Мастер-класс для коллег: рекомендации руководителю методического объединения учителей
Подготовка и проведение мастер-классов не является базовой профессиональной компетенцией учителя. Учителя – участники регионального конкурса профессионального мастерства «Учитель года» отмечают, что из всех конкурсных испытаний именно мастер-класс представляется самым сложным. Некоторые из них, выходя на сцену, показывают фрагмент урока или монологически излагают теорию, другие пытаются рассказать о своем опыте применения методов и приемов, которые видятся инновационными, иногда обращаясь за обратной связью и поддержкой к аудитории. Восприятие происходящего зрителями во многом зависит от присущего учителю обаяния и артистических способностей, его уверенности в том, что излагаемый материал интересен и полезен коллегам. Видимо, в этом и состоит главная сложность, ведь мастер-класс проводится для коллег, каждый из которых тоже обладает опытом, мастерством, своим представлением о том, как лучше донести методическую идею до профессионалов.
Профессорско-преподавательский состав ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО (далее – Институт) впервые столкнулся с вызовом подготовки мастер-классов, проведение которых руководителями муниципальных методических объединений (далее – ММО) работников образования Новосибирской области стало основным содержательным компонентом методической сессии в рамках XXIV регионального съезда. В течение четырех дней было проведено 21 сессионное заседание для 30 видов ММО, в ходе которых состоялось 93 мастер-класса различного качества и содержания. При этом отдельные кафедры ранее имели опыт подготовки конкурсантов региональных этапов всероссийских конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям» и других. В этой связи интересны особенности подготовки и проведения сессии коллективом кафедры начального образования:
– впервые традиционная августовская методическая сессия, нацеленная на диссеминацию передового опыта методической работы на муниципальном уровне, проводилась очно;
– за два месяца до события были созданы четыре наставнические пары из числа работников кафедры начального образования и наиболее активных руководителей ММО из Барабинского, Коченевского, Куйбышевского и Купинского районов Новосибирской области. Специалист кафедры выступал в роли наставника, руководитель ММО – наставляемого;
– совместно ими были разработаны сценарии мастер-классов, подготовлены необходимые для их проведения дидактические материалы;
– содержание мастер-классов посвящено преодолению профессиональным дефицитов, выявленных в ходе стратегической сессии в марте 2024 года и коррелирующих с дефицитами обучающихся по итогам ВПР и НИКО по четырем учебным предметам, изучаемым младшими школьниками;
– мастер-классы проводились руководителями ММО в интерактивном формате, а все созданные дидактические материалы переданы руководителям ММО-участникам методической сессии для использования в ходе заседаний ММО в муниципалитетах;
– мнение эксперта из числа представителей родительской общественности содержало не только благодарность и восхищение тем, что учителя уделяют пристальное внимание своему развитию, но и включало конкретные предложения по улучшению качества методической работы в регионе, муниципалитетах и образовательных организациях.
Руководители ММО, получив дидактические материалы, провели мастер-классы для руководителей школьных методических объединений (далее – ШМО) в муниципалитетах. Об этом они сообщили в чате для руководителей ММО, поддерживаемом кафедрой.
При этом анализ материалов о проведении заседаний ММО по итогам методической сессии, которые размещены на официальных сайтах муниципалитетов, сложности, с которыми столкнулись наставнические пары при подготовке сценарных планов, и включенное наблюдение в ходе проведения сессии подтверждает необходимость разработки рекомендаций руководителям ММО по подготовке и проведению мастер-классов для коллег – членов ММО, руководителей ШМО. Кратко представляя эти рекомендации, обратим внимание методических лидеров на следующие моменты.
Во-первых, необходимо четко выделить цель проведения мастер-класса. Выявленный ранее профессиональный дефицит – хороший целевой ориентир для проектирования методического события. Важным фактором успешности его проведения является мотивационно-целевой этап мастер-класса, в ходе которого Мастер сможет убедить коллег в том, что дефицит действительно существует и присущ каждому из учителей. Подтверждением этого тезиса может быть статистика или блиц-опрос, проведенный в первые минуты мастер-класса. Уже на этом этапе важно обеспечить интерактивный характер проведения события. Можно, например, предложить коллегам зафиксировать свое мнение по обсуждаемому вопросу, письменно обозначить профессиональную позицию, сформулировать затруднение. Далее необходимо предоставить учителям возможность обсудить то, что они изложили на бумаге. Это уместно сделать, соблюдая установленное время и предлагая общаться в парах, а затем в четверках. Этап завершается уточнением цели мастер-класса, которая теперь должна быть понятна и принята всеми его участниками.
Во-вторых, важно продумать приемы, которые позволят в ходе второго содержательно-деятельностного этапа включить в активную и продуктивную деятельность всех участников. Предлагая коллегам выработать совместное решение, составить кластер или чек-лист, заполнить систематизирующую таблицу или нарисовать скетч, важно определить необходимое для этого время, продумать алгоритм работы и подготовить конкретизирующие каждый шаг инструкции. При этом важно понимать, что в больших группах решение сложных интеллектуальных задач затруднено даже при высокой мотивации участников. Если предварительно не проводилась работа по командообразованию, целесообразно начинать с совместной деятельности в парах, постепенно объединяя учителей для обмена мнениями, демонстрации созданных продуктов. Однако на этом этапе велик риск того, что вместо взаимного обогащения может быть получен результат, несопоставимый по качеству с ожидаемым. В связи с этим, на данном этапе важно предусмотреть участие фасилитаторов и экспертов.
В-третьих, особое внимание необходимо уделить итоговому рефлексивно-оценочному этапу мастер-класса. Предъявление полученных на втором этапе результатов не должно быть поспешным или оставленным без критериального оценивания. Очень важно организовать самооценку того, что удалось создать учителям, и взаимную оценку. Используемые для этого приемы разнообразны. Объединяет их применение главный принцип взаимодействия взрослых в ходе методического события – уважение к опыту и мнению профессионалов. В этой связи рекомендуется предусмотреть как индивидуальную, так и совместную взаимодополняющую рефлексию, устную или сопровождающуюся визуализацией мнения учителя. При этом важно, чтобы рефлексивные высказывания затрагивали как эмоциональный, так и содержательно-деятельностный аспекты мастер-класса. Идеальным результатом мастер-класса будет признание его участниками того, что принятая ими в первые минуты цель достигнута – теперь они точно знают, как устранить имеющийся профессиональный дефицит, какие действия следует предпринять, в какой последовательности и в какие сроки изменить к лучшему свою профессиональную деятельность, а значит и результаты своих учеников.
Таким образом, признавая сложность подготовки и проведения учителями мастер-классов, констатируем их эффективность как инструмента развития профессиональных компетенций учителей и одновременно реализации методического лидерства руководителей методических объединений школьного и муниципального уровней.
Количество просмотров: 133 |
Добавить комментарий