерес родителей к работе ДОУ, повышается компетентность родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах, возрастает интерес к мероприятиям, проводимым в ДОУ.

Количество просмотров: 3736  

Добавить комментарий

1. Формирование валеологической компетентности у дошкольников с нарушениями зрения средствами проектной деятельности
2. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в режимных моментах
3. Использование на уроках трудового обучения нетрадиционных декоративно-прикладных техник (глинотерапия) как эффективного способа развития творческого потенциала обучающихся с умственной отсталостью
4. Формирование культуры правильного питания и привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на примере проекта «Полезная еда»
5. Интернет-технологии в работе специалистов ДОУ с родителями детей с ОВЗ
6. Влияние эмоций на развитие ребенка дошкольного возраста
7. Интегрированный подход в обучении детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО
8. Музыкально-коррекционная деятельность как способ социальной адаптации детей со статусом ОВЗ
9. Коррекционная работа с мячом на логопедических занятиях в ДОУ с детьми ОВЗ
1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы