Методические особенности создания условий для присвоения традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа младшими школьниками на уроках

 
 

Крамер Елена Александровна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры начального образования

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 

Методические особенности создания условий для присвоения традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа младшими школьниками на уроках

Согласно статье 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники обязаны «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения…» [2], «формировать в процессе осуществления педагогической деятельности у обучающихся… взаимное уважение…» [2]. Учитывая данное обстоятельство, следует сделать вывод о необходимости создания педагогами условий для присвоения традиционных российских духовно-нравственных ценностей не только при проведении классных часов, воспитательных событий, но и на каждом уроке. Ведь именно ценности являются основой воспитания. Подрастающий ребёнок на своём жизненном пути встречается с людьми-носителями самых разных, порой противоречивых, ценностей. И для того, чтобы при совершении поступка ребёнок мог ориентироваться на «правильные» ценности, следует заложить для этого прочное основание. Ведь если педагог применяет санкции за нарушение правил поведения, это способствует тому, что ребёнок демонстрирует поведение, которое желает видеть учитель, при этом в отсутствии взрослых он совершенно иначе проявляется в своих поступках.

Важным является тот факт, что ценностно-ориентированную коммуникацию можно выстроить только при условии доверительных отношений с учениками, а доверительные отношения рождаются в совместной с учителем интересной деятельности. При этом деятельность может рождаться из детских идей, из запланированных мероприятий или случайно возникших жизненных ситуаций.

Рассмотрим воспитательные практики, применяемые на уроках в начальной школе и ориентированные на организацию ценностно-ориентированной совместной деятельности. Так, например, работая на уроке русского языка по теме «Части речи», можно создать проблемную ситуацию: части речи поссорились. И задачей учеников является их примирение. Здесь можно обсудить причины ссор, акцентировать внимание на чувствах поссорившихся, обратить внимание, что не всегда нужно ждать извинений со стороны виноватого, то есть создать условия для присвоения ценности «взаимопомощь и взаимоуважение», «справедливость».

На уроках литературного чтения, посвящённых изучению произведений о природе, можно организовать работу, направленную на экологическое воспитание, подвести учеников к осознанию гармоничной крепкой взаимосвязи природы и человека. На таких уроках полезно использовать различные пословицы, поговорки или афоризмы. Например, работая над выражением «Птицу можно поймать. Но можно ли сделать, чтобы клетка была ей приятнее вольного воздуха?», ученики поразмышляют и над тем, что находиться в клетке для птицы опасно, и над тем, когда это необходимо. Кроме того, данное выражение позволит организовать работу, направленную на беседу о свободе человека. Здесь важно поразмышлять над тем, наделён ли человек свободой выбора. Можно выбрать любую модель поведения: например, человек может нарушать правила, например, дорожного движения, или соблюдать их. А какие будут последствия? Обязательно подвести к пониманию того, что при совершении поступков следует подумать и о последствиях. Таким образом, будут созданы условия для присвоения ценности «права и свободы человека».

При проведении уроков окружающего мира из раздела «Правила безопасной жизнедеятельности» следует акцентировать внимание обучающихся не только на правилах безопасного поведения на природе для человека, но и на правилах безопасных взаимоотношений с животными и растительным миром. Таким образом, создаются условия для присвоения ценностей: «гуманизм», «милосердие», «справедливость». Включить в такие уроки работу с Красной книгой Новосибирской области [1]: организовать дидактическую игру, например, на запоминание растений и животных, занесённых в Красную книгу НСО, викторину, подготовить кроссворд. Кроме того, такая работа будет способствовать устранению дефицитов в знаниях животного и растительного мира своего региона, что благотворно скажется при написании ВПР.

Одним из самых любимых уроков младших школьников является урок математики. И его содержание тоже можно сделать воспитывающим. Например, в начале урока создаём проблемную ситуацию: классу предложили поездку за пределы школы на праздник Масленицы. Нужно посчитать, какую сумму должен сдать каждый ученик. Безусловно, при грамотно организованной работе происходит формирование не только математической, но и финансовой грамотности. А для того чтобы создать условия для присвоения ценностей «историческая память и преемственность поколений», «патриотизм», можно спросить у учеников, какова история праздника, его традиции. Предполагая, что ученики не знают об этом празднике или знают недостаточно, учитель должен быть готовым к организации мини-проекта, поисковой деятельности, что позволит углубить знания обучающихся о традициях своего народа (игры, блюда, сжигание чучела Масленицы).

Говоря о финансовой грамотности, следует упомянуть о нравственно-экономическом воспитании младших школьников и созданию условий для присвоения ценности «приоритет духовного над материальным». На уроках финансовой грамотности важно акцентировать внимание на том, что не всё можно купить за деньги, например, доверие, а также о важности соблюдения договорённости. Рекомендуется включать в уроки финансовой грамотности пословицы и поговорки. Вот некоторые из них:

Деньги счетом крепки.

Не деньги нас наживают, а мы их.

Копеечка к копеечке — рубль набегает.

Копейка рубль бережет.

Хлебу — мера, слову — вера, деньгам — счет.

Здоров буду и денег добуду.

Время — деньги.

Не в деньгах счастье.

Хороший товар не залежится.

Торговля — кого выручит, а кого выучит.

Дешево покупается — недолго носится.

Кота в мешке покупать нельзя.

Товар лицом продается.

Бережливость лучше богатства.

Запасливый нужды не терпит.

Бережливость лучше прибытка.

Запас человека не портит.

Следует отметить, что современное общество не обучено бережливости: испорчена вещь – выбросил, купил новую. Именно уроки финансовой грамотности могут профилактировать увеличение численности общества потребителей. Научить беречь купленную вещь, чинить её, дарить вторую жизнь – важные составляющие положительных качеств личности. Беречь свет, воду, обращать внимание на упаковку товара. Здесь важно и нужно заниматься и экологическим воспитанием: изучать статьи о гибели животных вследствие потребления пластика, знакомиться с информацией о раздельном сборе мусора. Организовать сбор макулатуры, раздельного сбора мусора на территории школы или даже в своем классе. Можно предложить ученикам изучить информацию о том, какие предприятия в г. Новосибирске и НСО занимаются переработкой пластика и бумаги. Такая работа будет также способствовать накоплению знаний о своем регионе, что, несомненно, пригодится ученикам при выполнении заданий ВПР по окружающему миру.

Обращаться к истории своей страны, знакомиться с великими изобретателями и их изобретениями можно на уроках технологии. При этом обязательно акцентировать внимание обучающихся на вопросе: «Каковы благоприятные последствия для общества?». Предлагая создать творческий продукт в рамках урока технологии, также следует обратить внимание на его пользу. Такая работа будет способствовать формированию ценностей «служение Отечеству и ответственность за его судьбу» и «созидательный труд». На уроках технологии учитель может заниматься не только трудовым и эстетическим воспитанием, но и так же, как на уроках финансовой грамотности, нравственно-экономическим, экологическим.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитывать ученика можно, используя любое предметное содержание. Главное – истинное желание вырастить личность, которая не только в присутствии посторонних будет демонстрировать правильное поведение, но и, оставаясь наедине с собой, со сверстниками, не нарушит границы норм морали, правил поведения, принятых в российском обществе.

Список источников:

1. Красная книга НСО // Министерство природных ресурсов и экологии НСО [Электронный ресурс]. URL: Красная Книга | Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области (nso.ru) (дата обращения: 12.06.2024).

2. Федеральный закон от 12.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL:  Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе \ КонсультантПлюс (consultant.ru) (дата обращения: 12.06.2024).

3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Официальное опубликование правовых актов [Электронный ресурс]. URL: Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 Официальное опубликование правовых актов (pravo.gov.ru) (дата обращения: 12.06.2024).

Количество просмотров: 306  

Добавить комментарий

1. Возрастная динамика художественного развития личности при формировании функциональной грамотности школьника на занятиях искусством ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Индивидуальный человеческий капитал: просто о важном ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Методика формирования универсального умения решать задачи в условиях обновленного ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Задачи методического лидера учителей начальных классов: от методической сессии к заседанию муниципального методического объединения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Решение методической проблемы развития навыка смыслового чтения на уроках окружающего мира: сценарий заседания руководителей методических предметных кафедр и школьных методических объединений ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Методические особенности организации обратной связи от учителя к ученику ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Дидактические возможности и условия профориентационной деятельности в процессе урока (на примере учебного предмета «Обществознание») ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Мастер-класс для коллег: рекомендации руководителю методического объединения учителей ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Методические кейсы в совершенствовании профессионализма учителя ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Методические рекомендации по проведению урока окружающего мира в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Методические особенности создания условий для присвоения традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа младшими школьниками на уроках ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Современный урок русского языка: методические рекомендации учителю ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Особенности уроков математики на конкурсе «Мой лучший урок – 2024» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Методический анализ учебных занятий в контексте системно-деятельностного подхода ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
15. Неформальное образование учителя: возможности информационно-образовательной среды ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Освоение старшеклассниками национальных духовных ценностей: потенциал интеграции курсов истории России и обществознания ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Трудные темы в обучении младших школьников математике: методические рекомендации на основе анализа результатов ВПР ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Обществознание: углубленный уровень. Интеграция социально-психологического знания в содержание учебного предмета «Обществознание» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Основные ориентиры современной оценки в условиях реализации обновленных ФГОС ОО ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
20. Объективное и стимулирующее к успеху оценивание качества знаний учащихся ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы