Художественное слово в век цифровой трансформации образования
Начало XXI века ознаменовалось существенным переформатированием как социокультурных пространств, так и «текстов» культуры. Это было начало цифровой культурной революции и эпохи пост-постмодерна. Довольно быстро за превратившейся в клиповую «нарезку» образов фрагментарной, мозаичной картиной мира, а затем бессистемной пиксельной абстракцией и гегемонией цифры, стали проявляться контуры совершенно новой культурной парадигмы, принципиально иной системы правил смыслополагания, иной экзистенции и иной эстетики.
Доминирование визуального в современной культуре и цивилизации стало очевидным фактом. Мировосприятие становится тотально «визуальным», в процессе восприятия информации на первый план выходит уже не текстовый символ, а зрительный образ, визуальная коммуникация.
А между тем, центральность слова в концептуальной системе русского языка и ментальном пространстве русской культуры свидетельствует о том, что в русской картине мира слову отведена значительная роль, оно воспринимается серьезно и в лингвокультурологическом (слово как экспликатор народной ментальности), и в теоантропокосмическом (слово как носитель духовно-нравственного начала и творческого потенциала) контексте. Именно речь человека – это «лакмусовая бумажка», системный показатель его общей культуры. Владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Культура речи включает в себя, во-первых, требование правильности речи, знание и соблюдение языковых норм (норм произношения, ударения, словоупотребления) и, во-вторых, стремление к выразительности, наибольшей эффективности высказывания.
Руководствуясь необходимостью сохранить русский логоцентризм, характерную для отечественной культуры ведущую идею слова, крайне важно воспитывать сознательное отношение к слову у подрастающего поколения.
К сожалению, приходится констатировать, что та среда, в которой взрослеет подрастающее поколение, их окружение, средства массовой информации, совершенно не способствуют этому. Даже нецензурные выражения из недопустимых и неприемлемых в речи подростков грозят превратиться «просто» в слова-паразиты.
Реальная опасность сужения репертуара допустимых выразительных средств и утраты словарного запаса, потеря исконной мелодики русской речи как одного из национальных культурных кодов действительно существует.
Поэтому, подчеркивая значение национального слова, именно слова живого родного языка, необходимо со школьной скамьи развивать в подростках и юношестве умение осмысленно пользоваться собственной речью в различных коммуникативных целях, с помощью знания выразительных средств языка понимать эмоциональную сторону художественных текстов.
Вызовы, с которыми повсеместно сталкивается сегодня культура речи, настоятельно диктуют необходимость изучения основ художественного чтения в условиях учреждения дополнительного образования. Это служит основой преемственности в передаче неоспоримого авторитета (если не приоритета) слова в ментальном пространстве русской культуры, как мощного ментального ресурса социальных изменений. Слово не должно быть отодвинуто на задний план коммуникационным потенциалом новейших технологий, открывающих перед обществом новые перспективы их использования в ходе социального взаимодействия, а также визуальной культурой в целом и визуальной коммуникацией в частности.
Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Также занятия художественным чтением – это возможность понять и почувствовать красоту правильной, образной, содержательной речи, ценность литературного языка как основы национальной культуры.
Научить современных подростков правильному произношению и использованию литературного русского языка в повседневной жизни, повысить их общую и речевую культуру, а также пробудить стремление совершенствовать свою речь, расширять свои знания в области родного языка, мировой и отечественной литературы позволяют методы и приёмы, основанные на анализе и обобщении личного педагогического опыта.
«Медиаресурсы в помощь и в «нагрузку»
Сегодня многие специализированные сайты и сетевые порталы предлагают пользователям интернет-ресурсов аудиозаписи, инсценировки и радиоспектакли советских лет на основе отечественной и зарубежной литературы, записанные мастерами художественного слова, мэтрами театра и кино. Это, казалось бы, должно значительно облегчить задачу педагога и обучающихся в преподавании и постижении основ выразительного чтения, но современное поколение подростков с трудом способно, не теряя устойчивости и концентрации внимания, хоть какое-то продолжительное время использовать преимущественно аудиальный канал восприятия.
Для решения этой проблемы хорошо зарекомендовало себя на практике использование метода интуитивного рисования (в любой технике) в сочетании с прослушиванием учащимися аудиозаписей старых мастеров.
По итогам знакомства с классикой советского радиотеатра оказались продуктивными аудиовикторины и квесты, позволяющие геймифицировать учебный процесс. Что, в свою очередь, повышает его привлекательность для учащихся.
В качестве домашнего задания, без фонового комментирования педагога и оперативно организованного «по горячим следам» обсуждения с другими участниками творческого ансамбля, прослушивание учащимися аудиозаписей не подтвердило своей эффективности.
«Мир сузился до размеров экрана смартфона»
На основе собственных наблюдений предположительно можно сделать вывод о том, что, перейдя к высокоскоростному и зачастую довольно поверхностному поглощению информации с экрана сотового телефона, подростки с трудом способны удерживать взглядом строку на листе формата А4 при чтении вслух.
Эта строка, даже напечатанная крупным (не менее 16-го размера) шрифтом, представляется им чрезмерно длинной, бесконечно широкой, что влечет за собой зрительное и смысловое соскальзывание.
Потому важно использовать упражнения, способствующие расширению угла зрения, в том числе и при чтении литературных текстов с листа большого формата.
«Старые фильмы о главном»
Нужно признать, что современное поколение подростков и юношей выросло на массовой западной культуре, в том числе и кинематографической. Если поколение 1970-х годов, конечно, отдавая предпочтение советским детским фильмам периода своего взросления, не просто было знакомо, а хорошо знало и любило кинокартины поколений своих отцов и дедов, то нынешнее подрастающее поколение эту культурную связь и преемственность явно утратило.
Поэтому на занятиях подростки знакомятся с мастерами художественного слова через отрывки из фильмов прошлых лет, в которых те принимали участие, а также анимационные фильмы, которые они озвучивали.
Эти отрывки должны быть концентрированно смонтированы и предельно коротки по времени, так как темпо-ритм советских фильмов в наше время не позволяет долго удерживать внимание учащихся на демонстрационном экране.
При условии динамичной действенной сюжетной линии с большим желанием подростки участвуют в переозвучивании советских мультипликационных фильмов, особенно если главные персонажи обладают выраженной речевой характерностью.
«Диафильмы начинают и выигрывают: из века XX в век XXI»
Прекрасно себя зарекомендовали на занятиях по художественному слову советские диафильмы, выполненные на высоком художественном уровне и позволяющие в полной мере реализовать принцип наглядности обучения, при условии использования игровых моментов (например, случайный выбор диафильма учащимися по номеру на игровом поле).
В рамках одного занятия эффективнее объединять несколько разных диафильмов по одному автору или тематическому содержанию (например, диафильмы по сказкам Александра Пушкина, Шарля Перро или Ганса Христиана Андерсена; диафильмы о природе, о календарных праздниках – например, Новый год). Титры на слайдах учащиеся при этом читают вслух по очереди друг за другом, записывая аудиофайлы, которые выкладываются в качестве подкастов к диафильмам в сеть Интернет.
«В поисках аудитории: Записываем аудиокниги и радиоспектакли»
Итогом обучения, помимо сценических выступлений, являются записанные на CD-диски и другие флэш-накопители аудиокниги и радиоспектакли.
Это, в свою очередь, поднимает вопрос поиска новых, в дополнение к существующим, путей фиксации результатов коллективной и индивидуальной творческой деятельности обучающихся на занятиях по художественному слову, в том числе в интернет-пространстве, стимулируя детей к самостоятельному освоению современных цифровых технологий и сетевых возможностей Интернета.
Литература
1. Габова М.В. Визуальная культура современного общества (опыт типологии) // Человек. Культура. Образование. 2017. № 2 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnaya-kultura-sovremennogo-obsche... (дата обращения: 04.10.2022).
2. Костина А.Г. Логоцентризм русской ментальности: к вопросу о значении слова в русской культуре // Записки Горного института. 2006. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logotsentrizm-russkoy-mentalnosti-k-vo... (дата обращения: 04.10.2022).
3. Николаева Е.В. Визуальная кинестетика в искусстве эпохи дабл-пост // Художественная культура. 2017. № 2 (20). URL: http://artculturestudies.sias.ru/2017-2-20/teoriya-hudozhestvennoy-kultu... (дата обращения: 04.10.2022).
4. Окунев Д. «Языковой мир сузился до смартфона»: что беспокоит лингвистов (Лингвист Ольга Северская рассказала о современном состоянии русского языка) // Газета.Ru. 17 августа 2019. URL: https://www.gazeta.ru/science/2019/08/17_a_12584209.shtml?updated (дата обращения: 04.10.2022).
Количество просмотров: 3505 |
Добавить комментарий