Опыт работы по здоровьесбережению через проектно-исследовательскую деятельность «Открытие тайны запаха» с детьми комбинированной группы

 
 

Вяткина Ольга Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 238 комбинированного вида» г. Новосибирска

 
 
 

Давыдова Юлия Владимировна,

учитель-дефектолог МКДОУ «Детский сад № 238

комбинированного вида» г. Новосибирска

 

Опыт работы по здоровьесбережению через проектно-исследовательскую деятельность «Открытие тайны запаха» с детьми комбинированной группы

Познавательные действия экспериментального характера являются одним из живых и естественных проявлений детской психики, которые выражаются в потребности исследовать окружающий мир, чувствовать себя первооткрывателем. В образовательном процессе познавательно-исследовательская деятельность закрепляет умение использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий. Следуя современным требованиям к организации образовательной деятельности, мы акцентируем внимание на исследовании детьми объектов окружающего мира. Это происходит в ходе непосредственного восприятия различных объектов и явлений окружающего мира. Ежедневно мы сталкиваемся с разнообразным миром запахов природы, рукотворного и социума. Они окружают нас повсюду, доставляя приятные и не очень приятные ощущения, предупреждают, напоминают и влияют на наш организм.

Через систему обоняния мы воздействуем на различные органы и системы. Кроме того, сенсорные притоки (звуки, запахи, тактильные ощущения) крайне важны для энергетического потенциала мозга. Отсутствие в окружающей среде ароматических веществ или снижение чувствительности обонятельных рецепторов становится причиной болезни наших детей, усталости от большого потока информации культурной среды.

Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает формирование мотивации на ценностное отношение к собственному здоровью. Без знаний своего организма и ценностей здоровья нельзя вырастить ребенка здоровым и активным. В рамках работы нашей группы по здоровьесбережению мы взяли направление «Ароматерапия». Но мы даже не подозревали, что простые запахи могут помочь ребенку расслабиться, восстановить силы и поднять жизнерадостный дух, а самое главное – предупредить болезни. В связи с этим все участники образовательного процесса решили раскрыть тайну запаха в ходе проектно-исследовательской деятельности, которая реализовывалась в период с 2018 по 2020 годы.

Целью проектно-исследовательской деятельности стало создание условий для формирования исследовательской и творческой активности в открытии тайны запаха, формирование ценностного отношения к своему здоровью.

На подготовительном этапе мы использовали модель трех вопросов. Совместно с детьми определили возможные источники информации.

Что знаем?

Что хотим знать?

Как можно найти ответ?

– Цветы, апельсин и мыло пахнут вкусно.

– Ложка без запаха.

– Бензин пахнет неприятно.

– Есть вкусные запахи, которые обожаем.

– Есть вонючие, даже нос затыкаем.

– Мы вдыхаем запахи носом.

– Откуда появляется запах?

– Можно ли поймать запах?

– Какие есть запахи?

– Какие приятные и неприятные запахи?

– С чем связаны запахи?

– Что делать с запахами?

– Могут ли запахи лечить?

– Спросить у взрослых.

– Посмотреть в энциклопедии.

– Прочитать в книгах.

– Посмотреть видеофильмы.

– Найти в компьютере.

– Экскурсия с родителями в парфюмерный магазин, ароматический салон.

На основе интереса и желания детей узнать новое о запахах мы спланировали содержательные направления, темы и возможные проекты в зависимости от реальных возможностей воспитанников. Предусматривалось решение задач направлений в совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

1. «Запахи нас окружают»

Цель: дать представление об обонянии, как органе чувств восприятия, познакомить с запахом и его свойствами, расширить представление о запахах окружающего мира.

В данном направлении была проведена активная художественно-творческая деятельность по возможным проектам: моделирование с газообразными маленькими человечками – ТРИЗ «Это запах», создание модели «Строение органа обоняния» и трафаретов из корок апельсина, грейпфрута. Организовано экспериментирование с дрожжами «Запах растворяется в воздухе».

2. «Приятные и неприятные запахи»

Цель: дать представление о первичном запахе и дополнительном, расширить знания о запахе приятном и неприятном.

Поисково-исследовательская деятельность включала опыты с фруктами и овощами, хлебобулочными изделиями, с кулинарными и кондитерскими приправами, парфюмом и естественными природными запахами цветов и лекарственных растений.

3. «Эмоции и запах»

Цель: дать представление о влиянии запаха на эмоции.

Поисковые действия строились на основе наблюдения за эмоциями в процессе опытов с запахами (фруктов и овощей, хлебобулочных изделий, кулинарных и кондитерских приправ, парфюмом и живых цветов, лекарственных растений), а в ходе игры «ТРИЗ» выстраивалась цепочка связей.

4. «Искусственные ароматизаторы»

Цель: познакомить с наукой химией и ее возможностями, воспитывать безопасное поведение с запахами.

В рамках данного направления проводились опыты с пластмассой, организовано наблюдение за выхлопными газами автомобилей.

5. «Ароматические запахи»

Цель: познакомить с эфирными маслами и пряностями, действием ароматического запаха и его значением в природе и в жизни людей, воспитывать интерес к использованию запаха на благо здоровья.

Возможные проекты побуждали детей на познавательно-творческую работу через шитье ароматических мешочков и коллекционирование ароматов. Состоялся эксперимент «Получение эфирных масел», заваривание фиточая.

6. «Комнатные растения и запах»

Цель: познакомить с комнатными растениями, содержащими фитоцидные вещества, воспитывать эстетический вкус наслаждения.  

Работа включала опыты с комнатными растениями, обоняние паров фитоцидных веществ растений.

7. «Что делать с запахами»

Цель: дать первоначальное представление об использовании запаха для удовольствия и пользы другим людям, о взаимодействии с запахом в ситуации неудобства, воспитывать потребность использовать запах на благо здоровья.

В данном направлении решалась проблемная ситуация по защите от угарного дыма в ватно-марлевой повязке «Задымление воздуха». Организовывалось рисование штампами из овощей и фруктов, трафаретами из корок апельсина и грейпфрута, а также рисование запахами «Пирамида аромата» на основе ассоциативных образов.

8. «Запахи нас лечат»

Цель: дать первоначальное представление о влиянии запаха на психофизическое состояние людей, воспитывать привычку заботиться о своем здоровье.

Проводились следующие оздоровительные мероприятия: сон с ароматическими мешочками, водные процедуры в форме «Обтирание лица фитольдом», «Ножные ванночки» и «Пальчиковая игра с элементами кинезиологии в ароматической воде», коррегирующая ходьба «Ходьба по лечебной травке», дыхательная гимнастика с ароматическими мешочками. Совместная творческая деятельность предполагала создание ароматической лампы, составление ароматических композиций.

9. «Сказка с запахом»

Цель: дать первоначальное представление о влиянии запаха на психоэмоциональное и психофизическое состояние человека.

В совместной режиссерской игре организованы мизансцены с применением эфирных масел и пряностей, лекарственных растений и ароматических запахов.

Включение родителей в проектно-исследовательскую деятельность осуществлялось через разные формы мероприятий. Провели мастер-класс с родителями по изготовлению материала по теме деятельности. Совместно с родителями дети участвовали в агитационной работе «Мы за приятный запах в городе». Выпустили листовки: «Убирайте мусор после себя», «Выключайте машины и пешком ходите».

Обогащаем развивающую предметно-пространственную среду не только группы, но и участка. Для стимуляции детей к исследованию и творчеству в группе создана мини-лаборатория «Обоняние», где предполагается наличие большого количества материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение – важные элементы среди исследования. В «Зеленой зоне» группы выращиваем фитоцидные растения, такие как герань, розмарин, пихта. На участке группы действует мини-зона «Лекарственные растения», разбита на огороде фитоцидная грядка с посадкой лука и чеснока, а также задействуется экологическая тропа на территории детского сада.

Результатами нашей работы стало: созданы условия для развития познавательно-исследовательской деятельности детей. Дети имеют представления об обонянии, как органе чувств восприятия, а также элементарные представления о некоторых видах запаха и их особенностях, о связи запаха с эмоциями и фитоцидами. Знают способы получения эфирного масла из кожуры цитрусовых. Совместно с детьми, учитывая состояние здоровья, показали сказку «Горошина» с применением эфирных масел и пряностей, лекарственных растений и ароматических запахов. У детей  появилось желание ощущать приятный аромат запаха и повысилась работоспособность. Совместно с родителями создали буклет «Снятие эмоционального напряжения», организовали игру-импровизацию с сюжетом поднятия настроения «Путешествие Булочки с корицей в лесу».

Таким образом, в рамках проектно-исследовательской деятельности используемые элементы ароматерапии стали способствовать нормализации физического и психологического состояния организма, что повышает его сопротивляемость к вредным внешним воздействиям. А это ведет к оздоровлению детей и их социализации.

Познавательно-исследовательская деятельность детей не ограничена перечисленными формами. Педагог может дополнять и расширять их, используя свои личные наработки и опыт коллег.

Количество просмотров: 3580  

Добавить комментарий

1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы