Обществознание: углубленный уровень. Интеграция социально-психологического знания в содержание учебного предмета «Обществознание»

 
 

Гуськова Анна Геннадьевна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 

Обществознание: углубленный уровень. Интеграция социально-психологического знания в содержание учебного предмета «Обществознание»

Роль и значение учебного предмета обществознание в формировании функционально грамотного гражданина, гуманистически ориентированного члена общества бесспорна. Это положение во многом повлияло на появление возможности изучать обществознание на углубленном уровне и, соответственно, взять ответственность за новые, более сложные компоненты содержания, включающие знания, социальные навыки, нормы и принципы поведения людей в обществе, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни.

Углубление теоретических представлений сопровождается созданием условий для развития способности самостоятельного получения знаний на основе освоения различных видов (способов) познания, их применения при работе как с адаптированными, так и неадаптированными источниками информации в условиях возрастания роли массовых коммуникаций [1].

Одним из новых аспектов и, соответственно, новым элементом содержания, стало более углубленное социально-психологического содержание. Элементы социальной психологии всегда присутствовали в курсе обществознания, однако целенаправленная ориентация на углубление, практикоориентированность и ценностную интеграцию четко осуществляется впервые.

В качестве примера нового содержания рассмотрим фрагменты заданий по теме программы углубленного уровня «Антисоциальные, криминальные группы».

В рамках изучения этой темы учитель должен ввести классификацию неформальных групп по критерию «отношение к обществу» и таким образом акцентировать внимание на просоциальных, асоциальных и антисоциальных группах.

Просоциальные группы (от лат. pro – «за» и so-cium – «общество») – группы, деятельность которых направлена на принесение пользы обществу и способствует социализации ее членов.

Асоциальные группы (от лат. a – отрицательная частица и socium – «общество») – группы, деятельность которых отрицает существующее общественное устройство.

Антисоциальные группы (от лат. anti – «против» иsocium – «общество») – группы, деятельность которых ориентирована на разрушение, дезинтеграцию, отрицание основ и ценностей общества.

Криминальные (преступные) группы – наиболее опасная разновидность антисоциальных групп.

По характеру субъективной связи членов группы следует выделить виды преступных групп:

– группа без предварительного сговора;

– группа по предварительному сговору;

– организованная группа;

– преступное сообщество (преступная организация).

Преступное сообщество является более опасной разновидностью организованной группы. Преступное сообщество (преступная организация) – структурированная организованная группа, созданная для совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений, или объединение организованных групп, созданное в тех же целях (ч. 4 ст. 35 УК РФ). Разновидности преступного сообщества: «террористическое сообщество» (ст. 2054 УК РФ) и «экстремистское сообщество» (ст. 2821 УК РФ).

В рамках этой же темы учитель должен ввести понятие «агрессия», акцентируя внимание на том, что подход к определению агрессии как попытки нанесения другим телесных или физических повреждений, ограничивает употребление данного термина. Классификация, предложенная А. Бассом, в этой связи так же должна быть проанализирована в ходе урока. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая – вербальная, активная – пассивная и прямая – непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий [2]. К каждому типу агрессии, предложенному А. Бассом, необходимо совместно с обучающимися подобрать соответствующий пример, смоделировать социальную ситуацию.

Профильное изучение обществознания предполагает регулярное выполнение заданий в формате ГИА, поэтому предложить учащимся, опираясь на знание обществоведческого курса и социальный опыт, привести три аргумента об опасном влиянии криминальных групп на устойчивое развитие общества, представляется оправданным действием.

Тренинг «Профилактика агрессивного поведения» мог бы стать логичным внеурочным «углублением» темы и весомым вкладом в учебно-воспитательном процессе.

В заключении акцентирую внимание на том, что интеграция социально-психологического знания в учебный предмет «обществознание» является крайне актуальным действием, поскольку проведение урока на тему «Антисоциальные, криминальные группы» своей целью имеет создание условий для того, чтобы старшеклассник узнал виды и особенности криминальных групп, категории агрессии. И смог научиться выделять и определять признаки преступных групп, оценивать опасность криминальных групп, характеризовать феномен агрессии и приемы и методы противостояния ей.

Уважаемые коллеги, интеграция социально-психологического знания в содержание учебного предмета «Обществознание» – задача большая, социально и личностно значимая.

Литература

1. Примерная рабочая программа среднего общего образования учебного предмета «Обществознание» (углубленный уровень) для 10-11 классов образовательных организаций. https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-srednego-obshchego-obrazovaniia-uchebnogo-predmeta-obshchestvoznanie-uglublennyi-uroven-dlia-10-11-klassov-obrazovatelnykh-organizatsii.

2. Горбунова М.Ю. Социальная психология. – М. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2006. – 223 с.

Количество просмотров: 519  

Добавить комментарий

1. Индивидуальный человеческий капитал: просто о важном ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Методика формирования универсального умения решать задачи в условиях обновленного ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Задачи методического лидера учителей начальных классов: от методической сессии к заседанию муниципального методического объединения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Решение методической проблемы развития навыка смыслового чтения на уроках окружающего мира: сценарий заседания руководителей методических предметных кафедр и школьных методических объединений ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Методические особенности организации обратной связи от учителя к ученику ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Мастер-класс для коллег: рекомендации руководителю методического объединения учителей ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Методические кейсы в совершенствовании профессионализма учителя ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Методические рекомендации по проведению урока окружающего мира в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Методические особенности создания условий для присвоения традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа младшими школьниками на уроках ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Современный урок русского языка: методические рекомендации учителю ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Особенности уроков математики на конкурсе «Мой лучший урок – 2024» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Методический анализ учебных занятий в контексте системно-деятельностного подхода ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Неформальное образование учителя: возможности информационно-образовательной среды ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Освоение старшеклассниками национальных духовных ценностей: потенциал интеграции курсов истории России и обществознания ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Трудные темы в обучении младших школьников математике: методические рекомендации на основе анализа результатов ВПР ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Обществознание: углубленный уровень. Интеграция социально-психологического знания в содержание учебного предмета «Обществознание» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Основные ориентиры современной оценки в условиях реализации обновленных ФГОС ОО ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
18. Объективное и стимулирующее к успеху оценивание качества знаний учащихся ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
19. Трудные вопросы в обучении младших школьников предмету «Окружающий мир» ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
20. Уклады школьной жизни ВЫПУСК №62, ДЕКАБРЬ 2015

Страницы