Современный урок русского языка: методические рекомендации учителю
Современный урок является отражением тех изменений, которые происходят как в социально-экономическом пространстве, так и в природе самих учеников, которые переступают порог школы. В связи с этим, его содержание и структура не могут быть неизменны. Для повышения качества языкового образования важно понять, какими характеристиками должен и может обладать сегодня урок русского языка в начальной школе. Уже шестнадцать лет Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования проводит областной конкурс профессионального мастерства учителей начальных классов «Мой лучший урок» им. Т.П. Комаровой, где педагоги транслируют свои самые эффективные педагогические практики. Анализ конкурсных материалов позволил предложить методические рекомендации, которые направлены на обеспечение результативных подходов к конструированию современного урока русского языка в начальной школе.
В первую очередь рассмотрим универсальный для любого предметного содержания конструктор, который определит рамку для проектирования.
Основной акцент важно сделать не столько на том, какие интересные задания или формы организации учебной деятельности предложить на уроке, сколько для чего педагог их предлагает, к каким планируемым результатам он хочет подвести учеников. Для чего этот урок? Чем на первой минуте ещё не владеют ребята, но важно, чтобы через 40 минут урока это было в их багаже? Четкое понимание конкретного «пункта назначения» позволит более адресно подобрать самый эффективный методический инструментарий для организации самого процесса его достижения. Таким образом, современный урок русского языка должен трансформироваться из процесса, наполненного разнообразными занимательными упражнениями, в целенаправленно осознаваемый переход от одного уровня освоения к другому. Это позволит убрать из содержания лишние «нерабочие» задания, тем самым высвободив время для более результативно ориентированного взаимодействия.
Структура современного урока должна соответствовать реализации системно-деятельностного подхода, а значит включать в себя три основных этапа: мотивационно-целевой, содержательный и рефлексивно-координирующий.
Первый этап «вхождения в урок» является самым важным, поскольку запускает механизмы осмысленной учебной деятельности учеников. Вместе с тем, как показали конкурсные уроки, на практике у педагогов существует целый ряд педагогических заблуждений относительно того, что является мотивационным началом. Рассмотрим эти заблуждения:
– начать урок со стихотворения стало давней многолетней традицией и, возможно, имеет отношение к благоприятному психологическому настрою, но не к мотивации;
– «повернуться друг к другу, улыбнуться и пожелать плодотворной работы» замечательно для эмоционального комфорта и формирования социальных навыков, но снова не про мотивацию;
– «угадать» тему и цель урока, решив кроссворд или ребус – это подмена понятий, которая формализует идею реализации системно-деятельностного подхода.
Важно предложить такой прием, чтобы обучающиеся вышли на внутреннее целеполагание, закрывая свои познавательные потребности в исследовании, самореализации, преодолении, социальном признании, достижении [2]. Если проследить за используемой педагогической лексикой, то можно выделить самые часто используемые глаголы: угадайте, догадайтесь, разгадайте, отгадайте, загадайте. Целесообразнее наполнить инструкции «глаголами мышления» (глаголы таксономии Б. Блума) и акцентировать уже в начале урока внимание на том, какова будет основная стратегия учебной деятельности: аргументировать, задавать вопросы, наблюдать, формулировать выводы и т.д.
По мнению конкурсантов, по-прежнему минутка чистописания и словарная работа остаются обязательными атрибутами современного урока русского языка. Конечно, развитие мелкой моторики, отработка каллиграфических навыков, работа со словарными словами являются важными составляющими обучения, но традиционный подход их проведения не согласуется с характеристиками изменившегося поколения обучающихся. Их склонность к многозадачности, «клиповости» мышления, запрос на вариативность и новизну, свободу и право выбора не позволяют им с полной отдачей проявлять поисковую активность и желание изучать русский язык, когда все 4 года каждый урок начинается по одному и тому же алгоритму: проверка готовности к уроку, «стишок», улыбка однокласснику, запись на доске числа и классной работы, минутка чистописания (5-7 минут), словарная работа, угадывание темы и цели урока. Вот и прошло 15 минут, а учитель с учениками ещё даже не подошли к основному смыслу запланированного для изучения языкового содержания. Да и с планируемыми результатами урока все это, как правило, не связано.
Результативность урока зависит от того, насколько учителю удалось создать атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. Становятся ли дети активными участниками происходящих событий: аргументировано высказывают своё мнение, предлагают различные варианты выхода из проблемных ситуаций, вносят коррективы в командную работу и как полноправные участники влияют на ход развития событий. На содержательном этапе урока важно предоставить возможность для выбора вариантов осуществления учебной деятельности, заданий для выполнения, форм интерактивного взаимодействия для максимальной степени проявления самостоятельности обучающихся в освоении материала. «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая» [1, с. 145]. Труды Л.С. Выготского напоминают нам о значимости командных форм обучения, когда наиболее качественное освоение происходит через взаимодействие между участниками процесса посредством обсуждения, проговаривания, объяснения, аргументации и т.д. Ему же принадлежит идея «научишься сам, когда научишь других». Применение приемов эффективной командной работы позволяет сделать обучение видимым, с фокусом на развитие всех четырех компетенций XXI века (коммуникация, креативность, критическое мышление, сотрудничество). При этом следует отметить, что просто рассадить учеников по группам, не предлагая совместных командных заданий, недостаточно, а даже вредно, поскольку неправильная рассадка, когда весь урок часть ребят сидит спиной к учителю, имеет лишь здоровьезатратный эффект. Этот же эффект возможен и при непрерывном использовании мультимедийных технологий на уроках, которые, конечно, имеют позитивное влияние на мотивационную сферу обучающихся, но важно учитывать санитарно-гигиенические требования при их использовании.
Формирующее оценивание остается перспективой для дальнейшего профессионального роста. Используемые в конкурсных материалах приемы по-прежнему далеки от этой обязательной характеристики современного урока. Смайлики «не сдают» своих позиций. Эмоциональная рефлексия имеет место быть, но целесообразнее проводить интеллектуальную, личностную, коммуникативную и кооперативную рефлексию. Ученики должны участвовать в выработке критериев оценивания или быть знакомы с ними, видеть собственную динамику развития, контролировать свою деятельность и в нужный момент вносить в нее коррективы.
Еще одной важной деталью нашего конструктора современного урока русского языка является формирование функциональной грамотности, которая пока не интегрирована в содержание. В первую очередь это задания, моделирующие реальную жизненную ситуацию. Ученики начинают видеть смысл изучения предлагаемого материала и понимают, как филологическое содержание может использоваться в жизни, отвечая таким образом на вопрос ЗАЧЕМ мне это? Таким образом, параллельно мы находим еще один путь к повышению уровня мотивации. Учителю нужно проанализировать задания учебника и переориентировать курс русского языка на формирование языковой грамотности как одного из предметных компонентов функциональной грамотности. Педагогам, испытывающим затруднения, рекомендуем курсы повышения квалификации, программа которых разработана кафедрой начального образования и включена в Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ «Формирование функциональной грамотности обучающихся в контексте развития компетенций XXI века».
Итак, современный урок русского языка должен удовлетворять обязательным требованиям:
– структура и содержание соответствуют планируемым результатам;
– реализуется системно-деятельностный подход;
– развиваются компетенции XXI века;
– используются приемы формирующего оценивания;
– создаются условия для повышения функциональной грамотности.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
2. Погребняк Е.В. Учебная мотивация как основной фактор результативности образовательного процесса: основные мотивационные стратегии / Е.В. Погребняк // Сибирский учитель. – 2023 – № 4 – С. 10–15.
Количество просмотров: 2779 |
Добавить комментарий