Изобразительная деятельность первоклассников на уроках рисования: или как работать с красками, делать цветовое пятно и смешивать цвета

 
 

Бугакова Эрика Андреевна,

учитель рисования ЧОУ «Школа будущего НСК»

 

Изобразительная деятельность первоклассников на уроках рисования: или как работать с красками, делать цветовое пятно и смешивать цвета

Художественная практика и педагогическая деятельность в области изобразительного искусства способствуют тому, чтобы постоянно быть в поиске, изучать различные новые материалы и техники. Всем этим многообразием хочется поделиться со своими учениками, передать им свои знания и научить пользоваться этими материалами, применять техники в собственном творчестве.

Но как понять, с чего именно начать обучение рисованию в школе? Взять карандаши или краски? Если краски, то гуашь или акварель? В этой статье я поделюсь своим опытом работы с первоклашками. Расскажу, с чего я начинаю обучение и почему делаю именно так.

Я художник-мозаичист и учитель изобразительного искусства в школе. Решая, с чего начать обучение младших школьников, задаюсь вопросом «а к чему я хочу привести детей на момент окончания начальной школы или завершения всего школьного цикла по искусству?». Одной из основных задач ставлю научить детей вести работу согласно одному из принципов академической школы – от общего к частному. Научить видеть большое, целое, затем в этом большом выделить что-то меньшее, еще меньше и так детализировать, насколько этого требует учебная и творческая задача.

Часто дети склонны изображать что-либо линиями, увлекаются детализацией, детализируют не то, что требует композиция, а то, что вызывает у них наиболее сильные эмоции. Моя задача – помочь им научиться выделять главное, ставить это главное в «правильное» место на рисунке, делать то, что вызывает эмоциональный отклик, композиционным центром. И в этом деле линия мне не помощник. Особенно если ученикам дать соответствующие инструменты: карандаш или маркер. Эти остроконечные инструменты будут постоянно провоцировать делать мелкие детали, уводить от общего.

Для решения такой задачи отлично подойдет пятно. Поэтому в начале школьного цикла изобразительного искусства я предлагаю детям работать с красками. Большая кисть и краска располагают делать пятна.

В обучении рисованию очень важно освоить понятие «пятна». Сначала просто локальное цветовое пятно, затем живописное, тоновое пятно. Понимание пятна и владение им понадобится ученикам и в живописи, и в декоративной графике, и в аппликации, и академическом рисунке.

Живопись в принципе строится на цветовых и тоновых пятнах. Там это очень естественно и понятно. Краска сама по себе способствует работе с пятном. Поэтому ребенку будет понятно, как сделать пятно краской. В аппликации из цветной бумаги, например, тоже вполне понятно, как сделать пятно.

А вот в графике и рисунке пятно образуется по-другому. Если в живописи пятно можно сделать одним мазком, в аппликации одним куском бумаги, то в техниках, где основное выразительное средство материала, – это линия, как создать пятно становится совсем не понятно. Здесь пятно будет состоять из множества линий и движений (карандашные штрихи, закрашивание фломастером).

Для детей 7 лет я рекомендую взять гуашь. Краска позволяет сначала делать все большое, затем детализировать. Почему гуашь, а не акварель? Многие преподаватели считают, что начинать нужно с акварели. На мой взгляд это довольно сложный материал. Акварелью нужно уметь управлять, знать где нужно действовать быстро, а когда следует ждать, где сделать жидко и прозрачно, а где поплотнее и каким приемом этой плотности достичь.

Гуашь сразу готова к работе. Своим ученикам я на первых занятиях даже не даю воды, чтобы они привыкли к консистенции гуаши и в дальнейшем не разжижали ее. Гуашь позволяет работать слоями, плотная и перекрывает. Ею легче вносить изменения в работу.

Еще одной важной задачей в начале обучения рисованию является научить детей смешивать краски. Пользуясь готовыми цветами, живописи не будет. Акварель, как правило, продается наборами, где, кроме основных, уже есть вторичные и третичные цвета. И мы не можем из этой палетки вытащить какие-то отдельные цвета. Если ребенок будет иметь в доступе все готовые цвета, он никогда не будет смешивать.

Поэтому, чтобы научить ребенка смешивать вторичные и более сложные цвета, нужно создать необходимость «добывать» их. Для этого нужно взять только три основных цвета (белила я даю чуть позже, черный не даю совсем). Это удобно сделать, убрав их из набора либо купив по отдельности.

Свои первые занятия с первоклассниками я начинаю с последовательного смешивания основных цветов (красный, желтый, синий или голубой). Сначала выбираем какие-то два цвета, например, желтый и красный, ученики выкладывают эти краски в палитру в разные ячейки. Набирают на кисть чистый желтый и делают на листе полоску или пятно (собственно, полоска, сделанная широкой кистью, тоже будет являться пятном), затем берут капельку красного и замешивают в желтый, получается новый цвет (вторичный, оранжевый), делают следующую полоску. Далее продолжают добавлять понемногу красного и получают все более насыщенные оранжевые оттенки, каждый следующий оттенок наносится на лист. Эта процедура продолжается, пока оранжевый не дойдет до чистого красного. В итоге на листе получается растяжка от желтого до красного. Также делаем с другими парами основных цветов: желтый + синий или голубой, красный + синий.

Почему просто не смешать по два цвета, ведь и так будет понятно, какой цвет получится, зачем делать именно растяжку? Это делается для того, чтобы дети видели, что у одного и того же цвета есть разная степень насыщенности, разная светлота, что оранжевый не один, а их может быть много и они разные. Кроме того, в этом упражнении дети учатся дозировать краску, понимают, сколько какого цвета надо добавить, чтобы получился именно тот, который нужен.

После смешивания по два цвета переходим к смешиванию всех трех основных цветов. Там уже может не быть растяжки, это момент эксперимента для детей. Главное – обратить их внимание, чтобы они запоминали «рецепт» того или иного цвета. В этом упражнении хорошо, если дети начнут делиться друг с другом опытом, как они получили такой коричневый или такой серый. Завершить блок знакомства с гуашью и смешиванием цветов можно, добавив в смеси белила.

После таких упражнений мы переходим к созданию первой живописной композиции, в которой обязательно должны присутствовать смешанные сложные цвета. Для этого специально выбираю такую тему, чтобы было невозможно обойтись без серых и коричневых оттенков. Например, это может быть картина про ежа, или про грибы, или про ежа с грибами. Изобразить ежа не слишком сложно, у него достаточно простая форма, при этом есть и мелкие детали, и для его создания придется сделать разные сложные серые и серо-коричневые оттенки.

Я использую такие слова «невозможно обойтись», «придется сделать» и у вас может возникнуть вопрос: «Почему обязательно загонять ребенка в определенную ситуацию, разве он сам не сообразит, что каким цветом сделать? Ведь теперь он знает о всех возможностях красок и может смешать все что угодно!» Опыт показывает, что, даже зная о возможностях красок, о том, как получить новые цвета, существуют дети (и сейчас их довольно много), которые без такой «провокации» не будут смешивать, они будут пользоваться только теми цветами, которые видят перед собой.

Поэтому важно максимально точно поставить учебную задачу, создать ситуацию, которая будет вынуждать учеников действовать определенным образом. Так не будет постоянно, это нужно на первых этапах, чтобы сформировать у детей новые привычки и новую культуру. Позже, когда навык смешивания закрепится и потребность в разнообразии цвета, станет безусловной (ее не нужно будет специально провоцировать), дети смогут самостоятельно выбирать цветовую гамму своей работы.

Когда тема композиции выбрана, можно приступать к выполнению, реализуя принцип «от общего к частному». На примере картины про ежа: сначала дети делают цвет для самого ежа, какой-то общий цвет, затем рисуют всего его целиком, одним пятном. Затем намешивают другие цвета и делают фон. В это время еж подсох, можно вернуться к нему, создают несколько оттенков для иголок, более тонкой кистью мазками делают иголки. Далее делаются глазки, носик, ушки, лапки и прочие детали. Таким образом, в этой работе мы отрабатываем и смешивание красок, и пятно.

Описанные мною упражнения и композиция выполняются не быстро и обычно занимают весь осенний период или всю первую четверть. Далее логично переходить к понятию колорит, цветовая гамма. Но это уже тема для другой статьи.

Количество просмотров: 5060  

Добавить комментарий

1. Проектный урок «Будь здоров!» по предмету «Окружающий мир» (УМК «Перспектива»), 2 класс
2. Как сохранить здоровье школьника: размышления учителя физкультуры
3. Авторское дидактическое пособие «Коврик общения» как средство сохранения и укрепления эмоционального здоровья детей
4. Педагогический проект «Хочу сдать звездой»
5. Оборудование своими руками – значит весело заниматься физкультурой!
6. Изобразительная деятельность первоклассников на уроках рисования: или как работать с красками, делать цветовое пятно и смешивать цвета
7. «День Снеговика»
8. Конспект занятия с элементами ТРИЗ-технологии для детей старшего дошкольного возраста «Сказка для Колобка»
9. Мир роботов без гаджетов. MatataLAB
10. Как научить читать ребенка-дошкольника
11. Использование проектного метода на уроках в коррекционной школе
12. Консультация для родителей «Курение – это вред!»
13. Точечная сварка и её применение в техническом творчестве
14. Экспериментируем вместе с детьми
1. Педагогическое мероприятие с детьми «Экологическое путешествие в волшебную страну» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Разработка урока по теме «Гражданская война: истоки и основные участники» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Нетрадиционные формы проведения тематических занятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. «Ниточка за иголочкой». Из опыта работы в подготовительной группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Создание творческих проектов как укрепление связи между педагогами и родителями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Методическая разработка экологического познавательно-исследовательского проекта «Вода волшебница» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Кейс заданий по информатике, вызывающих затруднения при подготовке к ОГЭ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Не теряя энтузиазма ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе) ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Продолжая семейные традиции ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Семейный практико-ориентированный проект «Вместе весело шагать!» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы