Использование на уроках трудового обучения нетрадиционных декоративно-прикладных техник (глинотерапия) как эффективного способа развития творческого потенциала обучающихся с умственной отсталостью

 
 

Тулина Наталья Васильевна,

учитель трудового обучения

первой квалификационной категории

МКОУ С(К)Ш № 31 г. Новосибирска

 

Использование на уроках трудового обучения нетрадиционных декоративно-прикладных техник (глинотерапия) как эффективного способа развития творческого потенциала обучающихся с умственной отсталостью

С сентября 2019 года у нашей образовательной организации появилась возможность освоить ещё одно интереснейшее направление декоративно-прикладной деятельности – глинотерапию. В 2019 году С(К)Ш № 31 стала участником проекта Новосибирской Городской общественной организации молодежи «Молодежный проект» – «Вылепи себя сам».

Для реализации проекта в школе был выделен и отремонтирован отдельный кабинет «Гончарная мастерская». Школа была обеспечена всем необходимым оборудованием для функционирования гончарной мастерской: печь для обжига, гончарный круг, сушильный шкаф, глина, глазури, рабочие материалы, педагоги прошли обучение и получили кураторскую методическую помощь.

Для того чтобы специальные образовательные условия в виде кабинета «Гончарная мастерская» эффективно работали на развитие обучающихся, мною разработан проект «Формирование сенсорного опыта средствами арт-терапии на уроках гончарного дела у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», благодаря которому появилась возможность в коррекционно-развивающей работе реализовать новый подход к развитию творческих способностей детей с умственной отсталостью на основе продуктивной деятельности через занятия лепкой из глины, в чем собственно и состоит новизна данной деятельности.

Глинотерапия является одним из нечасто встречающихся видов арт-терапии. Считается, что глина была одним из первых материалов, освоенных человеком. Благодаря способности легко принимать и удерживать заданную форму она использовалась в быту и культуре разных народов, отражая традиции своего времени.

Глина относится к материалам, которые рекомендованы в программах специальных (коррекционных) школ по ручному труду и изобразительной деятельности. Практическая значимость использования нетрадиционной технологии глинотерапии в образовательной организации, бесспорно, очень велика. Ученые-практики считают, что глина должна быть основным материалом для обучения детей лепке прежде всего потому, что она пластична, однотонна, красива как материал и дает ребенку возможность понять целостность формы предметов.

Пластические свойства глины помогают ребенку выражать те внутренние переживания, конфликты, которые он не может осознать и с которыми не может справиться самостоятельно.

С 1 сентября 2019 года в С(К)Ш № 31 была организована работа по новому направлению профессионально-трудовой подготовки «Гончарное дело» для обучающихся 10 класса с выраженными интеллектуальными нарушениями, также была разработана программа внеурочной деятельности «Гончарный круг» для обучающихся 4 класса с легкой умственной отсталостью.

В 2020-2021 учебном году данная работа активно продолжилась: профессионально-трудовая подготовка «Гончарное дело» была организована уже для обучающихся 6-7-х классов с легкой умственной отсталостью, внеурочная деятельность «Гончарный круг» для обучающихся 5-9-х классов с легкой умственной отсталостью и для обучающихся 4-класса с выраженными интеллектуальными нарушениями. Охват обучающихся расширился, благодаря заинтересованности новым направлением профессионально-трудовой подготовки всех участников образовательного процесса: это интерес педагогов, детей и родителей. Включение обучающихся с разным уровнем интеллектуальных нарушений говорит об универсальности данного вида деятельности. Идея глинотерапии – это одно из интереснейших и эффективных направлений коррекционно-развивающей работы, благодаря которой дети с разной степенью интеллектуальных нарушений научаются свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами, выполнять задания самостоятельно, проявлять свои творческие способности, развивать воображение, художественные навыки, эстетический вкус.

Перед началом работы с каждым обучающимся проводится диагностика, в ходе которой определяется уровень сформированности прикладных навыков. На основе полученных результатов для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который предусматривает создание условий для обучения в персональном темпе, выбор наиболее эффективных методов, способов и форм ведения образовательной деятельности с учетом заявленных целевых ориентиров. Опираясь на особенности, возможности и индивидуальные потребности каждого ребенка прописывается индивидуальный план работы: для одного ребенка достаточно словесного объяснения, для другого приемлема работа по показу, а третий вообще работает только по карточкам, где изображен алгоритм действий и показана пошаговая последовательность действий.

Развитие творчества детей зависит еще от того, насколько они владеют техникой лепки. И этому уделяется большое внимание. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, т.к. есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов или удаления лишнего. Ребенок может несколько раз переделывать свою работу, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации. Лепка, как деятельность, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, сопоставлять части между собой и со всей фигурой в целом, определять размеры.

Занятия в гончарной мастерской позволяют сделать амплитуду творческой деятельности детей практически беспредельной. Если ребенок на занятии «не настроен» лепить, он может заняться живописью (расписывать черепок), если он не активен в живописи – может отливать или заниматься плетением. В этом и заключается индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Не каждый ребенок данной категории может самостоятельно или даже при помощи взрослого выполнить работу. Но он в силах проделать элементарные операции (размять глину, раскатать, нанести эмаль и т.д.) и при этом стать полноценным соавтором и участником коллективной работы, почувствовать свою значимость.

При проведении арт-терапевтических занятий с использованием глины задача обучения навыкам работы с материалом и инструментами не ставится. Значимым является не столько результат, сколько сам процесс гармонизации эмоционального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Терапия посредством глины позволяет снять мышечные зажимы, снизить тревожность, выплеснуть эмоции, побороть страх и т.д.

С(К)Ш № 31 стремится налаживать активное взаимодействие «Семья-Ребенок-Школа». Работа в гончарной мастерской не является исключением. К работе привлекаются родители учащихся. Считаю, что такое сотрудничество играет большую роль в самоутверждении обучающихся, развитии их мотивации и формировании специальных навыков.

Преподавание гончарного дела в школе строится на единстве урочной и внеурочной деятельности школьников. Продолжением урочной деятельности является хорошо продуманная внеурочная работа по предмету. Она заключается в подготовке учащихся к различным творческим конкурсам, в проведении внеклассных мероприятий, которые способствуют совершенствованию и углублению знаний учащихся. Очень часто работы, выполненные на моих занятиях, передаются другому педагогу для дальнейшей доработки (раскрашивания и оформления).

Результат непосредственно прикладной деятельности обучающихся – это выставки детских работ как на уровне ОО, так и на уровне городских и областных площадок и, как следствие, повышение мотивации на дальнейшую работу. Обучающиеся ежегодно принимают участие в Межрегиональном детском творческом конкурсе и конкурсе выставочных работ по декоративно-прикладному и изобразительному искусству «Родники культуры», где занимают призовые места.

Учащиеся показывают положительные результаты освоения прикладных навыков. В октябре 2020 г. приняли участие с коллективной работой «Осенний фонтан на Снегирях» в открытом районном конкурсе детского творчества «Снегирь Вернисаж», став лауреатами II степени. Обучающиеся ежегодно принимают активное участие в Региональном чемпионате «Абилимпикс» Новосибирской области в номинации «Гончарное дело», где получают призовые места.

Успешность нашей работы подтверждается положительными отзывами детей, педагогов и родителей, а также признанием среди педагогического сообщества. В частности, мы стали лауреатами городского конкурса проектов «Инновации в образовании» в 2020 году в номинации «Индивидуальные образовательные траектории» с проектом «Формирование сенсорного опыта средствами арт-терапии на уроках гончарного дела у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Итоги нашей деятельности в развитии данного направления рассматриваем с позиции ученика, педагога и родителей как активных участников образовательного процесса. Считаем, что наиболее важным с позиции ученика является раскрытие у обучающегося индивидуальных творческих способностей; с позиции педагога – установление плотных партнерских отношений «Родитель+Ученик+Педагог»; а с позиции родителей – повышение родительской активности в школьной жизни.

Перечень источников

1. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М., 2005.

2. Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 2017.

3. Кейер Е.А. Работа с глиной как метод лечебно-педагогической коррекции// Особый ребенок. – 1998.

4. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – СПб., 2007.

5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб., 2006.

6. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб., 2002.

7. Лаврентьева Т.Е., Караневская О.В. Обучение основам ремесла и развитие общения на занятиях в керамической мастерской. – М., 2009.

8. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. – М., 1990.

9. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М., 2000.

10. Поверин А. Гончарное дело. – М., 2007.

11. Некрасова-Каратеева О.Л. Учимся Лепить. – М., 2012.

Количество просмотров: 3996  

Добавить комментарий

1. Формирование валеологической компетентности у дошкольников с нарушениями зрения средствами проектной деятельности
2. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в режимных моментах
3. Использование на уроках трудового обучения нетрадиционных декоративно-прикладных техник (глинотерапия) как эффективного способа развития творческого потенциала обучающихся с умственной отсталостью
4. Формирование культуры правильного питания и привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на примере проекта «Полезная еда»
5. Интернет-технологии в работе специалистов ДОУ с родителями детей с ОВЗ
6. Влияние эмоций на развитие ребенка дошкольного возраста
7. Интегрированный подход в обучении детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО
8. Музыкально-коррекционная деятельность как способ социальной адаптации детей со статусом ОВЗ
9. Коррекционная работа с мячом на логопедических занятиях в ДОУ с детьми ОВЗ
1. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы