Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в режимных моментах

 
 

Середкина Любовь Владимировна,

инструктор по физической культуре

МКДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» г. Новосибирска

 

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в режимных моментах

Здоровье – не все, но без здоровья – ничто.

Сократ

В течение длительного времени я работаю над проблемой профилактики и коррекции плоскостопия. А всё потому, что плоскостопие – болезнь серьёзная, и именно из-за несерьёзного к ней отношения мы подвергаем риску своё здоровье. Современные городские дети очень мало двигаются: большую часть времени играют сидя, часами сидят перед телевизором, прогулки ограничивают, особенно в зимнее время. И как результат – общее ослабление организма, недостаточное развитие кровеносной и дыхательной систем, нервное истощение, деформация скелета. Нижние конечности «строятся» в течение 10-12 лет, особенно интенсивно в 3-4 года. А в связи с тем, что ребёнок мало ходит, не бегает, не прыгает, не лазает, его мышцы не тренируются, плохо снабжаются кровью (плохо питаются), поэтому становятся слабыми, дряблыми и даже подвергаются атрофии. Малыш растёт, прибавляет в весе, и, следовательно, нагрузка на стопы всё время увеличивается. В случае ослабления мышц, связки, соединяющие кости, не выдерживают тяжести тела – растягиваются, а стопы сплющиваются. Это подтверждается частым появлением плоскостопия как у детей, так и у взрослых.

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия (к примеру: переохлаждение) приводят к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы. Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Как известно, самый значительный фактор, определяющий здоровье человека – образ жизни. Образ жизни формируется в семье, однако образовательное учреждение тоже играет в этом огромную роль. Итак, сильные, хорошо развитые мышцы играют решающую роль в профилактике плоскостопия. Но что можно сделать в этом плане в условиях ДОУ? Не так уж и мало, как может показаться.

В ДОУ создана физкультурно-оздоровительная среда, которая обеспечивает оптимальный двигательный режим, что предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы. Это ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастические лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, специальные тренажеры, массажные ролики, балансировочные подушки.

Когда ребёнок приходит в детский сад, то его утро начинается с утренней гимнастики, она проходит в музыкальном зале, а летом на свежем воздухе. Включаю упражнения на формирование и укрепление мышц и сводов стопы. Это ходьба на пятках, на носках, на внешней стороне стопы, ходьба перекатом с пятки на носок.

В первой половине дня проводятся малые формы физической активности в виде физкультминуток, физкультпауз. Эти формы не предъявляют высоких требований к координации движений, не дают большой физической нагрузки на весь организм. Однако они заметно нагружают мышцы стопы и голени, мелкие мышцы работают в изометрическом режиме, в разных комбинациях, что способствует формированию их силовой выносливости, координации движений. Упражнения предусматривают движения малой амплитуды. Их можно выполнять как сидя, так и стоя. Например, из исходного положения сидя попеременные удары носками и пятками в пол. Катание подошвами круглого мяча. Собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу, поднимание мелких предметов пальцами ног.

Укреплению мышц стопы и голени и формированию сводов стопы способствуют упражнения в лазании по гимнастической лесенке, ходьбе по канату, в связи с чем я применяю эти упражнения в процессе занятий по физической культуре. Так же применяю упражнения на формирование толчковой функции стопы и связанные с прыжками в различных направлениях на заданную длину, высоту. Это прыжки через верёвочку (из обруча в обруч), подпрыгивания на правой и левой ногах. Но нужно к ним подходить внимательно, потому что детям с тяжёлой формой плоскостопия прыгать и спрыгивать даже с небольшой высоты вредно. Но прыгать со скакалкой могут все.

В самостоятельной двигательной деятельности дети очень любят выполнять комплекс упражнений «Укрощение мяча», который предназначен, прежде всего, для улучшения равновесия и координации движений, формирования балансировочной, рессорной и толчковой функции стоп. Параллельно решается задача повышения силовой выносливости мышц стоп и координации осанки. Упражнения выполняются из исходного положения стоя на одной ноге, стопа другой (согнутой) ноги на мяче (можно использовать дополнительную опору о стенку, спинку стула):

1) Перекаты мяча вперёд-назад, в сторону, по кругу стопой согнутой ноги. По возможности контактировать с мячом всей поверхностью стопы. Повторить, сменив опорную ногу. Это упражнение направлено на формирование равновесия, координацию движений, увеличение движений в суставах стопы, которая скульптурно охватывает мяч.

2) Стоя на двух ногах, мяч зажат между колен, руки в стороны. Ходьба на носках с удерживанием мяча между ногами. Это упражнение на формирование координации движений, равновесия, повышение силовой выносливости мышц стоп, фиксаторов голеностопного сустава.

Занятия лечебной физкультурой проводятся 2 раза в неделю по 20-30 минут в зависимости от возраста. В ходе занятия даются упражнения на разогревание конечностей в чередовании с другими упражнениями, используются элементы дыхательной, зрительной, пальчиковой гимнастики, упражнения для формирования правильной осанки. Они используются как отвлекающие моменты для отдыха мышц голеней, стопы. В состав такой гимнастики входят такие простые упражнения, как ходьба на пятках, на носках, на внешних сторонах стопы, прыжки на месте, поднимание пяток (при этом пальцы ног остаются на месте), ползающие движения стопой с помощью пальцев ног взад-вперед. Дети прокатывают стопой гимнастические палки диаметром 2-3 см или теннисные мячики, поднимают мелкие предметы с пола при помощи пальцев ног и карабкаются по гимнастической лестнице. Все это хорошо развивает мышцы стоп, улучшает их кровоснабжение.

Во время лечебной гимнастики мы используем как традиционное, так и нетрадиционное оборудование: различные палочки, ребристые карандаши, шарики от конструктора, платочки, ленточки, колечки, мячи различной величины, пуговицы, мешочки с песком, пробки, веревки, косички, ведра из-под майонеза, «султанчики», целлофановые мешочки, шишки, камешки, крупы (горох, гречка), палки гимнастические, обручи, счетные палочки, маленькие мячи и т.д. Во время занятий я создаю наклонные поверхности путём постановки одного края гимнастической скамейки на рейку гимнастической стенки.

В своей работе я сочетаю занятия специальной гимнастикой с самомассажем стоп. Самомассаж может быть использован в заключительной части занятия как самостоятельная малая форма физической активности. Его продолжительность составляет от 2 до 5 минут. Упражнения выполняются из исходного положения сидя и стоя. Продольное растирание стоп с продвижением их вперёд и назад вдоль коврика одновременно и поочерёдно. Разведение и сведение пяток (стоя на коврике). Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием выполняют комплекс самомассажа стоп с использованием массажного коврика или массажного ролика. Я использую резиновые изделия, так как они имеют преимущества, они более мягко воздействуют на ткани ребёнка. В конце занятия даю оздоровительно-коррекционную игру «тише едешь – дальше будешь» и провожу ходьбу по оздоровительным дорожкам.

Гимнастика показывает лучшие результаты, когда мы ее сочетаем с водными процедурами. К примеру, плавание является хорошим средством стимулирования не только тонуса скелетных мышц организма, но и закаливания.

В течение дня включаются упражнения в ходьбе по узкой дорожке, бревну. Также узкой дорожкой может служить любая ограниченная поверхность: половица, кайма ковра, рисунок паркета или линолеума, скамья песочница и т.д. Эти упражнения предназначены, прежде всего, для улучшения равновесия и координации движений, формирования балансировочной, рессорной и толчковой функции стоп. В зависимости от возраста ребёнка включаются упражнения с закрытыми глазами и стояние на одной ноге.

В тёплое время года у нас на групповых участках оборудуются песчаные, грунтовые и дерновые дорожки, где дети ходят босиком, сочетая тем самым закаливание с тренировкой мускулатуры голеней и стоп. Во вторую половину дня проводится бодрящая гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, способствующих пробуждению организма после сна, а также созданию положительного настроения, в которую входит «Дорожка здоровья». Она проводится с целью закаливания и профилактики плоскостопия и включает в себя разнообразные виды ходьбы.

Как вы видите, все представленные упражнения и игры для профилактики плоскостопия выполняются детьми и на физкультурных занятиях, и в самостоятельной двигательной деятельности и проводятся как в зале, так и в групповой комнате, на улице и бассейне. Эти занятия очень интересны детям, а главное – полезны. Дети счастливы, родители довольны.

Количество просмотров: 4005  

Добавить комментарий

1. Формирование валеологической компетентности у дошкольников с нарушениями зрения средствами проектной деятельности
2. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в режимных моментах
3. Использование на уроках трудового обучения нетрадиционных декоративно-прикладных техник (глинотерапия) как эффективного способа развития творческого потенциала обучающихся с умственной отсталостью
4. Формирование культуры правильного питания и привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на примере проекта «Полезная еда»
5. Интернет-технологии в работе специалистов ДОУ с родителями детей с ОВЗ
6. Влияние эмоций на развитие ребенка дошкольного возраста
7. Интегрированный подход в обучении детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО
8. Музыкально-коррекционная деятельность как способ социальной адаптации детей со статусом ОВЗ
9. Коррекционная работа с мячом на логопедических занятиях в ДОУ с детьми ОВЗ
1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы