Неформальное образование учителя: возможности информационно-образовательной среды

 
 

Лукашенко Наталья Сергеевна,

старший преподаватель

кафедры начального образования

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 
 
 

Бойченко Людмила Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории МБОУ Лицей № 3,

руководитель ММО учителей начальных классов

Барабинского района Новосибирской области

 

Неформальное образование учителя: возможности информационно-образовательной среды

Система непрерывного образования представляется в педагогической науке и образовательной практике тремя аспектами: формальным, неформальным и информальным образованием. Для многих педагогов формальное образование – более привычный, понятный формат. Он подразумевает освоение программы дополнительного профессионального образования в организации, имеющей право на ведение такой деятельности. По завершении обучения каждому обучающемуся вручается документ государственного образца, удостоверяющий факт повышения его квалификации. Под неформальным образованием понимается любая по форме специально организованная (направляемая) дополнительная образовательная деятельность внутри или вне образовательного учреждения, способствующая самообразованию педагога на основе его собственных мотивов, возможностей и приоритетов в условиях продуктивного взаимодействия с коллегами, объединенными общей образовательной целью и задачами [1]. Информальное образование – многоплановый процесс самостоятельной учебной деятельности вне специализированных организаций. Чаще зависит от познавательной активности человека, не подтверждается документами и происходит в процессе общения, чтения, посещения учреждений культуры, участия в круглых столах, самообразования и т. д.

Подробнее остановимся на неформальном образовании. В совместном исследовании Российской академии образования (РАО) и Общероссийского профсоюза образования говорится о том, что свыше 75 % российских педагогов повышают свою квалификацию в системе неформального образования [2]. Участники опроса отметили, что наибольший интерес у них вызывают онлайн-конференции (74 %), посещение открытых уроков и взаимообучение (почти 64 %), семинары методического объединения (почти 60 %) и другие форматы.

Примером неформального образования может быть проект научно-методического сопровождения деятельности муниципальных методических объединений (далее – ММО). В Новосибирской области он действует более трех лет. Очередная методическая сессия, проводимая в рамках Съезда работников образования, была посвящена обсуждению образовательных дефицитов обучающихся. Перед руководителями ММО ставилась задача определить оптимальные, конструктивные решения выявленных проблем. Реализация неформального образования выражалась в данном случае в подготовке и проведении руководителями ММО совместно с наставниками, специалистами кафедры начального образования, мастер-классов для коллег.

Сценарий мастер-класса по выявлению и поиску возможных путей разрешения образовательного дефицита обучающихся по предмету «Литературное чтение» разрабатывался с включением актуальных инструментов информационно-образовательной среды (далее – ИОС). Важно было показать коллегам не только один из вариантов работы с образовательным дефицитом, но и эффективные способы работы и возможности ИОС в любом формате взаимодействия.

Содержание мастер-класса строилось в соответствии с тремя этапами: мотивационным, деятельностным, рефлексивно-оценочным. Первый, мотивационный, этап начинался с просмотра видеофрагмента с записью «Голоса Победы» – Юрия Левитана. Участникам мастер-класса были заданы вопросы, позволяющие оценить произведенное впечатление (Какие чувства/эмоции вы испытали? Знаком ли голос, кто этот человек? Чем известен?). В организационной презентации на слайде демонстрировались фото Юрия Борисовича Левитана.

Ведущий мастер-класса после короткой беседы сделал промежуточный вывод о впечатлениях и акцент на ключевой фразе, соответствующей образовательному дефициту – «выразительное чтение». Для определения актуальности проблемы, связанной с выразительным чтением в процессе обучения младших школьников, всем предложили принять участие в опросе, который технически был организован с использованием возможностей ИКОП «Сферум», и ответить на 2 вопроса:

– «Считаете ли Вы значимым для обучающихся умение выразительно читать?»;

– «Есть ли у Вас сложности с формированием этого умения у обучающихся?».

Результаты опроса показали, что проблемы с пониманием глубины и методики работы над выразительным чтением есть у многих педагогов. Далее коллегиально был сделан вывод о том, что сложности с выразительным чтением будут и у обучающихся. Ведущий предложил тему мастер-класса: «Выразительное чтение: эстетика с глубоким смыслом».

Использование приема работы с утверждениями позволило ведущему и каждому педагогу определить свои личные профессиональные дефициты по выбранной теме. Здесь приведены примеры утверждений:

Высказывание

Программой начальной школы предусмотрено поэтапное обучение чтению от класса к классу и оценивается по 3 показателям: правильность, осознанность, выразительность.

Выразительное чтение представляет собой систему умений:

умения, связанные с технической выразительностью чтения; умения, связанные с логической выразительностью чтения; умения, связанные с эмоционально-образной выразительностью чтения.

В начальной школе нужно научить делать смысловую, психологическую паузы. В психологической различают начальную и финальную паузы. С психологической паузой знакомят в третьем классе.

Именно с работы над мелодикой чтения (в совокупности с паузами) начинается формирование выразительности речи в начальных классах.

В качестве материала для упражнений в выразительном чтении, Д. И. Тихомиров предлагает использовать пословицы. По его мнению, “...именно учитель показывает детям образец правильного произношения пословиц”.

Работа шла сначала индивидуально: необходимо было определить верность/неверность утверждения. Далее ведущий демонстрировал на слайдах презентации верные ответы с краткими комментариями, с указанием авторов высказываний и методик. Затем каждому участнику предоставили одинаковое время (с использованием онлайн-таймера) для того, чтобы все имели возможность поделиться своими ответами на вопросы:

– По каким утверждениям изменилось мое мнение?

– Что больше всего удивило?

– На какую мысль меня как руководителя ММО это наводит?

Несколько ответов было озвучено для всей аудитории. Стоит отметить, что педагоги активно обсуждали свой выбор, свои предположения, многие говорили, что непременно изучат предложенные источники информации. Это был еще один пример того, как происходит повышение квалификации в неформальном образовании.

Мотивационный этап завершился предложением ведущего сформулировать проблему, решению которой посвящен мастер-класс. Такое обращение позволило всем участникам почувствовать равные возможности, вовлеченность в командное взаимодействие, в котором мнение каждого важно и будет услышано.

Совместное определение проблемы «Каковы методические решения для развития навыка выразительного чтения в начальной школе?» стало началом второго этапа мастер-класса – деятельностного. На этом этапе все команды участников получили для работы треки, по которым необходимо было за определенное время подготовить методические решения. На организационной презентации работал онлайн-таймер, позволяющий комфортно распределять время работы. Все треки создавались с использованием инструментов ИОС:

– просмотреть видеоресурсы, составить чек-лист с пятью видео по работе над выразительным чтением (написать ресурс, автора и название видео), привести примеры видео- и аудиозаписи для использования в урочной и внеурочной деятельности, в работе с родителями;

– просмотреть предложенные заранее в совместном для руководителей ММО чате в ИКОП «Сферум» статьи по проблеме выразительного чтения и представить чек-лист (перечислить 10 особенностей работы над выразительным чтением, на которые раньше не обращали должное внимание (поиск новых смыслов);

– создать ментальную карту для учителя по работе над выразительным чтением (развитие методической грамотности (например, стажировки, мастер-классы, чтение статей и т.д.);

– составить дорожную карту для школьного МО: 10 конкретных мероприятий с включением всех участников образовательных отношений;

– разработать тематику 10 встреч, мастер-классов для работы творческой группы учителей по работе над выразительным чтением.

Работа команд завершилась презентацией результатов, которые были сложены в большой пазл на флипчарте. Таким образом, была продемонстрирована идея создания универсального конструктора методических решений для работы с образовательными и профессиональными дефицитами как обучающихся, так и педагогов.

Рефлексивно-оценочный этап мастер-класса состоял из двух частей: опрос в ИКОП «Сферум» (вопросы: «Изменились ли Ваши представления о работе над выразительным чтением? Готовы ли Вы изменить что-то в своей деятельности?») и использование приема «Разговор по кругу», во время которого каждый, используя равное количество времени, ответил на вопросы:

Несколько ответов было озвучено для всей аудитории. Ведущий сделал вывод о создании и развитии положительной мотивации участников мастер-класса для продолжения работы над этой темой в МО школы и муниципалитета.

Во время проведения мастер-классов проходила онлайн-трансляция, к которой подключились учителя, слушатели курсов повышения квалификации. Во время учебных занятий была возможность узнать их мнение и впечатления о прошедшей методической сессии. Примечательно, что педагоги проявили большой интерес к такой форме организации взаимодействия с коллегами. Большой интерес у всех вызвали новые возможности ИКОП «Сферум», особенности организационной презентации, активное использование онлайн-таймера, работа с видео- и аудиоконтентом. Все это позволяет сделать вывод о том, что неформальное образование может быть очень разноплановым и имеет большое значение для непрерывного образования педагогов.

Список литературы

1. Дубровина Т. Л. Технология организации неформального образования преподавателей профессионального колледжа // Автореф. дисс.....канд. пед. наук. СПб., 2013. 23 с.

2. РИА Новости. USD: https://sn.ria.ru/20240911/obrazovanie-1972019521.html?utm_campaign=news_september_2024_vypusk_2&utm_medium=email&utm_source=Sendsay.

Количество просмотров: 222  

Добавить комментарий

1. Индивидуальный человеческий капитал: просто о важном ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Методика формирования универсального умения решать задачи в условиях обновленного ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Задачи методического лидера учителей начальных классов: от методической сессии к заседанию муниципального методического объединения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Решение методической проблемы развития навыка смыслового чтения на уроках окружающего мира: сценарий заседания руководителей методических предметных кафедр и школьных методических объединений ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Методические особенности организации обратной связи от учителя к ученику ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Дидактические возможности и условия профориентационной деятельности в процессе урока (на примере учебного предмета «Обществознание») ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Мастер-класс для коллег: рекомендации руководителю методического объединения учителей ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Методические кейсы в совершенствовании профессионализма учителя ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Методические рекомендации по проведению урока окружающего мира в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Методические особенности создания условий для присвоения традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа младшими школьниками на уроках ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Современный урок русского языка: методические рекомендации учителю ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Особенности уроков математики на конкурсе «Мой лучший урок – 2024» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Методический анализ учебных занятий в контексте системно-деятельностного подхода ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Неформальное образование учителя: возможности информационно-образовательной среды ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
15. Освоение старшеклассниками национальных духовных ценностей: потенциал интеграции курсов истории России и обществознания ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Трудные темы в обучении младших школьников математике: методические рекомендации на основе анализа результатов ВПР ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Обществознание: углубленный уровень. Интеграция социально-психологического знания в содержание учебного предмета «Обществознание» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Основные ориентиры современной оценки в условиях реализации обновленных ФГОС ОО ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
19. Объективное и стимулирующее к успеху оценивание качества знаний учащихся ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
20. Трудные вопросы в обучении младших школьников предмету «Окружающий мир» ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы