Основные ориентиры современной оценки в условиях реализации обновленных ФГОС ОО

 
 

Смолеусова Татьяна Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент,

профессор кафедры начального образования

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО,

Почетный работник общего образования РФ

 

Основные ориентиры современной оценки в условиях реализации обновленных ФГОС ОО

С оценочной деятельностью в школах, гимназиях и лицеях много проблем и вопросов. Значительная доля родительских писем (жалоб) в различные высокие инстанции связана с неграмотной системой оценки. Наша экспертиза школьных систем оценки, оценочных материалов в ходе аккредитации, аттестации, контроля и проверок в составе комиссий Министерства образования НСО показала, что большинство материалов не соответствуют современной нормативной базе. Задания в оценочных материалах полностью или частично не соответствуют действующим критериям оценивания. Анализ уроков учителей основной, начальной и старшей школы высвечивает серьезные проблемы с оценочной коммуникацией на уроках, с оценочными суждениями, с критериальным оцениванием.

Что самое главное об оценке и контроле на данном этапе развития отечественного образования необходимо знать каждому учителю и руководителю школы? Каковы о

1. Профстандарт педагога.

2. Обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО (2021).

3. Федеральная образовательная программа (ФОП – 2022).

4. Методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (Письмо Минпросвещения России от 13.01.2023 N 03-49).

Во-первых, осуществление оценки и контроля являются должностными обязанностями учителя, обязательными трудовыми действиями, как это указано в Профстандарте педагога [1]. В разделе данного документа «Общепедагогическая функция. Обучение» имеются два трудовых действия педагога об оценке и контроле, а также необходимые умения и необходимые знания, отраженные в таблице 1.

Оценка и контроль в Профстандарте педагога

Таблица 1

Трудовые действия

«…Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися»;

«Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей»

Необходимые умения

«Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей»

Необходимые знания

«…способы оценки результатов обучения».

Во-вторых, возникают вопросы:

1. Что оценивать?

2. Что является критерием, критериальной основой оценки?

Многие учителя в ответ на эти вопросы предлагают памятки с указанием количества ошибок и исправлений на «4», «3» и т. п. Но ответы на эти вопросы находятся не в этих памятках, а в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. Объективное оценивание основано на выполнении требований ФГОС ОО.

Верный ответ на указанные вопросы: Критериальной основой системы оценки являются планируемые результаты из рабочей программы! Обоснование написано в ФГОС всех уровней. В обновленном ФГОС НОО в п. 30.2 о планируемых результатах (как и в первоначальной версии ФГОС НОО, введенного с 1 сентября 2011 года (в п. 19.2)) записано: «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны являться: 2) содержательной и критериальной основой для разработки: … системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования» [2]. Аналогично записано для основной и старшей школы в ФГОС ООО (п. 31.2), ФГОС СОО (п. 18.1.2). В названии специального раздела по оценке в ФГОС НОО (п. 19.9) и в ФГОС ООО (п. 31.3), ФГОС СОО (п. 18.1.3) также подчеркнуто значение планируемых результатов при оценивании: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы…». То есть именно планируемые результаты (и ничто другое) являются критериальной основой системы оценки. Планируемые результаты для оценки учитель должен брать из Рабочих программ по учебным предметам. Анализ школьной практики показывает, что эти простые тезисы далеко не все учителя и школы в целом взяли на вооружение. Из жалоб родителей – «учителя ставят колы за отсутствие домашней работы, за поведение». И это является нарушением требований к оценке. Опросы учителей показывают, что они не руководствуются планируемыми результатами рабочих программ в качестве критериев оценивания и затрудняются в выстраивании критериальных оценочных суждений.

В Федеральной образовательной программе (ФОП) утверждается, что планируемые результаты являются критерием оценки. В ФОП НОО-2022 [3] система оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП описана в пункте 19 с подробными рекомендациями на страницах с 9 по 19 в пунктах с 19.1 до п. 19.43. Пункт 19.1. о том, что промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале. Но необходимо все эти 43 пункта изучить в школе.

В январе 2023 появился новый документ по оценке [4]. Министерство просвещения России сообщает, что целевой раздел федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП) включает систему оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы соответствующего уровня. Оглавление этого документа представлено в таблице 2.

Оглавление методических рекомендаций по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ общего образования 2023 г.

Таблица 2

№ п/п

Название раздела

страница

Введение

 

1.

Общие положения

 

1.1.

Ориентация оценки на управление качеством образования

 

1.2.

Внутреннее и внешнее оценивание

 

1.3.

Критериальное оценивание

 

2.

Особенности системы оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы

 

2.1.

Особенности оценки личностных результатов

 

2.2.

Особенности оценки метапредметных результатов

 

2.3.

Особенности оценки предметных результатов

 

2.4.

Особенности оценки функциональной грамотности

 

Заключение

 

Из названия документа следует его соответствие пониманию системы оценки в ФГОС, т.к. речь идет об оценке того, насколько обучающиеся достигли планируемых результатов освоения программ. И подчеркнуто то, что во главе оценки – планируемые результаты. Педагогов школ призывают обратить внимание на новые компоненты содержания и планируемые результаты в ФГОС НОО.

Каковы основные акценты данного документа? Прежде всего, подчеркнута целесообразность внедрения критериального оценивания и осуществления оценки функциональной грамотности; необходимость сочетания с УУД при оценке предметных результатов; рекомендуется включение заданий на формирование самооценки и рефлексии обучающихся.

Вот акценты методических рекомендаций от января 2023 года по пунктам:

1.3. Рекомендовано внедрение критериального оценивания.

2.2. Общий подход к оценке метапредметных результатов как неотъемлемому элементу задания по предмету.

2.3. При оценке предметных результатов:

– внимание на новые компоненты содержания и планируемые результаты в ФГОС НОО;

– решение учебных задач, различных по сложности, сочетание с УУД, использование действий по получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении учебных задач/проблем, в том числе в ходе поисковой деятельности, учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности;

– рекомендуется включать задания на формирование самооценки и рефлексии обучающихся.

2.4. Для оценки функциональной грамотности:

– специальные комплексные задания с жизненной проблемной ситуацией, близкой обучающемуся;

– представление информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы;

– задания требуют осознанного выбора модели поведения;

– администрация школы включает в план внутришкольного оценивания комплексные работы по функциональной грамотности.

Рекомендуется оценивать личностные результаты образовательной деятельности в соответствии с ФГОС общего образования в ходе внешних и внутренних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Инструментарий для них разрабатывается централизованно на федеральном или региональном уровне и основывается на общепринятых в профессиональном сообществе методиках психолого-педагогической диагностики.

Педагогам рекомендуется обратить внимание на п. 1.3: «Критериальное оценивание». Там представлена целесообразность внедрения критериального оценивания, которое применяется при реализации форм внутреннего оценивания. «Критериальное оценивание – это процесс сравнения образовательных достижений обучающихся с заранее определенными и известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, отражающими предметные и метапредметные умения обучающихся» [4]. Напомним, критерий – это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация исследуемого объекта; свойство изучаемого объекта, которое позволяет судить о его состоянии и уровне функционирования и развития.

Критериальные оценочные суждения. Далее приведена таблица 3 с примерными вариантами критериальных оценочных суждений. Критериальные оценочные суждения строятся с использованием планируемого результата и таких слов, как: безошибочно…, уверенно…, точно…, вижу, что…, ты в полной мере…, правильно…, недостаточно…, пока не всегда самостоятельно…, не точно… и т.п.

Примеры критериальных оценочных суждений на основе планируемых результатов по учебному предмету «Математика»

Таблица 3

 

Планируемый результат

Из рабочей программы

Критериальное

оценочное суждение

1

Предметные

 

 

Записывать числа от 1 до 1000.

Правильно записываешь числа.

 

Сравнивать числа от 1 до 1000.

Безошибочно сравниваешь числа

2

Метапредметные

 

 

Дополнять алгоритм.

Пока не всегда самостоятельно дополняешь алгоритм.

 

Составлять алгоритм по аналогии.

Точно составляешь алгоритм.

3

Личностные

 

 

Оценивать свои успехи в изучении математики.

Уверенно оцениваешь свои успехи.

Оценивать следует продукт действий ученика, процесс действия. Соответствие планируемым результатам и только то, чему научили.

НЕЛЬЗЯ оценивать ученика и «вешать» ярлыки! Запрет!

1. Ученика оценивать (судить) = Ярлыки

2. Ты даже… (окно открыть) не можешь!

3. Вы все равно не поймете…

4. Ты, как всегда…

5. Постоянно…

6. Ну, хотя бы…

Идея, выраженная словами «Не судите, да не судимы будете…» не противоречит современной нормативно-правовой базе оценочной деятельности в общей школе, а полностью ей соответствует. Как верно и как неверно? В таблице 4. Хвалить при всех, критиковать без свидетелей.

Таблица 4

Неверно

Верно

Баловник

Баловство

Ты плохой

Плохо написано

Двоечник

За работу 2

Неаккуратный

Неаккуратно

Хулиган

….

Для современных родителей целесообразно проводить родительские обучения в форме «Родительская школа», «Школа родителей». И одна из важнейших тем такой «Школы…» связана с грамотной оценочной деятельностью в семье. Раньше в больших семьях дети учились быть родителями. В современных семьях с одним или двумя детьми такой возможности нет. К рекомендациям для родителей относится, например, следующее – каждый день, каждому ребенку важно говорить:

1. Я тебя люблю.

2. Как здорово, что у нас родился именно ты.

3. У тебя все получится (Я в тебя верю).

4. Как прошел твой день?

5. Я тобой горжусь.

6. Я всегда с тобой.

7. Спасибо!

Но во всем необходима мера. Все чаще встречаются ученики с сильно завышенной самооценкой, что тоже не является нормой и часто вредит самому ученику. Нужна адекватная самооценка.

Материалы данной статьи целесообразно использовать при проведении педсоветов, в работе руководителей методических объединений учителей, при подготовке к родительским собраниям, для пересмотра школьной системы оценки.

Список источников информации

1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог ...»

2. ФГОС НОО, 2021 г.

3. Федеральная образовательная программа, 2022.

4. Письмо Минпросвещения России от 13.01.2023 № 03-49 «О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования)».

5. Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/

6. Примерная рабочая программа начального общего образования предмета «Математика» (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.) https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_nachalnogo_obschego_obra...

7. Истомина Н. Б., Смолеусова Т. В. Математика: Оценка достижения планируемых результатов по математике в начальной школе (образовательная система «Гармония») / Н. Б. Истомина, Т. В. Смолеусова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 80 с.

8. Истомина Н. Б., Горина О. П., Смолеусова Т. В., Тихонова Н. Б. Математика: Планируемые результаты по математике в 1–4 классах, их итоговая проверка и оценка (образовательная система «Гармония») / Н. Б. Истомина, О. П. Горина, Т. В. Смолеусова, Н. Б. Тихонова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016. – 80 с.

9. Смолеусова Т.В. Система оценки: проблемы и перспективы реализации ФГОС НОО // Сибирский учитель. 2013. № 4 (89). С. 10-12.

Количество просмотров: 3370  

Комментарии

Актуально, понятно, интересно! Большое спасибо!
Татьяна Викторовна, огромное спасибо. Отличная статья, данный материал включу в родительское собрание.

Страницы

Добавить комментарий

1. Возрастная динамика художественного развития личности при формировании функциональной грамотности школьника на занятиях искусством ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Индивидуальный человеческий капитал: просто о важном ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Методика формирования универсального умения решать задачи в условиях обновленного ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Задачи методического лидера учителей начальных классов: от методической сессии к заседанию муниципального методического объединения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Решение методической проблемы развития навыка смыслового чтения на уроках окружающего мира: сценарий заседания руководителей методических предметных кафедр и школьных методических объединений ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Методические особенности организации обратной связи от учителя к ученику ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Дидактические возможности и условия профориентационной деятельности в процессе урока (на примере учебного предмета «Обществознание») ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Мастер-класс для коллег: рекомендации руководителю методического объединения учителей ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Методические кейсы в совершенствовании профессионализма учителя ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Методические рекомендации по проведению урока окружающего мира в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Методические особенности создания условий для присвоения традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа младшими школьниками на уроках ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Современный урок русского языка: методические рекомендации учителю ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Особенности уроков математики на конкурсе «Мой лучший урок – 2024» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Методический анализ учебных занятий в контексте системно-деятельностного подхода ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
15. Неформальное образование учителя: возможности информационно-образовательной среды ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Освоение старшеклассниками национальных духовных ценностей: потенциал интеграции курсов истории России и обществознания ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Трудные темы в обучении младших школьников математике: методические рекомендации на основе анализа результатов ВПР ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Обществознание: углубленный уровень. Интеграция социально-психологического знания в содержание учебного предмета «Обществознание» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Основные ориентиры современной оценки в условиях реализации обновленных ФГОС ОО ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
20. Объективное и стимулирующее к успеху оценивание качества знаний учащихся ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы