Духовно-нравственное воспитание молодежи в современном обществе

 
 

Ефимова Татьяна Семеновна,

учитель географии высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 45 г. Новосибирска

 

Духовно-нравственное воспитание молодежи в современном обществе

Сегодня – дети, завтра – народ.

Н. Михалков

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.

Сегодняшние школьники проявляют особый интерес к компьютерным технологиям и наукам. У нас растёт «цифровое» поколение, которое противоречиво в своих стремлениях, мыслях и поведении. У современных детей совсем другое восприятие мира, иные ценности, чем у их родителей, бабушек и дедушек, и это затрудняет взаимопонимание в семье.

У молодёжи искажены представления о доброте и милосердии, справедливости и порядочности, гражданственности и патриотизме. Многие компьютерные игры являются причиной роста агрессивности и жестокости. Именно поэтому проблема нравственного воспитания молодого поколения, понимающего «что такое хорошо и что такое плохо», востребована сегодня как никогда.

Нравственность и духовность являются важнейшими, основными характеристиками личности. Нравственность представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. В сочетании они составляют основу личности, где духовность является основой нравственности. Поэтому задача каждого учителя и классного руководителя – формирование положительных нравственных качеств и моральных ценностей у своих учеников.

Одной из активных форм работы по достижению данной задачи является внеурочная деятельность туристической направленности. Туризм относится к тем видам деятельности, воспитательный потенциал которых практически неисчерпаем. Ведь для ребёнка путешествие – это не только развлечение, но и целый поток познавательной информации, открытие для себя нового и неизведанного, раскрытие своих потенциальных возможностей и личностных качеств, практический опыт. Активный маршрут учит детей дружбе, взаимопомощи, ответственности, дисциплинированности, самостоятельности.

При помощи администрации школы и активных, неравнодушных родителей я стараюсь организовывать познавательные туристические маршруты по городам России. Об одном из них я хочу рассказать.

В октябре 2021 года старшеклассники нашей школы смогли стать участниками культурно-просветительской программы «Императорский маршрут» в рамках национального проекта, организованного Министерством культуры РФ. Данный маршрут получился очень интересным, познавательным и эмоционально насыщенным. Первый наш туристический день начался в красивейшем городе на Каме – Перми. На интерактивной экскурсии в историческом музее «Россия – моя история» ребята не только узнали о том, как династия Романовых связана с историей этих мест, но и сами побывали в роли императрицы Екатерины II и Петра I, посмотрели презентацию о том, как зарождались сталелитейные заводы на Урале.

Познакомились девятиклассники и с духовной жизнью города – посетили знаменитый Пермский театр оперы и балета. Им была предоставлена уникальная возможность посетить этот храм культуры и посмотреть репетицию спектакля и заглянуть за кулисы. Ребята окунулись в волшебный интригующий мир театра.

Небольшой уральский город Кунгур, возраст которого насчитывает почти 360 лет, встречал нас во второй день нашего путешествия. Купеческие особняки, старинные здания и улочки перенесли нас во времена братьев Демидовых. Чувство восторга и удивления ребята получили от экскурсии по Кунгурской ледяной пещере. Они увидели огромные подземные залы и озёра, созданные природой, услышали интересные легенды и мифы, познавательную информацию о минералах, ощутили сумрак пещеры и блеск сверкающего льда. Можно сказать, что побывали в гостях у «Хозяйки медной горы». В пещере ребята проявляли заботу, помогали друг другу в труднопроходимых местах.

 

Также не оставил нас равнодушным третий день нашего маршрута по Екатеринбургу. Неизгладимое впечатление оставили экскурсии по Белогорскому монастырю и музею «Ганина Яма». История этих монастырей, трагические судьбы людей, звон колоколов – всё это оставило в душах подростков неизгладимый след.

Путешествие по уральским городам: Пермь – Кунгур – Екатеринбург, позволило ребятам прикоснуться к истории страны, увидеть огромное количество памятников и великолепных зданий архитектуры, побывать на границе двух частей света: Европы и Азии. Наши путешественники узнали много нового не только по истории России, но и по географии, геологии, литературе и русскому языку.

За время путешествия ребята сдружились и проявили свои лучшие качества. Они на несколько дней забыли про компьютерные игры и жили реальными чувствами и эмоциями. Такое общение благотворно влияет на детей, делает их нравственно чище, мягче, добрее. Наше путешествие запомнится ребятам на долгие-долгие годы.

Литература:

1. Проблемы и перспективы современной науки и образования https://scienceforum.ru/2016/article/2016020841.

2. Толковый словарь Ожегова.

3. Взаимодействие социальных институтов в духовно-нравственном воспитании детей в Российской школе https://институтвоспитания.рф/upload/iblock/802/80252cf824996067cbfad73497641494.pdf.

Количество просмотров: 2012  

Добавить комментарий

1. Память о тех, кто «живёт» в наших сердцах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Патриотическое воспитание младших школьников через организацию и проведение встреч с участниками боевых действий СВО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Патриотическое воспитание молодёжи посредством культурно-массовых мероприятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Патриотическое воспитание через декоративно-прикладное искусство ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях поселкового социума ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Взаимосвязь между духовно-нравственным и гражданско-патриотическим воспитанием младших школьников с ОВЗ на внеурочных занятиях ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности в форме устного журнала с использованием электронного контента ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Сказкотерапия как средство нравственного воспитания ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Краткосрочный курс по истории как способ формирования патриотизма у обучающихся основной школы ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в национальных костюмах» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Гимназическое сообщество как условие и средство гражданского воспитания школьников ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Семейные традиции как способ формирования профессиональных и трудовых династий ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Родина наша вокруг: формирование образа отечества у детей среднего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Формирование патриотических чувств дошкольников через реализацию проекта «Береза – символ России» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Комплекс воспитательных событий «Пасхальная роспись тарелочек, выполненная в технике папье-маше» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Проектная деятельность как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольника ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Некоторые аспекты выбора репертуара в контексте нравственно-патриотического воспитания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Духовно-нравственное воспитание детей через семейные традиции ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы