Как хорошо уметь читать!

 
 

Данилова Евгения Юрьевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ города Новосибирска «Гимназия № 9

имени Героя Российской Федерации Немыткина Михаила Юрьевича»

 

Как хорошо уметь читать!

Многие думают, что в современном мире невозможно даже подумать о том, что человеку будут интересны книги, а уж тем более – ну кто при наличии смартфонов и электронных книг пойдёт в библиотеку за толстой, тяжелой книгой?! А вот здесь как раз можно и поспорить, потому как ученики гимназии № 9 с первых дней нахождения в школе мечтают попасть в таинственное место под названием «библиотека». Ведь в ней так много интересных выставок книг, огромное количество ярких иллюстрированных произведений, ну и, конечно же, привлекают внимание маленьких читателей различные познавательные журналы. А еще хранительница этого очень интересного помещения под названием «библиотека» Клеймёнова Галина Васильевна любит заинтересовывать ребятишек и прививать им интерес к чтению через квесты, тематические уроки и различного рода викторины. Но обо всём стоит рассказать по порядку.

Как известно всем педагогам, далеко не каждый ученик приходит в школу читающим или знающим буквы. Поэтому перед учителями начальных классов стоит задача выучить с детьми алфавит, научить читать слоги, а затем только переходить к прочтению несложных предложений и произведений. И в этой работе всегда на помощь придёт наш школьный библиотекарь. Казалось бы – ну чем может помочь учителю этот человек? И тут очень хочется, чтобы вы вспомнили такого героя, как Буратино. Помните, как он – непослушный мальчишка, проткнул носом холст в каморке у папы Карло и увидел, что за холстом спрятана небольшая дверца. Эта дверца тогда его мало интересовала, но потом, когда он узнал, что за ней лежит «сокровище», его жизнь наполнилась приключениями, в конце которых Буратино смог открыть свой театр. И вот как раз тут Галина Васильевна со своей библиотекой и является тем самым «холстом», за которым скрыто все самое интересное. Ребята смогут побывать там только тогда, когда преодолеют трудности при освоении букваря, научатся читать, и только после этого библиотека распахнёт перед ними свои двери. Если бы вы только знали, как эта небольшая комната со стеллажами, на которых ровными рядами располагаются книги, мотивирует детей читать, изучать буквы! А слова «в январе мы с вами запишемся в библиотеку и станем её читателями!» действуют на учеников волшебным образом. Не было ни дня без вопросов «а когда мы пойдём в библиотеку?».

Всем известно, что книга – это очень «хрупкая» вещь, с которой нужно обращаться аккуратно и бережно. Именно поэтому перед первым посещением библиотеки Галина Васильевна проводит урок-знакомство с правилами поведения в библиотеке и сообщает ученикам, что библиотеку можно посещать только в опрятном виде с чисто вымытыми руками. А после рассказывает ребятам, как починить «заболевшую» книжку и что делать в случае, если книга потерялась.

И вот наступает самый долгожданный момент для учащихся 1-ых классов. День, когда их познакомят с помещением под названием «школьная библиотека» и назовут «читателями». Сколько волнений, вопросов и радости испытывают ученики в этот день. Ведь ранее они как Буратино могли только подглядывать через двери в это помещение, а теперь им будет разрешено находиться там на перемене, читать в тишине книги и журналы. И даже брать понравившиеся экземпляры домой.

В этот момент задача педагогов совместно с библиотекарем состоит в том, чтобы сохранить этот интерес к чтению у учеников как можно дольше. И по опыту работы можем смело сказать, что интерес к чтению при таком подходе сохраняется надолго! Ведь библиотека ежегодно пополняется интересными новыми книгами, журналами. А также в гимназии проходят акции «Подари книгу библиотеке», благодаря которой ученики пополняют фонд библиотеки всё новыми и новыми книгами. Ученики нашей гимназии так любят читать, что с радостью делятся своими прочитанными книгами с другими детьми, даже если книги будут отправлены в другие города.

Библиотекарь гимназии Галина Васильевна постоянно проводит квесты и различные мероприятия, направленные на развитие интереса к чтению. Тематикой таких мероприятий служат не только юбилейные даты поэтов и писателей, но и времена года. К примеру, перед Новым годом ребята всех классов читают зимние сказки, а затем принимают участие в викторине, которая проводится по вопросам произведения.

Конечно же, гимназия не ограничивается только школьной библиотекой. Ученики с учителями активно посещают библиотеки, расположенные в пешей доступности от образовательного учреждения, такие как Модельная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина и Центральная городская библиотека им. К. Маркса. Детям важно показать, что читать можно и нужно не только на территории школы во время перемен или перед уроками, но и в свободное от уроков время, например – дома перед сном или после прогулки.

 

Также учителя нашей школы считают целесообразным для воспитания в детях любви к чтению организовывать выставки иллюстраций к прочитанным произведениям. Иллюстрации должны быть выполнены именно к прочитанным во внеурочное время произведениям. А в летний период времени свои иллюстрации и имена понравившихся героев ребята заносят в читательские дневники. Такой соревновательный момент «кто больше прочитает и сможет рассказать о содержании произведения» тоже способствует активному чтению учеников. Здесь стоит отметить, что не следует заставлять читать книги по списку, важно дать право выбора ученику. Потому что все мы знаем, что фраза «обязательно к прочтению/выполнению» только отталкивает и возникает нежелание что-либо делать.

Важно поощрять любовь к чтению. Поэтому библиотекарь нашей гимназии ежегодно подводит итоги посещаемости библиотеки и награждает самых активных читателей благодарностями и подарками, что еще больше мотивирует учеников к чтению интересных произведений.

Не стоит забывать и про творческий момент. Проявите чуточку фантазии, организуйте конкурс поделок на тему «герой произведения, прочитанного летом» или конкурс произведений «Я придумал эти строки сам», как у детей появятся интерес и желание читать, думать, писать. Ну и, конечно же, все мы понимаем, что главное качество, а не количество. Поэтому не стоит делать акцент на количестве прочитанного. Важно похвалить даже за небольшие успехи в чтении, ведь всё начинается с малого. Тем более, что скорость чтения зависит не только от успешности ученика, но и от состояния здоровья учащегося.

Читайте много! Читайте с интересом! Читайте вместе с детьми!

Количество просмотров: 6215  

Добавить комментарий

1. Добровольческий отряд как фактор развития и социализации личности
2. Педагогические принципы обучения литературе в разновозрастных группах
3. Роль детских движений и объединений в становлении личности ребёнка и формировании его социальной активности
4. Детское наставничество и шефство как путь формирования условий для конструктивного взаимодействия обучающихся разного возраста
5. Преподавание естественно-научных предметов в условиях обновления содержания образования
6. Формирование метапредметных навыков на уроках географии
7. Технология использования иллюстративного материала на уроках литературы
8. Проектная деятельность учащихся 5-7 классов на уроках музыки и во внеурочной деятельности
9. Как хорошо уметь читать!
10. Развитие творческих способностей обучающихся через организацию работы школьного театрального объединения «Основы театрального искусства и мастерства»
11. Формирование и развитие способностей обучающихся с целью достижения метапредметных результатов через организацию кружковой работы «Юный цветовод»
12. Современные технологии в психологии и образовании
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы